Кинематографический Мариуполь – это, прежде всего, наш земляк Леонид Луков, снявший за свою тридцатилетнюю творческую жизнь 11 кинолент. А все начиналось 85 лет тому назад, когда в возрасте 18 лет он дебютировал в кино как автор сценария фильма «Ванька и Мститель».


А через 10 лет Луков задумал снять фильм о родном крае. На экраны страны он вышел в 1939 году под названием «Большая жизнь» в двух сериях и принес ему вмиг всесоюзную славу. Для жителей Донбасса фильм стал сразу родным и близким не только потому, что рассказывал о жизни шахтеров, а также благодаря прекрасной песне «Спят курганы темные», до сих пор считающейся в народе гимном шахтерского края. Именно эта песня звучала на стадионе в Стамбуле, когда ФК «Шахтер» завоевал Кубок УЕФА.


Любимая песня донетчан родилась в Киеве на киностудии художественных фильмов, которая сейчас носит имя А.П. Довженко. А было так. Когда начались съемки фильма «Большая жизнь», режиссер картины Леонид Луков пригласил Никиту Богословского, тогда еще начинающего писать для кино, создать музыку к своей картине. Молодой композитор волновался. Дело в том, что Луков для своего фильма кроме оркестровой музыки, выстроенной по очень сложному и точному плану, потребовал от композитора песню, которая бы «вошла в шахтерские души и полюбилась на долгие годы».


Стихи к ней уже были написаны молодым поэтом Борисом Ласкиным, в дальнейшем ставшим известным писателем- юмористом. Лукову они очень понравились, и он принял их без единой поправки. Причем поэзия, на взгляд Лукова, была настолько безупречной, что Богословскому не разрешалось изменить в ней не только ритм строчек, но и вообще ни одного слова.

Позднее композитор вспоминал: «Привыкнув к спокойной, деловитой и размеренной работе режиссера «Острова сокровищ» В. Вайнштока, с которым начинал работу в кино, я был несколько ошарашен неуемной и буйной энергией и темпераментом Лукова, вникавшего помимо своих основных обязанностей во все мельчайшие детали производственного процесса. Он носился по всей студии, гневно кричал, ссорился и тут же мирился со многими людьми. Со мной же работа первое время протекала относительно спокойно, но впоследствии ознаменовалась рядом ссор – к счастью, по чисто творческим вопросам».

Безусловно, это ответственное задание для Богословского было очень непростым. Созданные им многочисленные музыкальные варианты актерски «проигрывались» Луковым, примеривались к трактовке песни персонажем фильма и тут же отметались. Богословский находился в полном отчаянии, даже хотел распрощаться с Луковым. Но, однажды рассеянно перебирая клавиши, неожиданно нашел почти неуловимую интонацию заключительных строк припева. И песня была готова через полчаса.

Луков пришел на очередное прослушивание с Марком Бернесом, исполнявшим одну из главных ролей в картине. Когда композитор сыграл свое произведение, режиссер бросился к нему с криком: «Наконец-то!» и бурно расцеловал его, а затем признался, что хотел с ним даже расторгнуть договор. Марк Бернес был уверен, что исполнять в картине будет именно его персонаж, – он играл инженера шахты Бориса Петухова. Но Луков отдал ее исполнителю другой роли – актеру Лаврентию Масохе, который воплощал в фильме врага и вредителя – Макара Ляготина. «Мне это надо для драматургии картины», - мотивировал Луков. А чтобы не обидеть Марка Бернеса, ему было представлено право первым записать эту песню на грампластинку, это последние новости.

Когда фильм «Большая жизнь» вышел на экраны, песня «Спят курганы темные» сразу же зазвучала в народе. Ее одинаково охотно исполняли с концертной эстрады профессиональные исполнители и пели в обычных компаниях «для души». Эта песня звучала и в годы Великой Отечественной войны. Ее пели как воспоминание о дорогом и родном, с ней связывалась надежда на возвращение к мирной жизни и приобретала уже новое значение. Ведь на полюбившуюся мелодию в народе придумывали очень злободневные на то время слова, которые не нравились фашистам. Песня «Спят курганы темные» тогда приравнивалась к оружию.

Многие наши современники, безусловно, помнят ее в исполнении народного артиста СССР Юрия Богатикова, которого я лично знал. Практически ни один концерт популярного донецкого певца не обходился без нее. И можно с уверенностью сказать, что песни «Спят курганы темные» и «Давно не бывал я в Донбассе» стали визитной карточкой Богатикова, он исполнял их до последнего выхода на концертную эстраду.

Творческое содружество композитора Никиты Богословского и кинорежиссера Леонида Лукова продолжалось многие годы, благодаря чему родились замечательные песни, среди которых «Ты ждешь, Лизавета», «Темная ночь» и «Шаланды». Эти песенные шедевры прозвучали в картинах Лукова «Пархоменко» и «Два бойца». Ведь Леонид Давидович очень тонко разбирался в музыке и всегда придавал огромное значение в своих кинолентах песням.

Тому подтверждение и непревзойденная шахтерская песня «Спят курганы темные» из кинофильма «Большая жизнь»...


Алексей ПОПОВ,
Краевед

Просмотров страницы: 304