Весной 1998-го финал Гран-при ISU проходил в СКК. За столиком пресс-кафе одиноко сидел Станислав Жук, который никому из приехавших освещать турнир журналистов не был интересен. А сам он просто мечтал выговориться, в чем корреспондент «Спорт уик-энда» убедился, когда его представили легендарному тренеру. Едва увидев включенный диктофон, Жук даже не позволил вопросы задать и с жаром стал рассказывать о разработанной им на смену традиционным «6.0» системе оценок в фигурном катании. Эта система, доработанная известным арбитром и тогдашним первым вице-президентом ISU Александром Лакерником, с осени 2004-го и по сей день применяется в фигурном катании.

В начале славных дел

В детстве Стас Жук был упитанным мальчиком. В нем не видели задатков спортсмена, а сверстники нещадно дразнили. После окончания Великой Отечественной войны его семья пере­ехала из Ульяновска в Ленинград и поселилась в двух комнатах коммунальной квартиры на Петроградской стороне.
В 1950-м Станиславу и его младшей сестре Татьяне пришлось потесниться. В их комнате поселилась двоюродная сестра Тамара, мать которой арестовали по ложному доносу. Родственницу приютили, и она сразу же огорчила двоюродного брата: покормила хлебом его любимых аквариумных рыбок - и те погибли. Лишь после смерти Сталина, когда ее маму реабилитировали, Тамара вернулась в Ульяновск, а так жили очень тесно.
После окончания семилетки Станислав поступил в техникум физкультуры. Мечтал о карьере хоккеиста. С этой целью и приходил на студенческий каток - поработать над техникой катания. Однажды у одной из тренировавшихся фигуристок заболел партнер, и Жука попросили временно встать в пару с Ниной Бакушевой. Так он и познакомился с будущей женой и партнершей, с которой трижды становился затем серебряным призером чемпионата Европы.
Пара Нина Жук/Станислав Жук еще в 50-е годы отличалась новаторским стилем. Они первыми выполнили многие элементы парного катания. Поддержки на прямых руках, которые они исполняли, руководители ISU поначалу вообще отказывались засчитывать, считая их вредными для здоровья фигуристов. Видели бы они нынешние программы! Тренер Петр Орлов по­ощрял такие эксперименты. Программы Нины и Станислава были энергичными и жизнерадостными, но без особых хореографических изысков.

Тренерские эксперименты на сестре

В 26 лет Станислав Жук завершил карьеру фигуриста и непродолжительное время вместе с супругой выступал в балете на льду. Его творческой натуре было тесно в рамках художественного коллектива, выступавшего на маленьких площадках. Он перешел на тренерскую работу в ЦСКА и первым делом переманил из Ленинграда свою младшую сестру Татьяну, тренировавшуюся у Игоря Москвина, и поставил ее в пару с Александром Гореликом.
Атлетичный партнер и миниатюрная партнерша - такой виделась молодому тренеру ЦСКА идеальная спортивная пара. И такая модель практикуется в парном катании до сих пор. На протяжении четырех лет пара Жук/Горелик была второй в мире, Европе и СССР вслед за Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым.
Свою спортивную карьеру Татьяна и Александр завершили после Олимпиады в Гренобле. Выйдя замуж за капитана футбольного ЦСКА и сборной СССР Альберта Шестернева, Татьяна решила сосредоточиться на семье. А ее старший брат уже готовил пару, которой предстояло совершить революцию в парном катании - Ирина Роднина/Алексей Уланов.
После Белоусовой и Протопопова с их артистичным катанием с безупречными линиями под классическую музыку ученики Жука выглядели ураганом на льду. Они делали ставку на скорость и сложнейшие элементы, которые до них никто не исполнял. После Олимпиады-1972 в Саппоро Уланов стал выступать вместе с Людмилой Смирновой, ставшей его женой. Не без оснований Алексей полагал, что вместе с серебряным призером Олимпиады он станет лидером сборной СССР на долгие годы.
Только Жук на это согласиться не мог. Он уговорил известного только узкому кругу специалистов ленинградского перворазрядника Александра Зайцева объединиться с Родниной, и эта пара на протяжении восьми лет была законодательницей мод в парном катании и дважды выигрывала Олимпийские игры. Их первые программы были отточены до такого автоматизма, что на ЧМ-1973 в Братиславе советские фигуристы продолжили кататься, когда внезапно пропала музыка. И стали чемпионами, получив высочайшие баллы от судей!

