Желаю Семаку выиграть европейский трофей. Для меня загадка, почему это не получается. Из-за этого те, кто видит «Зенит» только в еврокубках, считают, что это слабая команда

ФУТБОЛ. «ЗЕНИТУ» - 95. Между прошлым и будущим

Поводов для звонка Властимилу Петржеле, при котором «Зенит» на заре века играл в быстрый атакующий футбол с молодым составом, было несколько. Власта поздравил петербургский клуб с 95-летием, рассказал о том, что означает игра в футбол со зрителями, и признался, что ему обидно за покидающего «Локомотив» Юрия Сёмина. Вспомнили мы и Владимира Быстрова, конфликт которого с чешским специалистом получился на руку московскому «Спартаку».

- Властимил, на днях «Зениту» исполнилось 95 лет. Вы в курсе, что скоро лидер чемпионата России возобновит сезон?
- Я и сейчас слежу за «Зенитом», это моя самая любимая команда за всю карьеру. Постоянно вспоминаю о тех временах, когда я работал в Санкт-Петербурге. Желаю всего самого лучшего нынешнему «Зениту».
- Когда вспоминаете те годы, что в первую очередь приходит на ум? Были ведь и успехи, и неудачи.
- Мы могли добиться и большего в 2003 году, когда выиграли серебро. Могли, но вы знаете, когда мы начинали сезон, стояла задача лишь войти в пятерку. А в итоге мы заняли второе место, получили серебро - этого никто не ждал от того «Зенита». Этого удалось забиться благодаря тому, что я пригласил в главную команду молодых ребят из дубля. Они очень помогли случиться этому событию.

 

Сразу понял, что Аршавин - суперигрок

- Тогда в «Зените» уже блистал Аршавин, вокруг которого в итоге и была выстроена команда. Каким он запомнился вам?
- Можно сказать, что не всегда всё было гладко (улыбается), но в любом случае я всегда Аршавина очень любил. Часто, наблюдая за его действиями, понимал, что это просто чудо. И то, как он владел мячом, и его потрясающая скорость, его быстрый ум. Это не просто игрок, это - суперигрок. Я сразу это понял. Не разобрался в первое время только в том, на какой позиции его лучше использовать.
- Каким был выбор?
- Сперва я хотел, чтобы Аршавин у меня действовал на правом фланге, но Андрей не хотел там играть. На правом фланге мог играть и Аршавин, и Быстров. И Андрей сказал, что Быстров там лучше, а сам он лучше посидит на скамейке и будет ждать своего шанса. Пришлось искать ему другую позицию.

 

На Быстрова люди жаловались

- После того как Быстров ушел в «Спартак», Аршавин некоторое время грустил. После возвращения Владимира в «Зенит» радикальные болельщики даже предлагали не считать голы Быстрова за питерцев. У вас был конфликт с этим футболистом, в итоге он перешел в «Спартак». Не жалеете об этом?
- Сложно об этом вспоминать, потому что именно я пригласил Быстрова и Денисова в первую команду. Я увидел, что это талантливые ребята, поэтому позвал их. Хотел, чтобы Быстров играл в основе, и у меня так и произошло. Похоже случилось и с Денисовым. Это было супер: такие молодые пацаны - и так играли!
- Так что же произошло в итоге?
- С Быстровым? По мере того как проводил больше матчей за основной состав «Зенита», Быстров понял, что он - звезда. Мне не нравилось, как он тогда себя вел. Жаловались на него люди. На кухне, например, женщины. Уборщицы. Всё закончилось тем, что в итоге он ушел в «Спартак».
- То есть вы не жалеете о произошедшем?
- «Спартак» заплатил за него суперцену!

 

