Экс-полузащитник «Зенита» - о причинах неудач в Кубке УЕФА-1981/1982 и Кубке европейских чемпионов-1985/86

«ЗЕНИТУ» - 95. Главы из истории: еврокубки. Комментарий из первых уст

О дебютных матчах «сине-бело-голубых» в европейских клубных турнирах корреспондент «Спорт уик-энда» побеседовал с чемпионом СССР 1984 года и бронзовым призером 1980 года, принимавшим участие в этих поединках.

 

В Дрездене не хватило опытного Ткаченко

- К дебюту в Кубке УЕФА «Зенит» готовился как-то особенно?
- После бронзы у нас сезон, что называется, не сложился. Началось все с подготовительного цикла. Специальная комплексная научная бригада из Института Лесгафта рекомендовала Юрию Морозову проводить тренировки в щадящем режиме. Поначалу главный тренер следовал этим рекомендациям, но потом выдал ударный цикл. Это позволило хорошо стартовать в новом чемпионате страны, но затем наступил спад. Мы не могли выиграть дома даже у новичка высшей лиги симферопольской «Таврии» и краснодарской «Кубани». В таком состоянии и подошли к матчам против дрезденского «Динамо».
- Сейчас клубы заметно укрепляются под еврокубки…
- После бронзы наша команда скорее ослабилась. Некоторые опытные игроки ушли. Самой ощутимой стала потеря голкипера Александра Ткаченко, который приходил на два сезона из «Зари». Его заменил в «рамке» молодой Михаил Бирюков, но в первых матчах сезона он допускал много ошибок. Морозов даже воспользовался пунктом регламента, который позволял участникам еврокубков дозаявить футболистов, и пригласил из «Торпедо» ещё одного вратаря - Владимира Николаева. Тот раньше играл за «Нефтчи», но уже написал заявление в московский клуб. По ходу того сезона и у Бирюкова, и у Николаева случалось достаточно «пенок».
- В чем дрезденское «Динамо» превосходило «Зенит»?
- В опыте и физических кондициях. В Дрезден мы вообще приехали никакие. Нужно было побеждать с разницей в два мяча, а Морозов отрядил в защиту то ли пять, то ли шесть человек. Немецкая команда действовала и в гостях, и дома очень организованно - именно за счет опыта участия в еврокубках. В начале 80-х в СКК стали проводить турнир породненных городов, на который регулярно приезжало дрезденское «Динамо». Не могу сказать, что мы их постоянно обыгрывали, но так бледно, как в Кубке УЕФА, никогда не выглядели.

 

Осадок был очень горьким

- В Кубке европейских чемпионов осенью 1985-го «Зениту» попались вполне проходимые соперники, но уже в матче с «Волеренгой» обозначились проблемы…
- К тому времени мы уже сезонов шесть играли практически в неизменном составе, но тренировочные процессы у Садырина и Морозова заметно различались. У Юрия Андреевича все было расписано по минутам, мы знали, что занятия будут весьма интенсивными. У Павла Федоровича частенько упор делался на игровые упражнения, и находились желающие посачковать. Хотя не могу сказать, что с норвежцами у нас возникли какие-то проблемы. «Волеренга» и сама играла, и нам давала, а класс зенитовцев был выше.
- С «Куусюси» был другой футбол?
- Абсолютно. Финны играли в чисто английском стиле: забрасывали мячи со своей половины поля в нашу штрафную. Удивительно, что забивший в Питере и сделавший дубль в Лахти Лиус в воздушных дуэлях побеждал Алексея Степанова, который был выше него. Мы так и не смогли сыграть в свой привычный футбол.
- В ответной встрече вы сыграть не смогли из-за удаления в первой игре…
- Финн очень умело меня спровоцировал. Да еще и на кровь арбитр обратил внимание, что обернулось серьезной дисквалификацией.
- Последовали ли какие-то орг­выводы после вылета из Кубка европейских чемпионов?
- Особых санкций не было, но горький осадок остался. Мы ведь были убеждены, что легко пройдем финнов. Ну что там какое-то «Куусюси»! Об этой команде у нас было слабое представление. Пленку, которую привез второй тренер Михаил Лохов, просмотрели - и всё. Не понимали тогда, что в еврокубках любой соперник опасен. Да и у тренерского штаба не было опыта подготовки к таким играм.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

 

Футбол «Зенит» ФК Веденеев Сергей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

9 января