Гребцы отметили 95-летие двукратной олимпийской чемпионки Рима Антонины Серединой

В 1960 году спортсменкой года в СССР назвали двукратную олимпийскую чемпионку по гребле на байдарках Антонину Середину. Редчайший случай в истории отечественного спорта! Ведь гребля по популярности в нашей стране заметно уступала легкой атлетике и спортивной гимнастике, не говоря уж об игровых видах спорта. Антонина на долгие годы стала лицом гребли в СССР.
Ее жизнь может служить примером борьбы с превратностями судьбы, из которой сильный человек всегда выходит победителем. Середина выросла в многодетной семье, где было 11 детей. К началу Великой Отечественной войны ей исполнилось 12. Вместе с родителями тогда семь ее братьев и сестер жили в Торжке, райцентре Калининской области. В сентябре 1941-го глава семьи был призван в армию. Там уже служил старший брат Серединой, избравший карьеру военного.
Оставшимся членам семьи пришлось перебираться в деревню под Владимиром, где жили родственники матери. Там их никто не ждал. Даже в дом не пускали до того момента, когда с фронта не пришла грозная телеграмма от дяди Антонины. Он приказал жене поделиться кровом с родственниками. До этого момента ночевать им приходилось в стогу сена.


Вестник Победы

В деревне школьницам приходилось трудиться в колхозе. Нагрузки на них выпали большие, не по возрасту. Старшая сестра 13-летней Антонины с ними не справилась и погибла. Это произвело такое впечатление на будущую олимпийскую чемпионку, что она вмиг повзрослела. Стала работать так усердно, что вскоре была признана лучшей труженицей колхоза. Премировали ее своеобразно: преподнесли наполненный до краев стакан самогона и заставили выпить. Выпила его девушка одним махом. Как признавалась, уже став олимпийской чемпионкой, Антонина, она больше никогда в жизни подобным образом не отмечала свои победы и достижения.
В деревне, где пережили военные годы Середины, за Тоней закрепилось звание вестника победы. Именно она первой сообщила сельчанам о капитуляции фашистской Германии в мае 1945-го, услышав о ней по радио в школе. Получив аттестат, по настоянию матери Антонина переехала в Калинин (ныне - Тверь) и поступила в техникум строительных материалов. Колхозная закалка позволяла ей заниматься почти всеми видами спорта и добиваться успехов в районных и областных соревнованиях. В греблю пришла случайно. Младшая сестра попросила покататься с ней на лодке во время праздника в парке культуры и отдыха. Будущая олимпийская чемпионка призналась, что именно тогда впервые натерла веслами мозоли.

Тандем… с тренером

В 1954 году девушку направили на спортивный семинар в Москву. Там состоялось судьбоносное знакомство Антонины с Марией Фадеевой, известной спортсменкой и тогда начинающим тренером. Фадеева уговорила Середину перебраться в столицу и серьезно заняться греблей. Даже поселила у себя дома. Спортивной стипендии, которую Антонина получала как мастер спорта, на жизнь не хватало. Молодой тренер Фадеева, чтобы обеспечить своей ученице полноценное питание, даже распродала часть своего имущества.
Сложившийся тандем тренера и ученицы позволил Серединой добиться настоящих успехов в гребле. На чемпионате мира 1958 года она стала серебряным призером в одиночке, уступив другой советской спортсменке Елизавете Дементьевой. Возраст Антонины подходил к тридцати, но в ту пору так рано из большого спорта не провожали. Ученица Фадеевой на чемпионате СССР превзошла Дементьеву и отобралась на Олимпиаду-1960.

