Из «золотой» дружины Владимира Кондрашина, впервые в истории обыгравшей американцев на Олимпиаде, здравствуют сегодня лишь двое. На прошлой неделе в Литве отметил свое 80-летие капитан олимпийской сборной СССР Модестас Паулаускас, а вчера в Москве чествовали автора легендарного паса на Александра Белова. Хотя сам Иван Иванович Едешко, у которого мне не раз доводилось брать интервью, очень не любил, когда его постоянно спрашивали о последних трех секундах мюнхенского матча. Но его всё равно спрашивали…
Послевоенное литовское детство
Паулаускас достаточно часто приезжал в Санкт-Петербург на Кубок Владимира Кондрашина и Александра Белова. В последний раз мы встретились и обстоятельно побеседовали в Каунасе во время Евробаскета-2011. В пресс-центр «Жальгирис Арены», построенной к этому турниру, можно было попасть только при наличии журналистской аккредитации. На моих глазах бдительный литовский секьюрити преградил дорогу даже одному из руководителей ФИБА-Европа. Мол, сюда только журналистам!
А вот на просьбу пропустить вместе со мной, чтобы можно было спокойно побеседовать, Паулаускаса, последовала произнесенная с большой обидой реплика: «Неужели вы думаете, что мы не знаем, кто это?» Для многолетнего капитана «Жальгириса» и сборной СССР в Литве были открыты все двери. Как и во многих уголках бывшего Союза, где живут связанные с баскетболом или любящие его люди.
Родился Паулаускас в небольшом литовском городке Кретинга. Правда, пробыл там всего несколько дней, пока маму не выписали из роддома. «Я ведь дитя военного времени, - рассказывал Модестас в интервью в 2011 году. - Дом в Клайпеде, где жила наша большая семья (у меня два брата и сестра), разбомбили. Родители уехали в деревню к родственникам мамы. В марте 1945-го возвращались в Клайпеду, и по дороге я запросился на свет. На телеге, которая служила транспортом, успели добраться до Кретинги, но сразу после выписки уехали в Клайпеду».
В этом портовом городе Модестас и начал заниматься спортом. Подавал надежды в легкой атлетике и футболе. Однажды даже закрывал этап плавательной эстафеты. «Участникам соревнований выдавали талоны на питание, а в ту пору это было хорошим стимулом, - вспоминал Паулаускас. - Вот и проплыл свой этап стилем, отдаленно напоминавшим брасс. По-настоящему занимался только баскетболом».
В 17 лет парня из Клайпеды пригласили в каунасский «Жальгирис». В 60-е годы ведущий литовский клуб переживал смену поколений. Ушли или уехали в Ленинград чемпионы первых послевоенных лет, а Арвидас Сабонис еще делал первые шаги. Но не на баскетбольной площадке, а под стол. «Жальгирис» во всесоюзном чемпионате числился в середняках, а иногда даже вел борьбу за выживание в высшей лиге. Зато главный тренер Витаутас Бимба доверял молодым баскетболистам.
Уже в 19 лет хорошо зарекомендовавший себя в клубе Модестас вошел в число кандидатов на поездку на Олимпиаду-1964 в Токио. До последнего момента был на сборах, но оказался 13-м лишним. Главный тренер Александр Гомельский, прислушавшись к мнению ветеранов, взял в Токио киевского армейца Николая Баглея.
Только уже в следующем году Паулаускас стал лидером и в национальной команде. На Евробаскете-1965 в Москве его признали лучшим игроком турнира. Как сказали бы сейчас, MVP. В составе сборной форвард «Жальгириса» четырежды становился чемпионом Европы, как при Гомельском, так и при сменившем его Кондрашине. Дважды (и, опять-таки, и при Гомельском, и при Кондрашине) он завоевывал звание чемпиона мира.
Тайны мюнхенского финала
Паулаускас в отличие от Едешко вопросы об Олимпиаде-1972 никогда не обходил. Хотя поездка в Мюнхен для Модестаса была под вопросом. В середине сезона он получил травму. Вопросы, связанные с лечением, были на контроле и в Вильнюсе, и в Москве. К началу олимпийского турнира капитан сборной был в строю и начинал все матчи в стартовой пятерке. Все, кроме финального.
Кондрашин решил преподнести сюрприз своему американскому коллеге Хенку Айбе, выпустив с первых минут скоростных грузинских баскетболистов Михаила Коркию и Зураба Саканделидзе. К темпу, который они задали, американцы приспособились не сразу. А Паулаускас вошел в игру со скамейки и тоже, по собственному признанию, в ритм не попал. Хотя в решающий момент капитан был в гуще событий и действовал на уровне.