Характер мой - враг мой

Правда, через два сезона после начала совместных выступлений Ирина и Александр ушли от Жука к Татьяне Тарасовой. В прессе приводились разные причины, вплоть до склонения Жуком своей ученицы к сожительству. Хотя стоит поверить Зайцеву. «В какой-то момент Станислава Алексеевича понесло, - утверждал двукратный олимпийский чемпион в одном из интервью. - Он полагал, что может все и всегда. Не слушал никаких наших аргументов».
К началу 70-х Жук уже был признанным мэтром отечественного фигурного катания. К тому же он был настоящим фанатом своего дела. Как вспоминал многолетний руководитель отечественного фигурного катания Валентин Писеев, любимой присказкой тренера было: «Пусть синим все горит огнем - медали Родине даем!».
За работой с учениками он не успевал следить, как растет его единственная дочь Марина. Однажды даже спросил, как дела в школе, когда дочка уже училась в хореографическом училище. Она стала балериной, но Станислав Алексеевич не выбирался на ее спектакли, все внимание уделял ученикам.
Он работал не только с парниками, но и с одиночниками. У Жука тренировался чемпион мира Александр Фадеев, которого руководители Федерации фигурного катания СССР в приказном порядке перевели в ЦСКА из Казани. Первые успехи наших фигуристок тоже связаны с именем Жука. Именно он вывел на международные соревнования 12-летнюю Девочку с косичками - Елену Водорезову, довел до призовых мест на чемпионатах мира и Европы Анну Кондрашову.
Немногие знают, что в 60-е годы Жук тренировал даже танцевальный дуэт Людмила Пахомова/Виктор Рыжкин. «Жук учил, как жить в спорте, - написала в своей автобиографической книге первая олимпийская чемпионка в танцах на льду. - Он вырабатывал такое отношение к спорту, какое нужно было ему. Часто повторял: «Тебя хвалят - бери коньки, иди на каток работать ночью!» А главное - Станислав Алексеевич учил нас думать».
Авторитаризм Жука нравился далеко не всем его ученикам. Хотя все признавали его новаторский стиль. Пара Марина Черкасова/Сергей Шахрай еще в 70-е годы впервые продемонстрировала на чемпионатах мира и Европы четверную подкрутку. Сложнейший элемент, который и сегодня не все пары рискуют разучить.
Тем не менее Шахрай, ставший под руководством Жука серебряным призером Олимпиады, чемпионом мира и Европы, решил уйти из ЦСКА. Звал с собой и партнершу, но для Марины уход от тренера, который научил ее всему, был равносилен предательству.

