И это ведь сказал не друг, не брат, не сват - у нас же непростые отношения, но Колосков - профессионал
ФУТБОЛ. «ЗЕНИТУ» - 95.Воспоминания легендарного тренера
Олимпийский чемпион, заслуженный тренер СССР, бывший главный тренер «Зенита» уже немало рассказал читателям нашей газеты о своей работе в Петербурге. Сегодня мы завершаем нашу беседу о питерском периоде жизни легендарного российского наставника.
- Анатолий Фёдорович, ваш «Зенит» здорово играл против «Спартака», у вас в очных встречах побед больше, чем у Романцева. Со стороны казалось, что матчи против «красно-белых» имели для вас особый подтекст. Это так?
- Не могу сказать, что отношение к «Спартаку» было иным по сравнению с другими командами. Конечно, ставилась задача победить многократного чемпиона страны. «Спартак» - это серьезный раздражитель, команда с большими традициями, борющаяся за самые высокие места. В ту пору в составе клуба Олега Романцева было достаточно много футболистов высокого уровня, игроков с индивидуальной техникой. Очень важно было построить игру «Зенита» таким образом, чтобы разрушить игровые связи соперника, создать численное превосходство на определенных участках поля, в месте владения мячом. Создание дефицита пространства и времени способствовало контригре.
Мне кажется, что нам это удавалось, потому что появлялось свободное пространство, а скорости, которые мы предлагали, ставили перед обороной «Спартака» большие проблемы. В каждом из матчей ты учитываешь специфику соперника, анализируешь его слабые стороны, предполагаешь выбор тактики. Были и мотивация, и уверенность, что тактика принесет результат. Для тренера очень важно сформировать не только настрой на победу, но главное, чтобы футболисты творчески дополнили игру. Очень важно не ограничивать их творчески. Дефицит пространства надо было создавать техничным игрокам «Спартака», чтобы не давать им перейти на комбинационную игру. И, конечно, важен был контроль за ключевыми исполнителями.
Победы над «Спартаком» уже не были сенсацией
- В то время многие восторгались «Спартаком» Романцева, матчи этой команды постоянно показывали по телевидению. Казалось, что обыграть «красно-белых» в России никому не под силу. Но в апреле 1998 года миланский «Интер» и блиставший в нем Роналдо показали, как это надо делать на песчаном поле в Москве. Получили дополнительную пищу от увиденного в том матче?
- Аналогии нет с тем противостоянием «Спартака» с «Интером». Пищу получаешь, когда перед матчем видишь игру предполагаемого соперника и анализируешь. Тогда замечаешь слабости, проблемы. Они обязательно учитываются при подготовке. Ведь перед матчем игра моделируется.
- Победы вашего «Зенита» над «Спартаком» расценивались как сенсация.
- Ко времени работы с «Зенитом» у меня были матчи с национальной командой, а соперниками были чемпионы и вице-чемпионы мира и чемпионы Европы. Так что у меня проблем в подготовке к матчам со «Спартаком» не было. Главное видеть, за счет чего можно победить. Для меня победы над «Спартаком» не являлись сенсацией. Как я вам и говорил, важно было создать такую атмосферу, при которой футболисты не испытывали боязни. В этой связи я особо вспоминаю матч с московским «Торпедо» в Санкт-Петербурге. Тогда к перерыву мы уступили со счетом 0:2, но в итоге победили.
- Это случилось в августе 1997 года, этот матч - один из самых ярких в том сезоне.
- В перерыве игры с «Торпедо» (а тогда это была сильная команда) футболисты увидели, что у тренера есть уверенность в том, что матч можно спасти и победить. Настроение передается игрокам, это своего рода техническая работа по внесению корректив (после перерыва игра поменяла характер, в последние 20 минут Герасимец, Кульков и Попович трижды поразили ворота автозаводцев-лужниковцев, которые при счете 2:0 не реализовали пенальти). Неслучайно ведь позже мы и с «Локомотивом» обыгрывали «Спартак» четырежды в одном сезоне (дважды в чемпионате и дважды в полуфинале Кубка). Одна из этих побед стала одной из лучших в истории российского футбола, когда мы выиграли со счетом 4:3 в сентябре 2007 года.
Приезжаешь во Владикавказ - два пенальти
- Мы не сказали ни слова о владикавказской «Алании», которая в ту пору тоже претендовала на чемпионство.
- Да, помню, приезжаешь играть против Газзаева, а там в твои ворота два пенальти дают. Правда, оба пенальти «Алания» не забивает - надежно сыграл Рома Березовский, а «Зенит» побеждает (в апреле 1997 года «Зенит» обыграл действующего чемпиона страны со счетом 2:0, благодаря мячам Зазулина и Игонина, встречу судил Юрий Баскаков).
Мутко настаивал на том, чтобы я работал в сборной
- Наверное, побаивались вас, поэтому и строили козни многие тренеры, когда стало известно, что вы можете вновь возглавить сборную.
- У меня были результаты. Люди это признавали. Вот Вячеслав Колосков поздравил меня с 70-летием, и сказал, что Бышовец - это эталон тренера.
- Приятно слышать такое.
- И это ведь сказал не друг, не брат, не сват - у нас же непростые отношения. Я со своей стороны могу говорить о Колоскове как о профессионале. Для меня очень важно, когда дают оценку тебе люди, с которыми у тебя нет отношений. Чем хороши соперники? Они очень последовательны и правдивы в своих оценках.
- Правда, что многие известные тренеры были против того, чтобы вы возглавили главную национальную команду? У вас же был огромный опыт работы со сборными за плечами.