«О трех секундах в советское время, да и в последние годы, сказано уже, кажется, все, - утверждал капитан олимпийской сборной мюнхенского образца. - Только замысел Кондрашина, который он изложил во время минутного перерыва, был иным. Из-за лицевой мяч нужно было переправить мне или Сереге Белову, а уж кто-то из нас должен был доставить его под щит Саше Белову. В первый раз Ваня Едешко так и поступил, но секундометристы начудили, и три секунды нужно было переиграть. Пока американцы радовались своему «золоту» и здоровенный центровой Том Макмиллан отступил от лицевой, умница Ваня увидел, что нас с Серегой плотно прихватили, и всё решил одним пасом».
Ни коммунистом, ни антисоветчиком не был
В нашумевшем блокбастере «Движение вверх» по воле сценаристов Паулаускас представлен литовском буржуазным националистом, мечтающим вырваться за железный занавес. К этому экранного Модестаса склоняют окопавшиеся в Мюнхене литовские эмигранты. Они даже твердят, что в КПСС его все равно не примут.
Эта экранная история не имеет ничего общего с реальностью. Бежать из СССР Модестас никогда не собирался. Однако и в КПСС вступать не стремился. Даже когда завершил карьеру игрока и принялся тренировать юниорские сборные страны. Заметим, что самой успешной оказалась команда 1964 г.р., за которую играл Арвидас Сабонис.
И в независимой Литве все попытки деятелей различных политических партий заманить популярнейшего в республике человека в свои ряды успехом не увенчались. На все предложения Модестас отвечал, что на всю жизнь выбрал одну партию - баскетбольную. И не изменял ей.
Несмотря на экранные допущения, фильм «Движение вверх», который демонстрировался в лучших залах Вильнюса и Каунаса, Паулаускасу понравился. Он никак не ожидал, что история победы сборной СССР в Мюнхене вызовет такой интерес у нового поколения поклонников баскетбола в независимой прибалтийской республике, где баскетбол сродни религии.
Во время Евробаскета-2011 Модестас рассказал, что его настойчиво звали в Москву. Обещали решить жилищный вопрос. «Только это не для меня, - признался Паулаускас. - У меня есть квартиры в Вильнюсе и Каунасе, но жить предпочитаю в небольшом городке рядом с российской границей. Даже езжу несколько раз в неделю в небольшой город Краснознаменск, чтобы тренировать юных баскетболистов. Это помогает не забывать русский язык».
Одной из самых почетных наград, по словам Паулаускаса, для него стала почетная грамота от губернатора Калининградской области.
Послевоенное белорусское детство
Автор легендарного мюнхенского паса Иван Едешко родом из белорусского Гродно. Это была советско-польская, а сейчас - белорусско-польская граница. Как с гордостью подчеркивал Иван Иванович, по-польски он с детства говорил свободно. А еще рассказывал, что во дворе перепробовал практически все спортивные игры. В баскетбол пришел поздно, в 14 лет, но очень быстро стал одним из заметных игроков в белорусском баскетболе.
Его пригласили в минский «Спартак», выступавший в чемпионате СССР. В те годы регулярно проводились турниры с участием спартаковских команд со всего Советского Союза, и на одном из них Едешко заприметил главный тренер ленинградского «Спартака» Владимир Кондрашин. Только пересекутся они в одной команде лишь в сборной СССР.
Едешко отыграл семь сезонов в Минске за «Спартак», который затем был преобразован в РТИ. Хотя в радиотехническом институте учились не все игроки ведущего белорусского клуба. К примеру, Едешко окончил спортивно-педагогический факультет Белорусского инфизкульта. После этого был призван в армию. То бишь, в ЦСКА.
«Подписался на звездочки», как тогда говорили, и, когда заикнулся о желании вернуться в родную республику, руководство армейского клуба недвусмысленно намекнуло: «Либо играешь за ЦСКА, либо отправляешься начальником физподготовки в часть в Дальневосточном военном округе». Выбор был очевиден.
Судьбу определили Батюшка и Папа
«Мне повезло. Был учеником двух самых звездных советских тренеров, Гомельского и Кондрашина», - написал в своей автобиографической книге «Три секунды и не только» Едешко. Главу, посвященную им, назвал «Батюшка и Папа». Именно так в баскетбольном мире называли Владимира Петровича и Александра Яковлевича.
В Минске двухметрового Едешко тренеры использовали в разных амплуа. Разыгрывающим он стал в ЦСКА у Гомельского. Правда, Папа далеко не всегда использовал лучшие качества своего плеймейкера. В отличие от Кондрашина, который сменил Гомельского на посту главного тренера сборной. Даже когда у Папы во многих матчах Едешко засиживался на скамейке запасных, в сборной у Батюшки он был незаменим.