Предают всегда любимые ученики

Не все ученики Жука придерживались таких принципов. В 80-е он дважды оказывался в центре скандалов. Весной 1983-го тренера обвинили в аморальном поведении и бытовом разложении. Под этим понимался грешок, которому были подвержены многие. Родители Станислава утверждали, что до 25 лет он вообще не притрагивался к спиртному.
«Жук был выдающимся специалистом, абсолютным бессребреником, - написала в своей книге Тарасова. - Только он выпивал, и все его проблемы шли от выпивки. Хотя, по-моему, до сорока он не был подвержен этому пороку».
В 1986-м грянул скандал похлеще. Сегодня обвинения в домогательствах к ученицам на Западе - вещь обыденная. Многие тренеры, работающие с фигуристками, вынуждены даже работать в перчатках и под прицелами видеокамер. В СССР о подобном вообще не говорили, но в эпоху перестройки и гласности появилось письмо, подписанное Мариной Зуевой и Анной Кондрашовой с обвинениями тренера в самых страшных грехах. А ведь Кондрашову сам Жук называл своей любимой ученицей! Впрочем, наш великий волейбольный тренер Вячеслав Платонов любил повторять: «Предают всегда любимые ученики».
Это письмо настойчиво просили подписать и Елену Водорезову, но она решительно отказалась. Предательство тренера для нее было неприемлемым. Несколько раз пытался деликатно подойти к этой теме в беседах с известными ныне тренерами. Только ни Елена Буянова (в девичестве Водорезова), ни эстонский специалист Анна Леванди (после Олимпиады в Калгари Кондрашова вышла замуж за известного двоеборца из прибалтийской республики), ни канадский тренер и хореограф Марина Зуева ни в чем наставника не обвиняли.
Прочитав об этой истории в газете «Советский Спорт», режиссер Глеб Панфилов без проб предложил Жуку главную мужскую роль в фильме «Прошу слова». Тренер отказался стать партнером Инны Чуриковой, создавшей образ председательницы горисполкома провинциального советского города. Роль ее супруга исполнил Николай Губенко.

Наследие великого тренера

В 1990-м Жук ушел из ЦСКА, уволившись в запас в звании подполковника, устав от скандальных разборок и ухода учеников. Последними в его звездной когорте стали олимпийские чемпионы Калгари Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, которых на олимпийский лед выводили Станислав Леонович и Марина Зуева, убедившая молодых спортсменов подписать письмо в ЦК КПСС. Непродолжительное время Жук поработал в Японии. Как он сам говорил, за несколько месяцев заработал больше, чем за все время работы тренером в СССР.
Только в Стране восходящего солнца Жук не задержался. Хотя все российские тренеры, работавшие с японцами, утверждают: более благодарных и управляемых учеников не бывает. Жуку же не нравилось, что свои идеи он вынужден был доводить до подопечных через переводчика, а главное - он не хотел готовить конкурентов нашим фигуристам, памятуя о девизе своей жизни.
После возвращения в Москву тренер долгое время оставался не у дел. Хотя времени зря не терял и разработал ту самую систему оценок, которая применяется сегодня. Жизнь потихоньку налаживалась, и в 1997-м возглавлявший тогда Федерацию фигурного катания на коньках России Писеев пригласил Жука поработать в тренерском штабе сборной.
Увы, поработать так и не довелось. В ноябре 1998-го через несколько месяцев после нашей беседы в СКК Жука не стало. Его давний знакомый, корреспондент газеты «Труд» Анатолий Шелухин, пригласил Станислава Алексеевича на встречу с поклонниками фигурного катания. Они договорились встретиться у станции метро «Аэропорт». Тренеру стало плохо, вызвали «скорую», но она ехала 40 минут. Первую помощь оказали дежурившая в метро медсестра и случайные прохожие, но спасти тренера не удалось.
Ученики Жука за время его работы тренером завоевали 67 золотых медалей на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы. Про 34 серебряные и 35 бронзовых сам Станислав Алексеевич и упоминать не хотел. Для него существовало только первое место.
К великому сожалению, в его наследии не оказалось учебников и даже методических пособий по фигурному катанию. В бытность действующим тренером он не спешил делиться своими секретами, а потом другие тренеры уже не слишком нуждались в его советах и открыто об этом говорили. Хотя и сегодня на видео программы учеников Жука смотрятся современно, а показательный номер с участием трех пар под музыку песенки о медведях из «Кавказской пленницы» бьет рекорды по просмотрам.
В минувшую субботу легендарному тренеру с непростой судьбой исполнилось бы 90.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Фигурное катание Жук Станислав
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в среду,

2 апреля