Три олимпийские медали

В Риме сразу все пошло не так, как планировалось. На контрольном взвешивании у лодки Серединой был зафиксирован перевес. Пришлось срочно избавляться от металлического балласта, и в это время переломилось весло. Хорошо еще, что выручили друзья из сборной Чехословакии. Проблемы с инвентарем не помешали Антонине вырвать на последних метрах дистанции победу у Терезы Ценц, которая выступала за Объединенную германскую команду. Ценц была опытной спортсменкой, много раз стартовавшей на международных соревнованиях сначала за Саар, а затем за ФРГ.
Дуэль Серединой и Ценц продолжилась в заездах двоек, где за советскую команду выступала еще и Мария Шубина, а за ОГК - Ингрид Хартман. Начался финальный заезд с судейской ошибки. Арбитр, отвечавший за старт советской двойки, проспал выстрел и отправил наших девушек на дистанцию с секундной задержкой. Это не помешало Серединой и Шубиной развить на 500-метровке такой темп, что на финише они опередили немецкий экипаж почти на три секунды.
Даже перешагнув 30-летний рубеж, Середина прошла еще два олимпийских цикла. В Токио и Мехико выступала в заездах двоек. В Японии вместе с Ниной Грузинцевой заняла самое обидное для спортсмена четвертое место. В Мексике вместе с ленинградкой Людмилой Пиняевой, ставшей олимпийской чемпионкой в заезде одиночек, 38-летня Середина завоевала бронзу. После этого перешла на тренерскую работу.

Всё сбылось, кроме одного…

Еще три олимпийских цикла она отработала в сборной СССР, воспитав нескольких олимпийских чемпионок. Тренерскую работу очень любила, но что-то надломилось после трагического инцидента весной 1973 года. Тогда на сборах в лодку олимпийской чемпионки Юлии Рябчинской врезался катер с рыбаками. Рябчинская утонула. Середина признавалась, что после этого тренировать ей удавалось с большим трудом.
Оставив тренерскую работу, двукратная олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка мира, восьмикратная чемпионка Европы и 15-кратная чемпионка СССР в составах разных экипажей из спорта не ушла. Возглавляла совет ветеранов «Спартака», была членом президиума Российского союза спортсменов. Как-то Середина призналась, что мечтает увидеть победу сборной России на Олимпиаде в Сочи, побывать на открытии обновленной гребной базы в Твери и дожить до свадьбы внука. Последнее желание исполнить не удалось, а все остальные у Серединой сбылись. Она навсегда осталась вестником Победы!
Олимпийская чемпионка Рима ушла из жизни в 86 лет и похоронена на Кунцевском кладбище Москвы. На этой неделе ей исполнилось бы 95.

 