Когда у олимпийского чемпиона Мюнхена спросили, перенял ли он что-то у двух главных баскетбольных наставников в своей жизни в тренерской деятельноси, Едешко ответил: «Оба были великими тренерами. Только если говорить о Кондрашине, то перенять у него что-то было невозможно».
О мюнхенских трех секундах Кондрашин тоже вспоминал нечасто. За годы, прошедшие после олимпийского триумфа, у него выработался некий стереотип. «У нас в ленинградском «Спартаке» мастеров отдать точный пас было не так уж много, - рассказывал журналистам Батюшка. - Вот и научился Сашка Белов ловить мячи даже после не самых удобных передач. А у Вани она получилась в Мюнхене на загляденье!»
Добавим, что еще и американцы подсобили. Уверовав в победу, центровой Макмиллан и не пытался после отвоеванного Сергеем Башкиным, ассистентом Кондрашина, тайм-аута мешать Едешко сделать длинную точную передачу, решив, что будет повторен сценарий «первых» трех секунд, отмененных судьями. А создатели «Движения вверх» и в отношении одного из героев финала нарушили историческую правду. Почему-то актер Кузьма Сапрыкин, исполнявший его роль, в кадре без усов, хотя на любом снимке этот неизменный атрибут Ивана Ивановича присутствует. Зато пририсовали усы исполнителю роли Сергея Белова, хотя он отрастил их позже.
От Бейрута до Иркутска
На момент олимпийского триумфа Едешко испонилось 27. В его послужном списке был уже титул чемпиона Европы-1971. После Мюнхена разыгрывающий ЦСКА выиграл еще один чемпионат Европы в 1979-м и чемпионат мира-1974. В составе ЦСКА Едешко стал обладателем Кубка европейских чемпионов весной 1971-го и восьмикратным чемпионом страны. Завершил же игровую карьеру он в киевском СКА в 1981-м.
В армейской системе Едешко остался и став тренером. Он был направлен для работы с армейским клубом из Гвинеи-Бисау, что позволило сохранить необходимый для выслуги лет стаж. Молодежную сборную СССР тоже тренировал, находясь в штате ЦСКА. Именно Едешко привел московских армейцев к первой победе в чемпионате России в 1992-м.
Только в начале 90-х куда более выгодным и престижным было работать за рубежом. Даже в Ливане, не самой баскетбольной стране мира. Едешко тренировал клуб «Спортинг» из Бейрута, за который играли два российских легионера, Виктор Кулагин и Сергей Щепоткин. Бейрут - это город, разделенный на христианский, шиитский и сунитский кварталы, но, когда «Спортинг» выиграл Кубок азиатских чемпионов, приветствовать команду и ее российского тренера вышли представители всех конфессий.
После возвращения в Москву Едешко тренировал юниорскую и молодежную сборные России. Без раздумий отправился в Иркутск, когда его пригласили возглавить местный «Шахтер». Увы, из-за финансовых проблем эта команда прекратила свое существование. Один сезон Иван Иванович отработал в тренерском штабе подмосковного «Динамо», которое превратилось затем в «Триумф», а после переезда в Санкт-Петербург - в «Зенит».
Едешко ранее был тренером в ЦСКА и подмосковном «Динамо», где в разные периоды карьеры играл Моргунов.
Моргунов: «Иван Иванович мог и показать, и объяснить…»
«У нас очень много было великих мастеров, которые могли показать, но не способны были объяснить, - рассказал Никита Моргунов, который пересекался с Едешко и в ЦСКА, и в «Динамо». - А Иван Иванович мог и показать, и объяснить, и исправить ошибку, и поставить технику, позволяющую играть на самом высоком уровне». Сейчас олимпийский чемпион Мюнхена с удовольствием выступает на встречах с молодежью. Разговор идет не только о баскетболе. Тема бесед: «Как стать профессионалом в жизни».
Свою супругу журналистам Иван Иванович представляет с юмором: «Это моя последняя жена. Она же единственная». Дочь Наталья, мастер спорта по теннису, подарила олимпийскому чемпиону Мюнхена двух внуков. Представляя одного из них, Едешко с гордостью говорил: «Можете звонить ему по любому вопросу, связанному со спортом - получите нужную для статей фактуру».
В автобиографической книге Ивана Ивановича есть такая фраза: «Я люблю свое прошлое. У меня нет никаких сожалений о прожитой жизни, и я ничего не хотел бы менять». В составе сборной СССР они сражались на баскетбольных площадках за страну и не делили друг друга на русских и украинцев, литовцев и грузинов, белорусов и казахов. В этом была великая сила советского спорта.
