Пришло долгожданное лето, и по традиции перед началом отпускной кампании к нам приезжают знаменитости с концертными программами. В этом году на закрытии сезона во Дворце металлургов с двухсерийной танцевальной постановкой «Кармен.TV» выступил «Киев модерн-балет» (хореограф Раду Поклитару).


Казалось, зал будет пуст – ну не ценят в Мариуполе таланты, не знают модерн-балет как стиль и не совсем понимают видение танцевания, предложенное постановщиком Раду Поклитару. Но все получилось наоборот - в зале негде было яблоку упасть, и присутствующие охотно принимали современную хореографию. Как правильно заметили перед спектаклем, «от работы души зрителей зависит успех спектакля», что они и ощутили во время представления.

Открывается занавес, на мгновение в зрительном зале повисла тишина… И перед нами появляется первая героиня – Микаэла (девушка Хосе), которая тут же садится перед телевизором. Вот и начинается первая серия (именно такое название предложено, как в телевизионной постановке, а не привычное – действие, как в спектакле. – Авт.), в которой еще появляются дворянского рода Хосе и цыганка Кармен.

Смелый экспериментатор Раду решил опираться на образы и сюжеты из литературного произведения «Кармен» Проспера Мериме и оперы Жоржа Бизе, привнеся авторское и осовремененное в созданную ранее палитру классики. Поэтому прикольно поздравить с днем рождения девушку посетив подобное мероприятие. Зрители приняли все происходящее на сцене по-особенному: кое-где послышались смешки и глупые выкрики, дети заскучали (опрометчивый поступок со стороны родителей – привести молодую поросль на подобное действо. – Авт.), а некоторые и вовсе удалились после антракта. Но это дело каждого…

Мы же с удовольствием продолжили просмотр «заэкранного» мира истории Кармен, за которой вместе с нами наблюдала и Микаэла («зрительница». – Авт.). На подмостках – работа артистов на грани безумия, некая угловатость, при этом сумасшедшей сложности поддержки и сильнейшая затянутость мышц. Именно в этом и видится модерн как антипод классическому балету с фиксированными позициями рук и корпуса, традиционными поддержками и вращениями. В современном танцевании чувствуются легкость и полет фантазии не только постановщика и исполнителей, но и самих зрителей.

В работах Раду Поклитару задействовано много символов: вызов делается броском цветка, на сцене мужские образы попытались преподнести в виде мешков, к которым обращаются девушки. И все, как в жизни: сначала звучат слова «милый», «родной», «любимый», в конце - лишь шумная перебранка. В этом балете танцоры не просто создают антураж, а являются активными участниками постановки, замечательно отыгрывают массовые сцены, создавая особое настроение.

Кокетство девушек пленит, бравурность парней восхищает, и подкрепляется все откровенными элементами сексуальности. Как иначе, если звучит «Amore»?.. Памятен момент, от которого зрители даже вскрикнули, когда Хосе, стремглав убегая со сцены, на ходу схватил Кармен, и они молнией скрылись за кулисами. Довольно иронично выглядит прием современной хореографии, когда девушки берут парней на руки и качают их, сами выбирают возлюбленных (прослеживаются элементы эмансипации. - Авт.).

В новом прочтении Кармен предстала независимой, она бросает в адрес тореадора такие реплики: «Отпусти меня, убери руки!» Вскоре он гибнет от рогов быка. Очень ярок и символ, когда цыганке очередной мужчина вручает свое сердце, которое она ему позже возвращает. Что необычно, ход событий меняет Микаэла, с подачи которой Кармен ножом убивает девушку из толпы. В финальной части второй серии «зрительница» избавляется от цыганки-соперницы – с ее «помощью» героиня повешена на шарфе. Правда, позже побежденный экранный образ оживает, но уже поздно - Микаэла взяла Хосе за руку и усадила рядом смотреть телевизор...

В этом театре все довольно просто и понятно, при этом манерно и динамично, от чего классические произведения за-играли по-особенному. Не удивительно, что современные танцоры мечтают иметь в репертуаре постановки от Раду Поклитару, а коллеги по цеху лишь восторгаются его талантом. Мы с нетерпением ждем новых творений от «Киев модерн-балета» на мариупольских сценах и с удовольствием будем наблюдать за судейством Раду в проекте «Танцуют все-5» канала СТБ!

Просмотров страницы: 44