- Слышал от одного очень известного человека, что Мутко столкнулся с ситуацией, когда предложил меня в сборную, а пять президентов знаменитых клубов восстали и сказали «нет». Они выступали категорически против. Тогда это уже был «Зенит», который боролся за первое место. И мне позже передали, что Мутко предлагал и настаивал, но президенты клубов наотрез отказались, не поддержали.
- Почему они были так категоричны?
- За моими плечами были Олимпиада без поражений с командой СССР, работа с другими сборными. В Южной Корее у меня была и олимпийская команда, и национальная. Олимпийская - в ту пору это были студенты. Между тем они на Играх в Атланте в 1996 году проиграли только сборной Италии в своей группе, а за «Скуадру Адзурру» тогда играли футболисты, которым предстояло выиграть чемпионат мира 10 лет спустя. Мои команды не проигрывали сборной Италии, чемпионам мира, команде ФРГ, чемпионам Европы, команде Нидерландов, всегда сильной. При том, что в 1992 году сборная СНГ была молодой командой. Я давал результат.
Для того чтобы работать с национальной командой, надо иметь качества, которые отличаются от качеств клубного тренера, который ежедневно с командой. Для того, чтобы работать на уровне сборной, нужны иные качества. Поэтому я считаю, что Газзаев, Семин, Садырин, Романцев - это хорошие клубные тренеры. Но быть тренером в клубе и в сборной - это совершенно разные профессии. Это как терапевт и хирург. В сборной, не имея времени, в критической ситуации ты находишь решение, которое позволяет создать команду. И ты играешь на равных с командами-чемпионами.
Дело не только в Романцеве, а в обстановке в целом
- У вас осталась обида на Романцева? Он ведь сделал все для того, чтобы у вас не получилось в сборной. Игроков не отпускал, например.
- Что делать? Это не только Романцев, но и сама обстановка (подробнее об этом - в следующем номере). Не только он, а целое сообщество. Они спасали Колоскова на выборах президента РФС. Стоял вопрос: если я остаюсь, то Колосков на конференции мог бы и не выиграть. А как нам устроили поездку в Бразилию (без легионеров и игроков «Спартака», не отпущенных Романцевым, молодая команда проиграла будущим пентакампеонам - 1:5) - это отдельная история. Несмотря на всё случившееся я очень рад, что капитан сборной России - Сергей Семак добивается успеха на тренерском поприще. Значит мы летали туда не зря. Договаривались, что будет чартер, мне об этом было сказано. Но летели сутки. Да и не все поехали. Вы понимаете, что сборной Бразилии необходимо было взять реванш у русской команды с тренером Бышовцем после поражения на Олимпиаде в Сеуле. То есть подтекст был. Мы летели целые сутки, я уже говорил вам, что ноги так распухли, что игроки не могли надеть бутсы.
- Там было поражение от мотивированных кудесников мяча. Последний матч вашей сборной.
- И когда мы вернулись, возникла такая ситуация. Я появился на исполкоме РФС, хотя меня не пригласили. И спросил: «Ну что же так, даже слова не дали?»…
- Не по-человечески поступили с вами…
- Я переживал сложные времена и в «Локомотиве», и дважды в сборной. Это были непростые ситуации. Ничего нет страшнее клеветников и завистников. В их черном деле для них ни родина, ни мать родная - не преграда. Кто выиграл от того, что сборная не решила задачу (не вышла в финальную часть Евро-2000), а «Зенит» в конце сезона не смог дома обыграть «Тюмень» и остался вне зоны УЕФА? Я столько лет в футболе, это бескорыстное служение, и я имею свое независимое суждение, поэтому не вписываюсь в систему. Если не вписываешься, она тебя выталкивает.
«Бышовец - святой»
- Вы не только помогли футболистам «Зенита» раскрыться, но и помогали петербургским детям в то непростое время.
- Опекал интернат. Не только сам давал деньги, но и приобщил ребят из команды. Сказал, что есть бедные дети, которым необходима помощь. Делали взносы после побед, и еще раз в месяц. В Питере много детей нуждающихся было. Всё это повышало нравственность футболистов. Я очень благодарен за это игрокам, с которыми тогда работал в Петербурге.
Еще помогали строить церковь в память о блокадниках. Ребята жертвовали свои деньги. Такие вещи меняли отношение футболистов к городу, болельщикам, людям. Об этом обычно не говорят, ведь благотворительность - это не то, что принято обсуждать. Мы говорим об этом по той причине, что благодаря таким моментам менялась команда и игроки. Тот же Панов, о котором мы говорили ранее, в итоге оправдал надежды и добился того, чего мы вместе хотели - стал игроком сборной России.
- Жаль, что ваш «Зенит» не выиграл чемпионат.
- Чемпионат России кто и как только не выигрывал. Мы стремились сделать это. Скажу, что у меня необычные отношения с болельщиками «Зенита», очень теплые. Когда я привозил «Томь» в Петербург (в августе 2005 года), мы проиграли «Зениту», мяч забил Саша Спивак. После матча мы из Питера уезжали в Ригу на базу. И вдруг в поезде оказались болельщики «Зенита». Произошла стычка между игроками и болельщиками, она вполне могла перерасти в драку. Выхожу, и вдруг кто-то из болельщиков говорит: «Подожди, Бышовец - святой». И обошлось. Вот такая история. А вообще жизнь такова, что без ошибок не обойдешься. С возрастом ошибки, грехи хочется забыть, и прощенным быть.
Константин РОМИН.