На Олимпиаду-1956 в Мельбурн Владимир Сафронов отправился перворазрядником, заменив в весе до 57 кг признанного лидера советской сборной - серебряного призера чемпионата Европы Александра Засухина, получившего травму. А вернулся олимпийским чемпионом и заслуженным мастером спорта! Он первым из советских боксеров поднялся в Мельбурне на высшую ступеньку пьедестала почета. Уже вслед за ним золото завоевали Владимир Енгибарян и питерец Геннадий Шатков.
Как перворазрядник попал на Олимпиаду
Эта красивая история долгое время тиражировалась во всех спортивных изданиях. Правда, первый разряд, который был у Сафронова к моменту начала олимпийского турнира, был лишь следствием неторопливости советских спортивных чиновников при оформлении документов для присвоения мастерского звания. Ведь в ту пору оно присваивалось призерам чемпионата РСФСР, а Сафронов становился им дважды. Да и внезапная травма Засухина - это тоже похоже на легенду.
Последний сбор перед вылетом на Олимпиаду сборная СССР по боксу проводила в Ташкенте, где климатические условия позволяли приготовиться к австралийской жаре. Пять претендентов на поездку на Олимпиаду в весе до 57 кг проводили постоянные спарринги, и Сафронов победил всех. В ту пору в боксе делали ставку на силу удара, а Владимир намного опередил свое время, действуя технично и быстро. Почувствовав поражение, Засухин просто отказался от продолжения спарринга с Сафроновым, сославшись на травму.
На чемпионате России отправил в нокаут… тренера
Начиналась боксерская карьера будущего олимпийского чемпиона в Улан-Удэ. В 1942-м он пошел в школу. Отца призвали в армию, и Володя остался за главного мужчину в семье. Все хозяйственные хлопоты по дому легли на его плечи. В столице Бурятии даже воду выдавали по карточкам, которые отоваривал школьник.
Рос Владимир в районе с репутацией неблагополучного. Тем удивительнее были увлечения школьника. Во дворце пионеров он записался в кружок бальных танцев и художественную студию. Боксом заразился уже в 14 лет, когда проводил смену в пионерском лагере. Его первым тренером стал известный в Бурятии специалист Александр Ринчинов. После окончания семилетки Сафронов уехал в Иркутск и поступил в художественное училище, не бросив занятия боксом.
И надо ж такому случиться: на чемпионате РСФСР в Сталинграде в бою за выход в финал он встречался... с Ринчиновым. В первом раунде Владимир откровенно робел перед своим учителем. И тут случилось то, чего никто не ожидал. В перерыве между раундами Ринчинов отправился в угол, где отдыхал Сафронов, отодвинул секунданта и заявил: «Вовка, ты почему дурака валяешь? Дерись так, как я тебя учил!» Зря, наверное. Во втором раунде Сафронов нокаутировал своего первого наставника.
Даже на Олимпиаде не расставался с мольбертом
В Мельбурне в перерыве между тренировками Владимир отправлялся с мольбертом делать зарисовки. Не расставался он с альбомом и находясь в зале, где проходил олимпийский боксерский турнир. В то время тренеры еще не располагали аппаратурой для видеозаписи, и наблюдения Сафронова очень пригодились ему. Он тщательно изучил манеру боя своих соперников. Интересно, что вплоть до финала боксировать ему приходилось с левшами. Особенно тяжело сложился полуфинальный бой против поляка Генриха Недзвездского.
В финале советского боксера ждал экс-чемпион мира британец Томас Николс, которого все специалисты считали фаворитом. Да и сам он обещал сокрушить «сибирского медведя». Только после завершения финального боя рефери поднял руку Сафронова. Счет судейских записок был 3:2 в его пользу.
Олимпийский триумф на последующих соревнованиях Владимиру повторить не удалось. На чемпионате Европы-1957 он довольствовался бронзой, дважды побеждал на чемпионатах СССР. В послужном списке Сафронова 294 победы в 316 боях. В 1963 году он повесил перчатки на гвоздь. Ему было всего 29.
