ХРОНОГРАФ-2024

На Олимпиаде-1968 в споре за золото в мужской биатлонной эстафете (впрочем, женщины тогда в олимпийских турнирах еще не участвовали) схлестнулись сборные Норвегии и СССР. На двух первых этапах Александр Тихонов и Николай Пузанов зашли на штрафной круг каждый. Впрочем, и норвежцы не избежали промахов и также пробежали два штрафных круга.
На третьем этапе за советскую команду бежал Виктор Маматов, а за норвежскую - легендарный Магнар Сольберг, который только что первенствовал в индивидуальной гонке. Оба прошли свой этап без штрафных кругов и очень быстро. В зоне передачи эстафеты ушедший на финишный этап Владимир Гундарцев выигрывал у Йона Истада всего восемь секунд. Норвежцы сделали серьезную ставку на своего финишера.
На «лежке» оба отстрелялись безукоризненно. Все решилось в борьбе нервов на «стойке». Истад пришел на стрельбище чуть позже Гундарцева и во время стрельбы все время посматривал на соседнюю мишень. У нашего биатлониста остался всего один дополнительный патрон и одна незакрытая мишень. Выстрел - точно!
На норвежца это произвело такое впечатление, что он зашел на два штрафных круга. Вот так началась победная серия сборной СССР в олимпийских эстафетах, продолжавшаяся 20 лет. Прервалась она лишь в Альбервилле, где на трассу вышла уже не сборная СССР, а Объединенная команда.
* * *
Вырос будущий олимпийский чемпион Владимир Гундарцев на железнодорожном разъезде близ города Сатка в Челябинской области. В семье было пятеро детей. Отец работал на железной дороге, а мама вела большое домашнее хозяйство. Она даже в школу никогда не ходила и научилась читать, чтобы изучать заметки в прессе о победах Владимира. Собирала все вырезки и писать научилась, чтобы посылать в редакцию свои замечания. О триумфе сборной СССР в Гренобле и вкладе своего земляка в Садке узнали из радиотрансляций. Телевизионных там тогда не было.
Заниматься спортом Владимир Гундарцев начал после того, как его призвали в армию. Службу проходил во Внутренних войсках и выступал за «Динамо». Поначалу как лыжник, затем - как биатлонист. Парню из Сатки повезло: он попал в руки великолепного тренера Виктора Бучина - первого чемпиона СССР даже не в биатлоне, а в гонках патрулей, как тогда называли бег на лыжах со стрельбой.
В середине 60-х Гундарцев вошел в состав сборной страны и стал единственным советским биатлонистом, попавшим на пьедестал почета на ЧМ-1966 в Гармиш-Патеркирхене. Чемпионом там стал уже упомянутый норвежец Истад. В ту пору программа мировых первенств была еще не столь обширной, как сейчас, и включала в себя лишь биатлонную классику: индивидуальную гонку на 20 км и эстафету, в которой советские биатлонисты заняли обидное 4-е место. Чемпионами тогда стали норвежцы, серебро завоевала польская команда, бронзу - шведы.
Выступавший в свое время вместе с Гундарцевым в одной эстафетной команде на всесоюзных турнирах Александр Привалов возглавил сборную СССР после ЧМ-1966 и готовил ее к Олимпиаде в Гренобле. Вопросов о том, кого ставить на финишный этап эстафеты, у Привалова не возникло, хотя Гундарцев пропустил ЧМ-1967 в Альтенберге из-за травмы. Зато на Олимпиаде-1968 Владимир завоевал бронзу в индивидуальной гонке, уступив лишь легендарным Сольбергу и Александру Тихонову. Как отмечал Привалов, при любом исходе личных соревнований Гундарцев был надежным командным бойцом. Он отличался стабильностью, устойчивой психикой и душевным равновесием.
«Не встречал ни одного человека, кто бы плохо отозвался о Володе, - рассказал в одном из интервью Привалов. - Он был честным и добросовестным. С ним всегда приятно было общаться. Когда Владимир стал работать тренером, подопечным очень пригодились его золотые руки. Он мог сделать все, чтобы привести в порядок оружие: и ствол, и ложе. Мог часами работать по дереву. Если ломалась какая-то деталь, сам мог ее выточить».
После Гренобля Гундарцев из-за проблем с ногами не мог полноценно тренироваться. Он, правда, выиграл еще одно золото на ЧМ-1969 в польском Закопане. Тренеры сборной берегли Владимира, давали ему возможность тренироваться индивидуально, но сам Гундарцев, когда понял, что не тянет, ушел из сборной. Не захотел занимать чужое место за былые заслуги. Еще несколько лет выступал за «Динамо» на всесоюзных соревнованиях, а затем перешел на тренерскую работу.
Полтора десятка лет он готовил биатлонистов в родном «Динамо», а затем шесть лет был тренером сборной страны. Гундарцев застал еще сборную СССР, поработал с Объединенной командой и сборной России. Среди его учеников - олимпийские чемпионы Евгений Редькин и Юрий Кашкаров.
Проблемы со здоровьем настигли Гундарцева в середине 90-х. Ему провели операцию по шунтированию в госпитале Внутренних войск в Балашихе, а когда выявилась онкология, с помощью Александра Тихонова, с которым он дружил со времен совместных выступлений, удалось пройти восстановительный курс. Увы, не помогло: десять лет назад олимпийский чемпион Гренобля ушел из жизни. Он похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
В Сатке ежегодно проводятся лыжные гонки для юных спортсменов Южного федерального округа, а местный дворец спорта для детей и юношества еще в 2014 году был переименован в Детско-юношескую спортивную школу им. олимпийского чемпиона Владимира Ильича Гундарцева.

