Историческая география гомеровских произведений представляет весьма сложную этническую картину Балкано-Анатолийского района. Наряду с исторически реальными, засвидетельствованными и в других исторических источниках этносами типа ахейцев, фракийцев, мисийцев, даже кетейцев, в этносе присутствуют некоторые легендарные народы, такие как пигмеи, эфиопы и другие. Среди них особый интерес представляют легендарные народы, обитавшие, согласно античной традиции, в пограничных областях знакомой грекам ойкумены. Одним из народов, занимающих именно такое место в исторической географии гомеровских произведений, являются абии.
По мнению Гомера, абии обитали в Малой Азии. Страбон, а следовательно, и те античные авторы, у которых он черпает соответствующие сведения, помещают абиев на северных окраинах ойкумены. Современные исследователи единодушны в том, что информация об абиях — это описание скифского народа или отражение греческого представления о каком-то скифском народе. Также общепринятой является интерпретация известных нам из античных источников характеристик социальной жизни абиев как отражения специфической для эллинской мысли со времен Эфора идеализации варварских народов.
Письменные источники, упоминающие об абиях, немногочисленны.
-
Это стихи 2—6 песни XIII «Илиады» Гомера и довольно подробные схолии к этим стихам;
-
Одна статья Стефана Византийского (VI в. н. э.);
-
Относительно детальный анализ Страбона сведений о гетах и их стране, касающийся и вопроса об абиях (Geogr., VII, 3, 3—10), а также некоторые второстепенные отрывочные свидетельства.
В своем анализе Страбон, перечисляя связываемые с мисийцами мифологические общности капнобатов и ктистов, утверждает, что он пытается определить, у каких народов существуют подобные по типологии общности, и на этой основе причислить к ним абиев и гиппемолгов. Создается впечатление, что в своем конечном выводе (Geogr., VII, 3, 9) Страбон, несмотря на некоторые расхождения, находится в сильной зависимости от Эфора, греческого историка IV века до н. э. Но свидетельства Гомера так или иначе являются более ранними, чем сведения Эфора, с именем которого связывается идеализирующая тенденция в описании варварских народов в историко-социологической мысли античной Греции.
Кроме того, поздний компилятор Стефан Византийский, наряду с другими данными, передает характеристику социальной жизни абиев, приведенную в цитируемом им фрагменте несохранившегося произведения Эсхила — также более раннего по сравнению с Эфором автора. Следовательно, данные об абиях не отражают идеализацию варварских народов в античной традиции или, по крайней мере, такое утверждение следует принимать со значительными оговорками. Кроме того, ознакомление с конкретными данными источников об абиях, по нашему мнению, подсказывает и иную возможность интерпретации идейного подтекста, вложенного в этот литературно-мифологический образ.
Cледует учитывать, что образ абиев попадает в литературу из мифологии, следовательно он является продуктом литературной обработки древней мифо-эпической традиции, которые отражены так же в многочисленных изображениях на грческой керамике, в камне и мозаике. Как хорошо известно, Эсхил, например, черпает большинство своих сюжетов из мифологии. Исследователи давно обратили внимание на генетическую связь между мифологией и драматургией, в частности применительно к творчеству Эсхила. Вообще греческая литература рождается в процессе активного идейного переосмысления мифологии, унаследованной от гомеровского и архаического периодов истории древней Греции (XI—VI вв. до н. э.). Поэтому следует ожидать, что образ мифических абиев, даже литературно обработанный, подчиняется логике мифологической системы, к которой он относился первоначально. Учитывая такую постановку проблемы, необходимо обратиться к анализу источников о этом народе.
Просмотров страницы: 169