Связующий трех сборных. кастет на женские головы
В 55 лет Константин Ушаков уже стал тренером уровня главной национальной команды
С 1991 по 2006 год почти без перерывов 16 сезонов подряд Константин Ушаков был связующим национальной сборной по волейболу. Сначала СССР, потом СНГ, потом России. В составе советской команды успел стать чемпионом Европы и победителем Кубка мира в 1991-м, защищая цвета российской, завоевал две олимпийские медали (серебро в Сиднее и бронзу в Афинах), серебро ЧМ-2002 и четыре награды разного достоинства на чемпионатах Европы. Полтора с лишним десятилетия нашу сборную нельзя было представить без Кастета.
Почему за волейболистом закрепилось такое прозвище, даже Вячеслав Алексеевич Платонов, при котором Ушаков дебютировал в сборной, не рассказал. Вид у игрока был весьма интеллигентный, в общении Константин оказался исключительно приятным парнем. Видно, всё дело в созвучии имени.
Путь в волейбол для Ушакова был предопределен с детства. Вырос он в Омске, а его первым тренером была мама, Татьяна Михайловна, заслуженный тренер РСФСР.
Константин успел еще поиграть в чемпионате СССР за рижский «Радиотехник». Союз распадался, но селекционеры латвийского клуба в поисках перспективных игроков для своей команды даже до Сибири добрались. После распада страны оставаться в Риге не было никакого резона. Чемпионат Латвии по своему уровню не дотягивал до уровня первенства Омской области. С 1992 по 1999 год Ушаков выступал за ЦСКА, в составе которого трижды становился чемпионом России. Еще одно золото он примерил весной 2000-го, когда выступал за «Белогорье-Динамо».
После Сиднея Кастет решил попробовать свои силы в сильнейших зарубежных чемпионатах. Сезон провел в итальянском «Трентино», два - в турецком «Зираатбанке». Затем вернулся в Россию и дирижировал атаками шести клубов, выступавших в Суперлиге. Карьера Константина была долгой и завершилась в 43 года в Кемерово.
Неожиданным стало решение Ушакова начать свою тренерскую деятельность в... женской команде. «Пока играл, устал от мужского волейбола, - объяснил Константин. - Женский волейбол более эмоциональный, чем мужской. Считаю, что у девушек потенциал гораздо выше и женский волейбол можно сделать еще лучше».
К тому же Ушакову поступило привлекательное предложение от руководства краснодарского «Динамо». Кроме материальных благ представилась возможность пройти тренерские университеты под руководством известного специалиста Ари Сэлинджера, известного по работе с женской сборной США. Одновременно Константин Анатольевич вошел в тренерский штаб женской сборной России. О таком начале тренерской карьеры можно только мечтать.
В Краснодаре Ушаков проработал восемь сезонов и в 2017 году снова получил приглашение в тренерский штаб национальной команды. Он ассистировал Владимиру Кузюткину. За несколько дней до старта чемпионата Европы в Баку Ушаков оказался назначен главным тренером. Увы, внезапное повышение не привело к положительному результату. В столице Азербайджана россиянки проиграли в четвертьфинале сборной Турции, а Ушаков был отправлен в отставку. Это не поколебало его уверенности в том, что у волейболисток более высокий потенциал, чем у волейболистов.
Летом 2021-го Ушаков принял ведущий российский клуб - московское «Динамо» и вместе с «бело-голубыми» выиграл чемпионат страны в сезоне-2022/2023. К сожалению, после этого многие лидеры столичного клуба отправились за рубеж. Удержать их в Москве в условиях отстранения от еврокубков было нереально. Прошлогодний чемпионат динамовки провалили, проиграв даже серию за бронзовые медали «Ленинградке». Ушакова отправили в отставку.
Впрочем, долго без работы он не оставался, приняв приглашение клуба «Заречье-Одинцово». Не обладая мощным составом, подмосковные волейболистки добрались до полуфинала чемпионата России. Работа Ушакова произвела впечатление на руководителей Всероссийской федерации волейбола. После отставки с поста главного тренера национальной сборной сербского специалиста Зорана Терзича, возглавляющего по совместительству казанский «Динамо-Ак-Барс», авторитетный итальянский портал Volley News назвал именно наставника «Заречья-Одинцово» главным претендентом на вакантный пост.
«Есть желание поработать в сборной? Желание есть всегда. Только пока не стоит торопить события. В нынешнем сезоне мы обыгрывали и московское «Динамо», и «Ленинградку». Показывали хороший волейбол, выплескивали на площадке эмоции. Это нравится зрителям, нравится руководству», - прокомментировал инсайд в Апеннин Ушаков.
Свое 55-летие на этой неделе он встречает на тренерской скамейке «Заречья-Одинцово», но не исключено, что возвращать сборную России на международные турниры придется именно ему.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.