Богемный конец спортсмена
Окончив художественное училище в Иркутске, олимпийский чемпион Мельбурна переехал в Москву. Работал в студии военных художников им. Грекова, даже принимал участие во всесоюзной выставке к 40-летию Великого Октября. В 1963 году он окончил оформительский факультет Московского полиграфического института. Трудился художником в издательстве «Физкультура и спорт» и активно сотрудничал со студией «Союзмультфильм». Особенно удалась экс-боксеру работа над мультиком «Метеор на ринге». Сафронов дружил с Вячеславом Котеночкиным, и тот привлекал его к работе над «Ну, погоди!».
За свои спортивные заслуги олимпийский чемпион получил двухкомнатную квартиру в столице, но после развода с женой жил в коммуналке. Вел богемный образ жизни. В комнате Сафронова собирались поэты, художники, артисты. Его гражданской женой была известная советская актриса Майя Булгакова.
Завершился жизненный путь олимпийского чемпиона трагически. Как говорят друзья, в роковой декабрьский день 1979 года, получив хороший гонорар, Владимир решил отпраздновать событие. На следующее утро у него раскалывалась голова, и он глотал таблетки одну за одной. В результате отказал язык, и он даже не смог внятно объяснить прибывшей по вызову соседей по коммуналке бригаде «Скорой помощи», что с ним происходит. Медики вкололи лошадиную дозу успокоительного, Сафронов впал в кому, из которой так и не вышел. Ему было всего 45.
Боксер из Улан-Удэ был настоящим художником на ринге. Да и в жизни тоже. В Бурятии в следующем году не только пройдет боксерский турнир, посвященный 90-летию олимпийского чемпиона, но и конкурс рисунков по спортивной тематике, посвященной памяти Владимира Сафронова. Ведь он «прорубил окно» для бурятских спортсменов не только на Олимпийские игры, но и на всероссийские соревнования. Сафронов был первым в Бурятии чемпионом России среди спортсменов из всех видов спорта и первым чемпионом Спартакиады народов РСФСР.
Танец жизни Ларисы Латыниной
Самой титулованной отечественной олимпийской чемпионке - 90
До появления на олимпийских водных дорожках Майкла Фелпса самой титулованной олимпийской чемпионкой была советская гимнастка Лариса Латынина. На трех Олимпиадах она завоевала 18 медалей, половина из которых были золотыми.
Будущая олимпийская чемпионка родилась в Херсоне и до замужества носила фамилию Дирий. Ее отец, Семен Дирий, ушел из семьи, когда дочери исполнилось 11 месяцев. Воспитывала ее мама - неграмотная женщина, работавшая уборщицей, а ночами подрабатывавшая сторожем или истопником, чтобы обеспечить свою дочь. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Семен Дирий прислал жене и дочери покаянное письмо, но воссоединиться с семьей так и не сумел. Он погиб в боях под Сталинградом.
В детстве Лариса мечтала стать балериной и занималась в хореографической студии при Доме пионеров. Когда ее закрыли, рыдала в голос, но ее утешил тренер по гимнастике Михаил Сотниченко. Правда, мама Ларисы поставила дочке условие: если в табеле будет хоть одна четверка, то о гимнастике забудь. И Лариса Дирий окончила школу с золотой медалью, уже в 16 лет выполнив норматив мастера спорта СССР. После окончания школы поступила в Киевский политехнический институт, но вскоре перевелась в инфизкульт. В 19 лет Лариса Дирий отобралась в состав советской команды для участия во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте, где завоевала свои первые международные награды.
В Мельбурн Лариса могла и не попасть
В 1953 году в Риме она впервые стала чемпионкой мира. А вот отбор на Олимпиаду-1956 в Мельбурне сложился для нее непросто. На чемпионате СССР она выступала с травмой плеча и после квалификации занимала только 18-е место. В финал выходили как раз 18 участниц. Через пару дней плечо зажило, и Лариса заняла 4-е место, попав-таки в олимпийскую сборную. В Мельбурне она выиграла индивидуальное многоборье, хотя тренеры возлагали основные надежды на Тамару Манину и Софью Муратову.
