С чемпионом мира и Европы, двукратным чемпионом СССР Хейно Энденом автору этих строк довелось познакомиться в 1999 году на чемпионате мира... по легкой атлетике в Севилье. Экс-баскетболист молодежной сборной СССР и экс-звезда мадридского «Реала» Хосе Бирюков в ту пору был преуспевающим мадридским бизнесменом и снял на стадионе целую ложу, куда приводил друзей. С самим Бирюковым я познакомился двумя годами ранее на проходившем в Каталонии Евробаскете. Сеньор Хосе и представил меня своему давнему другу и партнеру по молодежной сборной СССР.

Русский язык выучил в санатории

С первых минут беседы Хейно поразил прекрасным знанием русского языка. Он говорил без акцента, который неизбежно выдает эстонцев. «Немного освоил русский во дворе, когда гонял в футбол с соседскими мальчишками, а усовершенствовал, когда три года лечился в туберкулезном санатории под Тарту, - рассказал Энден. - В палате лежал вместе с таким же русским бедолагой. Я учил его эстонскому, он меня - русскому».
Как вспоминал Энден, к моменту перехода в ЦСКА он мог уже без проблем общаться с партнерами по баскетбольной команде и знаменитыми хоккеистами армейского клуба, с которыми подружился на сборах. «Когда переехал в Финляндию, даже помогал одно время с переводом киевскому тренеру Анатолию Богданову, - продолжил тему Хейно. - Он поначалу не говорил по-фински, а половина его команды не владела английским».
Языки давались Эндену легко. Переехав в Страну суоми, финский освоил за несколько месяцев. Когда на одной из телепередач ведущий поинтересовался, как удалось так быстро овладеть пусть и похожим, но все-таки иностранным языком, Хейно пошутил: «Чем неправильнее говоришь по-эстонски, тем больше он похож на финский». Находившиеся в студии смеялись так, что передача оказалась на грани срыва.

Баскетбол был в крови

В баскетбольную секцию Хейно попал, когда учился во втором классе. Баскетбол, можно сказать, был у него в крови: родители играли за сборную Эстонии в 50-е годы и в дальнейшем не остались в стороне от любимой игры. Отец тренировал юниорские и женские команды, судил чемпионат СССР. Один сезон - даже высшую лигу, что было свидетельством высочайшего авторитета.
И мама Хейно имела судейскую категорию, но работала в основном в секретариате. В Таллине и Тарту за столиком во время игр чемпионата СССР сидели чисто женские бригады в элегантной униформе. Представительницы прекрасного пола отлично справлялись с ролями секундометристов и дикторов, вели протокол игры и статистику, которая была обязательна.
Поначалу будущий чемпион мира и Европы воспринимал баскетбол как увлечение. Занимался и другими видами спорта: настольным теннисом, плаванием, легкой атлетикой. Лечение в туберкулезном санатории, казалось, вообще поставило крест на спортивной карьере Хейно, но в 1977 году в Тарту проходил юниорский чемпионат Эстонии.
Тренеры таллинской команды, получив разрешение врачей, уговорили Хейно выйти на площадку. Столичная команда выиграла чемпионат республики и получила право представлять Эстонию на всесоюзных соревнованиях. За таллинский спортинтернат играл единственный человек, который там никогда не учился, - Хейно Энден.
После этого тренер таллинского «Калева» Август Сокк, отец будущего олимпийского чемпиона Сеула, пригласил Хейно в команду мастеров. Возможно, протекцию составил отец Эндена, друживший с Сокком, но решающим аргументом стала игра. О болезни к этому времени баскетболист, вымахавший до двух метров, и думать забыл. В «Калеве» высокорослые баскетболисты всегда ценились. Долгое время в Эстонию не приглашали игроков из других республик, а своих великанов можно было пересчитать на пальцах одной руки. Вот и определили Эндена в форварды.