После матча в Севилье понял, что мое время уходит

- Многие мои сверстники говорят, что больше всего любили именно ваш «Зенит» - молодую, быструю, атакующую команду. Уже прошло 14 лет с момента вашего отъезда. Помните май 2006 года?
- Можно было остаться и еще, работать больше. Но самая проблемная игра за все время - это игра в Кубке УЕФА с «Севильей» в марте 2006 года. Матч в Испании («Зенит» был разгромлен в четвертьфинале - 4:1, доигрывая встречу вдевятером. - Ред.). Эта игра дала такой разочарующий импульс, что мне стало понятно: моя работа с «Зенитом» заканчивается. У меня была команда, которая в том году могла выиграть Кубок УЕФА. Очень сильная команда. Но то, что случилось в Севилье, - это было ненормально. Катастрофическое судейство: пенальти, удаление Эрика Хагена за фол, которого не было, гол из офсайда, удаление Аршавина в концовке. Это была катастрофа. Это очень меня разозлило. После этого я начал спорить с руководством… У меня возникли проблемы с командой.
- Например?
- Еще в конце 2005 года защитники Павел Мареш и Мартин Шкртел были травмированы. В итоге я выпустил в матче чемпионата России против «Амкара» Аршавина на левом фланге защиты - мы проиграли. Он не мог играть головой (на втором этаже), но говорили же, что он интеллигентный футболист, для которого не составит проблем сыграть на левом фланге обороны, но… (тот неудавшийся эксперимент с Аршавиным в обороне до сих пор многие припоминают Петржеле. - Ред.)

 

Перед игрой со «Спартаком» всё уже было сломано

- Когда в апреле 2006 года потерпели разгромное домашнее поражение от «Спартака», команда еще была управляемой?
- Я уже не чувствовал себя хорошо. Было расстройство тогда. Я находился под таким прессом! Ведь накануне случился вылет из Кубка УЕФА. Я помню ту игру со «Спартаком» - это была катастрофа (1:4). Всё передалось от меня команде. Когда тренер неспокоен, тогда и команда такая же. Это естественно. Я всегда был спокойным, игроки знали, что я в них верю. Верю в своих ребят. Но перед тем матчем со «Спартаком» уже ничего не работало. Было одно большое расстройство.
- Однажды вы сказали, что «Зенит» никогда не станет чемпионом. Рады, что ошиблись? В июле «Зенит» под руководством Сергея Семака может завоевать уже шестой титул чемпиона России.
- В то время было очень сложно выиграть чемпионата России, потому что «Зенит» не был таким богатым, как сейчас. Сейчас, по-моему, это самая богатая команда в России. Теперь «Зениту» легче. Когда я приехал в Санкт-Петербург, это была простая команда из середины таблицы. Но я уже тогда хотел сделать из «Зенита» суперкоманду, которая бы постоянно играла в атаке.
- Вы знаете о том, что руководство «Локомотива» приняло решение расстаться с Юрием Сёминым, который тренировал эту команду еще в пору вашей работы в России?
- Помню Палыча. Почему такое происходит в футболе - не знаю. Но так происходит. Везде, во всем в мире, и в Чехии тоже. Не знаю, как все с ним получилось сейчас. Сёмин - очень хороший тренер, всегда его любил. Очень его уважаю и не понимаю, почему «Локомотив» так решил.

 

У нас игроки целуются на поле, почему не пустить зрителей?

- Чемпионат Германии сейчас показывают по ТВ, но без зрителей игра смотрится не так зрелищно, лишена нерва. Что нас ждет в июне? Ведь российский чемпионат ниже уровня Бундеслиги…
- Конечно, без зрителей - это не то. Играть при пустых трибунах - абсурд. В Чехии люди на тренировках уже общаются между собой, уже по 300 зрителей могут приходить на матчи. Почему не больше трехсот - не понимаю. Только представьте: в школах ученики находятся на дистанции 2 метра друг от друга, а футболисты общаются, обнимаются, целуются на поле. А в школе ребята в масках… Все это не поддается моему пониманию, меня это раздражает.
- Вы в 2002 году договаривались с «Зенитом» на контракт по схеме «2+1». Сейчас такой же контракт будет заключен с Семаком. Чего вы ждете от «Зенита» с этим тренером?
- Мне не нравится, что «Зенит» добивается всего в России, а в Европе - ничего. Это меня расстраивает. Я очень хочу, чтобы «Зенит» удачно выступил в еврокубках. У клуба такие деньги, что они могут построить суперкоманду. Для меня загадка, почему пока в Европе не получается. Те (в Чехии и других странах), кто видит «Зенит» только в еврокубках, считают, что это слабая команда. На это я всегда возражаю и говорю, что «Зенит» - совсем не слабая команда. Надо вы­играть европейский Кубок! Как болельщик «Зенита» хочу пожелать команде Семака добиться именно этого.
Константин Ромин.

Футбол «Зенит» ФК Петржела Властимил
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

9 января