Офицер, которого не призывали в армию

85 лет со дня рождения одного из лучших защитников в истории советского футбола

Владимирцы гордятся тем обстоятельством, что игрок сборной СССР по футболу Валентин Афонин начинал карьеру в этом старинном российском городе. В первые послевоенные годы особых развлечений у мальчишек не было. Их воспитывала улица. Афонину повезло, что рядом с домом, в котором он жил, находился стадион «Локомотив», где с мальчишками работал настоящий энтузиаст футбола Виктор Ромодановский.
Во владимирскую команду мастеров «Трактор» Афонин попал в 20 лет (по нынешним меркам очень поздно), но очень быстро обратил на себя внимание тренеров ведущих советских команд. После того как в составе сборной своей зоны класса «Б» Валентин сыграл на всесоюзном турнире, во Владимир зачастили гонцы из клубов класса «А», как тогда называлась нынешняя РПЛ. Однажды администратор ташкентского «Пахтакора» нагрянул прямо в день рождения Валентина к праздничному столу.
Но самым настойчивым оказался Всеволод Блинков, пригласивший владимирского футболиста на смотрины в московское «Динамо». Поселили Валентина в динамовском общежитии, где его соседом по комнате был олимпийский чемпион в метании молота Василий Руденков. Так скромно тогда жили многие ведущие советские спортсмены.
На первой тренировке в «Динамо» у Михаила Якушина выяснилось, что среди кандидатов в основу 13 защитников. Хотя по тогдашней тактической системе «дубль-вэ» требовались три. В расстроенных чувствах Афонин вернулся в общежитие, где его уже ждал гонец из ростовского СКА. Не раздумывая, Валентин рванул туда, оставив трудовую книжку и воинский билет в Москве. Уж больно настойчиво уговаривали его дончане, обещали даже невесту в Ростове найти.
Федерация футбола СССР на год дисквалифицировала Афонина за то, что он написал заявление о переходе сразу в две команды. В Ростове даже за дубль играть не разрешили, но в СКА времени зря не теряли. Оформили еще один военный билет (вместо якобы утерянного), присвоив новобранцу звание старшины сверхсрочной службы.
Всю свою карьеру воспитанник владимирского футбола провел в армейских командах. Семь сезонов в Ростове, а в 1968 году Всеволод Бобров пригласил одного из лучших в ту пору защитников (трижды Афонина включали в список «33 лучших футболистов СССР») в ЦСКА. Всё было хорошо, Валентин стал игроком сборной, только отношения со сменившим Боброва на посту главного тренера главной армейской команды страны Валентином Николаевым у Афонина не сложились. Хотя он успел стать участником знаменитой переигровки в Ташкенте между ЦСКА и «Динамо» за звание чемпиона СССР. Вместе с одноклубниками стал чемпионом, после чего снова вернулся в Ростов.
В составе сборной СССР он провел 42 игры, участвовал в самом успешном для нашей национальной команды чемпионате мира 1966 года. В Англии советская команда дошла до полуфинала. Через четыре года в Мексике 31-летний ветеран сыграл на своем втором чемпионате мира. В составе сборной Афонину довелось играть бок-о-бок со звездами советского футбола Львом Яшиным, Эдуардом Стрельцовым, Валерием Ворониным и опекать звезд мирового, включая самого короля футбола Пеле.
«Побывать в Рио-де-Жанейро, сыграть на знаменитом стадионе «Маракана» было мечтой жизни, - вспоминал в одном из интервью Афонин. - Сказка стала былью в конце 1965 года, когда мы встречались в Рио со сборной Бразилии. Опекать пришлось самого Пеле. Ох, и помучился тогда, приходилось пускать в ход и хоккейные приемы. Пеле, естественно, возмущался. Один из двух мячей хозяев он все-таки забил, но проигрывая в начале второго тайма 0:2, мы в концовке встречи отыгрались. Вот так сбываются мечты».
Завершив карьеру игрока, Афонин начал тренерскую в ростовском СКА. Затем четыре года возглавлял команду Группы советских войск в Германии. Работа в ГСВГ считалась в советские времена синекурой. Играть нужно было только в чемпионате Вооруженных Сил, где не ставилось больших задач, а жизнь в ГДР с заработками советского офицера, проходящего службу за границей, была приятной.
В начале 80-х два года Афонин тренировал хабаровский СКА. Сохранил команду в первой лиге, но командование Дальневосточного военного округа все равно решило сменить главного тренера. Чемпиону СССР по футболу предложили должность начальника физподготовки в обычной воинской части, и он решил уйти на гражданку. Подал соответствующий рапорт, а из Москвы пришла поразительная резолюция: «Афонин никогда не служил в Вооруженных Силах СССР». Ведь его первый военный билет так и остался в кадрах московского «Динамо».
Выигрывавший медали чемпионата СССР в составе ЦСКА и ростовского СКА футболист действовал, как и подобает советскому офицеру: быстро и решительно. Разыскал платежные ведомости ростовского клуба, прихватил фотографии с приема у Министра обороны СССР, где чествовали завоевавших золото футболистов ЦСКА, а также небольшой презент и отправился в нужный кабинет. Все сразу же решилось. Уволившись из армии, несколько лет Афонин работал в одной из московских спортивных школ, а уже в нынешнем веке двадцать с лишним лет возглавлял ДЮСШ «Приалит» в подмосковном Реутове.
Заслуженный мастер спорта СССР Валентин Афонин ушел из жизни 1 апреля 2021 года. В истории владимирского спорта больше не было таких титулованных футболистов. В воскресенье ему бы исполнилось 85.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Гребля Середина Антонина
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

24 января