 

Чемпион из города невест

Триумфатору московской Олимпиады, чемпиону мира и Европы исполнилось 70

Иваново в СССР по праву называли городом невест. Только в местных детско-юношеских спортивных школах готовили и парней, добивавшихся больших побед. Именно в Иванове начинал Александр Ермилов. Еще играя за команду местной спортивной школы, попал в состав юношеской сборной СССР и получил приглашение в Ленинград.
Возглавлявший «Автомобилист» Вячеслав Платонов не имел возможности приглашать лучших волейболистов страны, как его визави из ЦСКА. Ставку тренер ленинградской команды делал на тех, кого растил в системе клуба. Ермилов очень быстро добился признания и с 1973 года выступал сначала за молодежную, а потом за национальную сборную. Хотя «Автомобилист» в ту пору был лишь третьей по рангу командой страны, но главный тренер ЦСКА и по совместительству сборной СССР Юрий Чесноков не представлял национальную команду без ленинградского волейболиста.
У Ермилова был шанс стать олимпийским чемпионом еще в 1976 году. «В Монреале все предварительные игры сборная СССР выигрывала со счетом 3:0, а вот нашим соперникам по финалу полякам каждый шаг давался с большим трудом, - вспоминал серебряный призер Олимпиады-1976. - Поляки были более привычны к стрессовым ситуациям, и когда в финале мы повели - 2:1, они не стушевались. Должны были выигрывать, но в спорте сослагательного наклонения нет».
Олимпийское серебро руководители советского волейбола сочли неудачей, и у руля сборной Чеснокова сменил Платонов. «Даже не помню подробностей назначения Вячеслава Алексеевича, - рассказал в одном из интервью Ермилов. - Для меня ничего не поменялось. Ведь играл у Платонова в «Автомобилисте». Был знаком и с его фирменными комбинациями, и с его требованиями».
Под руководством Платонова сборная СССР выиграла чемпионат мира-1978 в Италии и считалась фаворитом домашней Олимпиады. В отличие от того же баскетбола волейбольный турнир в Москве собрал практически все сильнейшие сборные мира. Из элиты отсутствовали только японцы. Все остальные сильнейшие волейбольные сборные мира представляли тогда, как принято было говорить, страны социалистического лагеря.
«У нас команда, конечно, делилась на основной состав и запасных, - вспоминал перипетии подготовки к олимпийскому турниру Ермилов. - Только это деление было чисто условным. Все играли превосходно. Платонов как никто другой умел создать микроклимат в команде, знал, как воодушевить волейболистов, как настроить их, как распределить силы на долгую турнирную дистанцию».
Один из лучших матчей сборная СССР провела против команды Румынии. Настраивать своих подопечных Платонову особо не пришлось. Они прекрасно помнили, как на предшествовавшем Олимпиаде турнире в Бельгии проиграли румынам - 0:3, когда в каждой партии оставалось выиграть всего по одному очку. Напомним: игра тогда шла до 15 очков с переходом подачи.
В финале соперником сборной СССР была команда Болгарии, обыгравшая действующих олимпийских чемпионов поляков в полуфинале. «Какой-то особой установки на игру не было, - вспоминал об этом матче Ермилов. - Да и вообще в Москве на Олимпиаде мы сыграли легко и просто. Хотя это только казалось, что все складывалось именно так. Легкость была следствием высокого мастерства игроков команды».
В составе сборной Ермилов становился чемпионом мира и Олимпиады, а вот с «Автомобилистом» завоевал лишь 7  серебряных и 3 бронзовые медали чемпионата СССР. Да еще стал серебряным призером Спартакиады народов СССР 1975 года. Весной 1982-го из-за травм Владимир в 28 лет вынужден был завершить игровую карьеру.
Правда, с волейболом не расстался. Тренировал женские команды мастеров ТТУ и «Экран», был главным тренером мужского «Евростроя», фарм-клуба «Автомобилиста». Работал с городскими коман­дами коллективов физкультуры и тренером городского детско-юношеского центра физкультуры и спорта.
На этой неделе олимпийскому чемпиону Москвы исполнилось 70. Этот юбилей отметили и в Санкт-Петербурге, и в Иваново.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Биатлон Гундарцев Владимир
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

23 декабря