Позицию на площадке нашел Гомельский

Амплуа, в котором эстонский баскетболист блистал на протяжении всех 80-х, нашел для Хейно главный тренер ЦСКА и сборной СССР Александр Гомельский. В разговоре на стадионе в Севилье Энден даже посетовал, что затянул со сменой клуба. В Таллине он уже не находил для себя мотивации.
«Когда в 1983-м меня пригласили в Москву, в Эстонии многие стали называть предателем, - вспоминал Энден. - В глубине души недоброжелатели надеялись, что в ЦСКА у меня ничего не получится, и я, посидев немного на скамейке московского клуба, вернусь в Таллин. Все разговоры стихли, когда стал основным игроком сильнейшего клуба СССР. В эстонских газетах сразу же появились статьи о том, как наш баскетболист достойно представляет республику в ЦСКА и национальной сборной. Хотя в сборную меня стали вызывать еще из «Калева».
Вспомнил Энден и о том, что его очень настойчиво звали... в «Жальгирис». Хейно в сборной подружился с Вальдемарасом Хомичюсом и Сергеюсом Йовайшей. Те уговаривали пройти обязательную службу в каунасском гарнизоне и обещали, что тягот и лишений эстонский новобранец испытывать не будет. Правда, потом прибалтийская троица сошлась во мнении, что в случае такого призыва начнется война между Москвой, Литвой и Эстонией. Ведь в ЦСКА Хейно пригласили раньше. Во время знаменитых суперфиналов чемпионатов СССР между ЦСКА и «Жальгирисом» Энден был одним из тех, кто доставлял наибольшие проблемы Арвидасу Сабонису и его партнерам.
В ЦСКА Энден нашел своего тренера. «Многих наставников повидал в своей жизни, но Александр Яковлевич Гомельский – самая яркая личность, - подчеркнул Хейно. - У него можно было учиться на каждой тренировке и в каждой игре. Он доверял баскетболистам, настолько тонко чувствовал психологию каждого, что на все сто процентов использовал потенциал и отдельного игрока, и всей команды».

Семья важнее медалей

В 1982-м Энден в составе сборной СССР стал чемпионом мира, а в 1985-м - чемпионом Европы. Вполне мог стать олимпийским чемпионом в 1984-м. «Тогда в сборной СССР уже играли классные центровые: Сабонис, Александр Белостенный, Владимир Ткаченко, - вспоминал по ходу нашего разговора Энден. - Были в команде и звезды 70-х Станислав Еремин и Анатолий Мышкин. Мы вполне могли зарубиться с американцами, за которых играл Майкл Джордан».
А вот на поездку на Олимпиаду-1988, завершившуюся триумфом советской сборной, Энден даже не претендовал. «Устал к тому времени от круглогодичных разъездов и сборов, - признался он. - Родился сын, хотелось больше времени проводить с семьей. Сам попросил не включать меня в список кандидатов в олимпийскую сборную».
В Москве Хейно женился на звезде художественной гимнастики тех лет астраханской красавице Галине Белоглазовой. Позже этот брак распался. Двум ярким спортсменам тяжело было ужиться. После развода сына воспитывал Хейно; как результат - Энтони серьезно увлекся баскетболом.

В Финляндии было скучно

В 1988-м, когда для советских спортсменов поднялся железный занавес, Энден уехал в Финляндию, где в ту пору баскетбол был на очень скромном уровне. После Евробаскета-1987 Хейно вместе с Йовайшей обещали контракт в Италии. Они должны были стать первыми советскими легионерами в истории баскетбола. Только у итальянцев закончилось соглашение со спонсором, а пока искали нового, прошло полгода. У Эндена родился сын, и он отказался от заманчивого предложения.
В Финляндии Хейно успевал все: готовил для сына, играл за местный клуб и тренировал его. В один сезон успевал работать даже с мужской и женской командами. Без отрыва от основной работы и семейных забот занимался бизнесом. «В Финляндии все было спокойно и налажено, но безумно скучно, - вспоминал Энден. - Наверное, все-таки во мне слишком много русского. Захотелось более интересной жизни».
В Таллине, куда вернулся Энден, с этим проблем не было. Он пробовал себя в разных сферах бизнеса, тренировал местные клубы, а с 2001 по 2004 гг. даже национальную сборную, комментировал баскетбол на телевидении, был шефом спортивной редакции самой популярной в республике газеты «Ээсти Пяэвалехт». На Олимпиаде в Сиднее мне даже довелось пересечься с ним в главном пресс-центре.
Когда возникла идея заявить в КХЛ хоккейный клуб из Таллина, Энден подключился к ее реализации. Но найти необходимые средства в Эстонии не удалось, и тогда Хейно занялся организацией матчей рижского «Динамо» в столице Эстонии. На игры фактически чужой команды во дворце спорта «Тондираба» собирались по шесть тысяч зрителей. Словом, скучной жизнь Эндена в последние годы не была.
Он поддерживал контакты со своими партнерами по ЦСКА и даже выходил в ветеранских матчах в составе армейской команды против «Жальгириса», вновь доставляя много хлопот Сабонису и партнерам. А во время «третьих таймов» запевал традиционную на таких посиделках песню про зайцев и был в центре импровизированного баскетбольного канкана. Увы, сейчас об этих временах приходится только вспоминать.
На прошлой неделе легенде эстонского и советского баскетбола исполнилось 65.