К самой престижной медали Дирий добавила еще три золота: в команде, а также в вольных упражнениях и опорном прыжке. Всего на трех Олимпиадах она завоевала 18 медалей из 19 возможных. Даже поверить трудно! Ведь в спортивной гимнастике на олимпийских турнирах у женщин разыгрывается шесть комплектов наград. Дело в том, что в Мельбурне гимнастки соревновались еще и в командных упражнениях со снарядами, которые сейчас входят в программу турниров по художественной гимнастике. Советские гимнастки выбрали самый тяжелый - булавы. И довольствовались бронзой.
Пять золотых медалей ЧМ на пятом месяце беременности
После Олимпиады Лариса вышла замуж и взяла фамилию, под которой сейчас известна во всем мире. На браке с курсантом мореходного училища Иваном Латыниным, с которым она познакомилась, еще будучи школьницей, настояла ее мама. Ухаживания молодого человека Лариса приняла, но особых чувств к нему не испытывала. Перед чемпионатом мира 1958 года она оказалась перед нелегким выбором, узнав о беременности. Врач сборной СССР по спортивной гимнастике дал «добро» на выступления на пятом месяце. Сказал, что поработал с балеринами, и те выходили на сцену даже на седьмом.
Латынина достойно выступила на чемпионате мира, проходившем в Москве, а через несколько месяцев родила дочь Татьяну. Та осуществила ее детскую мечту - стала танцовщицей знаменитого ансамбля «Березка». Позже во время гастролей по Латинской Америки на Татьяну Латынину обратил внимание венесуэльский бизнесмен с нехарактерными для тамошних мест именем и фамилией: Ростислав Орловский-Танаевский Бланко. Потомок тобольского губернатора влюбился в советскую красавицу без памяти и в перестроечные времена переехал в Москву, где наладил серьезный бизнес.
А вот у Ларисы Латыниной после завершения карьеры в семейной жизни начались проблемы. Правильнее будет сказать, что выявились. Они с мужем долгое время практически не виделись. Он пропадал на работе, она - на сборах. Когда Латынина стала чаще бывать дома, то осознала, что рядом с ней абсолютно чужой человек. Впасть в депрессию не позволяла работа. Латынина возглавляла женскую сборную СССР по спортивной гимнастике, перед которой на каждых соревнованиях ставились самые высокие задачи.
Из гимнастики ушла из-за... Нади Комэнэчи
После Олимпиады-1976, где чемпионкой стала Надя Комэнэчи, Латынину вызвали на ковер. Дорого обошлась ей фраза: «Я же не виновата, что Комэнэчи родилась в Румынии!» С любимой работой пришлось расстаться. Не складывалась и личная жизнь. Почти десять лет она прожила в гражданском браке с мужчиной, которого впоследствии вычеркнула из жизни. Она дала множество интервью, написала несколько автобиографических книг, но так и не упомянула имени этого мужчины. Как и никогда не упоминала о гибели своего сына, родившегося в первом браке.
Настоящее счастье девятикратная олимпийская чемпионка обрела в третьем, а официально - втором браке с доктором технических наук Юрием Фельдманом. Началось все с банального курортного романа, когда Латыниной было уже за 50. Фельдман предложил ей дать уроки тенниса. А дальше все закрутилось! Проблема состояла в том, что избранник гимнастки был женат, и около трех лет они встречались тайно. А потом Фельдман пришел к ней с небольшим чемоданчиком и сказал, что больше никуда не уйдет. Он занимал руководящую должность, был членом парткома крупного московского завода и, естественно, получил по полной программе за нарушение норм социалистической морали, но это не изменило его решения.
С Фельдманом легендарная гимнастка прожила больше двадцати счастливых лет. К сожалению, осенью 2020 года его не стало. Свое 90-летие Латынина, которая в России стала полным лауреатом ордена «За заслуги перед Отечеством», встречает в Подмосковье. Она воспитывает правнуков, ведет активную общественную работу. Даже в жюри танцевальных конкурсов, вспоминая свою детскую мечту, регулярно присутствует.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.