 

Уникальная спортсменка

Она никогда ничего не боялась

Анфиса Резцова сумела стать олимпийской чемпионкой в лыжных гонках, а затем дважды (!) завоевать этот титул в биатлоне

В начале 90-х Анфиса Резцова стала первой в истории чемпионкой зимних Олимпийских игр, завоевавшей золотые медали в двух дисциплинах - лыжах и биатлоне. Лишь в 2018 году в Пхенчхане это достижение повторила чешка Эстер Ледецка, выигравшая соревнования по горным лыжам и сноуборду. Никому из нынешнего поколения российских лыжниц, взявших в руки винтовку, повторить достижения Резцовой в биатлоне не удалось.
Выросла Анфиса в рабочей семье во Владимирской области. Отец работал строителем, мать - на химическом производстве. У Анфисы были три брата. Как и многие советские спортсменки, она пришла в лыжную секцию только потому что других в рабочем поселке не было.
В 20 лет Анфиса Романова (фамилию она сменила, выйдя замуж за тренера по биатлону Леонида Резцова) попала в сборную СССР по лыжам. На Олимпиаде в Калгари завоевала серебро в гонке на 20 км свободным стилем и стала олимпийской чемпионкой в эстафете, где бежала на заключительном этапе. В преддверии своей первой Олимпиады Анфиса оказалась перед нелегким выбором: рожать или продолжать выступления.
Лыжница пошла навстречу пожеланиям спортивного руководства, но поставила жесткое условие: предоставляйте нам с мужем квартиру, а то до сих пор живем у родителей! Квартиру Резцовы получили еще до отъезда сборной в Калгари. Через год после Олимпиады родилась первая из ее дочерей, ныне финская биатлонистка и сама мама троих детей Дарья Виролайнен.
Правда, до мамы Дарья не дотянула. У Резцовой четыре дочери, причем разница между младшей, которой сейчас 16, и первым внуком, которого подарила Дарья, чуть больше года. Как подчеркивала в своих интервью Резцова, чтобы обеспечить старшей дочери возможность продолжать спортивную карьеру, ей приходилось быть и мамой, и бабушкой одновременно.
Бронзовый призер Олимпиады в Пекине в смешанной эстафете в составе сборной России и мама пока еще только двух детей Кристина Резцова моложе Дарьи на семь лет. Две их младшие сестры не стали продолжать мамины спортивные традиции.
Первый раз Резцова сменила специализацию после рождения первенца. Тренеры лыжной сборной СССР не поверили в возвращение Анфисы на чемпионский уровень после декретного отпуска. А вот муж и по совместительству тренер поверил. Как шутила сама Анфиса, работай Леонид Резцов тренером по фигурному катанию, она бы ушла туда и тоже стала бы чемпионкой, если бы ей нашли достойного партнера для выступлений в соревнованиях спортивных пар.
В олимпийском сезоне-1991/1992 Резцова завоевала Большой Хрустальный глобус, главный трофей Кубка мира по биатлону. На лыжне она доминировала, а в стрельбе для медального результата было достаточно закрыть хотя бы половину мишеней. В победной индивидуальной гонке на этапе в Хольменколлене Анфиса допустила семь промахов - и все равно победила.
В биатлоне Резцова преуспела больше, чем в лыжах. В Альбервилле победила в спринте (это была первая биатлонная гонка у женщин в олимпийской программе) и завоевала бронзу в эстафете, а в Лиллехаммере снова поднялась на высшую ступеньку пьедестала почета вместе с подругами по эстафетной команде. Впрочем, подругами Анфиса их называла крайне редко. Могла пройтись по «бабовщине» в лыжной сборной СССР, могла заявить, что в состав эстафетной четверки в биатлоне попадают «через постель». Эти откровения никто не опровергал, но проблем после них у Анфисы хватало.
После рождения Кристины состоялся обратный переход Резцовой из биатлона в лыжи. Только громких побед не последовало. В 2000 году трехкратная олимпийская чемпионка завершила карьеру. Пробовала вместе с мужем заниматься бизнесом и за счет этого содержать школу Резцовых. Входила в состав руководства Союза биатлонистов России и не боялась критиковать его политику даже в те времена, когда СБР возглавлял, а главное - финансировал Михаил Прохоров. А уж когда дело касалось ее дочери Кристины, могла разорвать любого.
После развода с мужем Резцову часто заставали в состоянии депрессии. В марте 2023 года она попала в больницу с сердечным приступом. Хотя и из больничной палаты костерила всех, кто затрагивал тему ее болезни. «Я еще не старая, вся жизнь впереди!» - уверяла Анфиса. Увы, оптимистичный прогноз не сбылся. В октябре трехкратную олимпийскую чемпионку доставили в реанимацию подмосковной клиники без сознания. Ей сделали переливание донорской крови, но это не помогло. Резцова ушла из жизни, не дожив до 60-летия, которое отмечалось в это воскресенье.

 

Создатель «русского боя»

Абсолютным чемпионом Европы его сделал… Франко

75 лет со дня рождения самбиста, который стал олимпийским чемпионом в японском дзюдо, а потом создал новый вид единоборств

В 70-е годы в СССР сильнейшие самбисты страны с успехом выступали в дзюдо. Единоборство, родившееся в Японии, и самооборона без оружия, появившаяся на свет в СССР, были очень близки. Вот и олимпийский чемпион Монреаля по дзюдо Сергей Новиков начинал с самбо.
Родился Сергей в Москве в семье офицера и, как полагается, поколесил по городам и весям. «Шесть лет мы жили в ГДР, а потом переехали в Киев, где после демобилизации решил поселиться отец, - вспоминал Новиков. - Отстав от школьной программы, пошел работать и учиться в вечернюю школу. Мама не хотела с этим мириться, а мне очень хотелось начать самостоятельную жизнь».
В секцию самбо киевского «Динамо» Новиков пришел в 14 лет. Его первым тренером стал старшина милиции Нашир Софин, занимавшийся с юными самбистами по велению сердца. По-настоящему к самбо и дзюдо будущего олимпийского чемпиона приобщил известный тренер Ярослав Волощук, прошедший Великую Отечественную войну. Он настойчиво внушал своим подопечным, что самбо - это самооборона, и ни при каких обстоятельствах нельзя использовать боевые навыки, чтобы обижать слабых.
В 1971 году 22-летний самбист стал победителем Спартакиады народов СССР, а в 1972-м отправился вместе с партнерами по сборной в Японию, чтобы посмотреть на поединки мастеров дзюдо. Как раз в это время была создана Федерацию дзюдо СССР - и было решено сделать ставку на олимпийскую дисциплину. Хотя еще до «смены курса» в 1970-м Новиков успел стать бронзовым призером чемпионата Европы по дзюдо.
В 1973-м этот турнир проходил в Мадриде. Между СССР и франкистской Испанией тогда не было дипломатических отношений, и комсоргу сборной Новикову, а также Амирану Музаеву поначалу не дали визы. Три дня они ждали решения вопроса в Париже, причем суточными их не обеспечили. На двоих у советских дзюдоистов была банка меда и чай. Как часто случается, подобное отношение так мотивировало наших парней, что Музаев завоевал в Испании бронзу, а Новиков - золото.
В Монреале фаворитом турнира по дзюдо в весовой категории до 93 кг считался японец Сумио Эндо, с которым жребий свел Новикова уже в первом круге. Вопреки прогнозам советский дзюдоист сумел провести два приема, не дав сопернику сделать ни одного. До выхода в финал Новиков победил еще в трех поединках. «Соперников знал хорошо по предыдущим соревнованиям, - вспоминал олимпийский чемпион. - А вот с Гюнтером Нойройтером из ФРГ не встречался до этого ни разу. Не знал ни его манеры ведения поединка, ни сильных и слабых сторон». Это не помешало Новикову одержать чистую победу на 44-й секунде финала.
После триумфа в Монреале он хотел завершить карьеру, но следующая Олимпиада была в Москве. Уйти победителем Новикову не дали. Зря, наверное. Ведь к Олимпиаде-1980 Сергей подготовиться как следует из-за проблем со здоровьем не смог и в призеры не попал. После этого завершил карьеру.
После ухода с татами Новиков окончил институт физкультуры, а затем получил юридическое образование в Академии МВД. После завершения карьеры он посвятил жизнь спорту. В 1996 году олимпийский чемпион Монреаля создал новый вид единоборств. Он известен как «русский бой», «универсальный бой» или Unifight. Он создан в первую очередь для бойцов специальных подразделений и включает не только поединок по правилам, близким к дзюдо и самбо, но и преодоление полосы препятствий.
«Чтобы пройти ее, нужна серьезная подготовка, - формулировал принципы нового вида спорта Новиков. - К нам приходили из разных дисциплин: дзюдоисты и борцы, боксеры и кикбоксеры, и полоса препятствий была главным испытанием. Оставались для участия в соревнованиях по универсальному бою лишь те, кто был готов к любым испытаниям».
Работой по продвижению своего детища Новиков занимался до последних дней жизни. Он скончался в апреле 2021 года и похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. На прошлой неделе мастеру дзюдо и самбо, создателю универсального боя исполнилось бы 75.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Баскетбол Эйден Хейно
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

24 января