Если бы не война и тяжелые ранения, чемпион Мельбурна мог бы завоевать еще несколько олимпийских наград
Выросший в подмосковной деревне Анатолий Парфенов в детстве не задумывался о спортивной карьере. Мальчик рано лишился отца и должен был помогать матери, в одиночку тянувшей большое домашнее хозяйство. После окончания ремесленного училища в Воскресенске Анатолий работал слесарем на прядильно-ткацкой фабрике. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 16.
Парфенов рвался на фронт и, прибавив возраст на призывной комиссии в военкомате, своего добился. Через несколько месяцев Анатолий оказался на передовой. Рослого, физически мощного парня определили в пулеметчики. «Родился я в рубашке, - вспоминал о военных годах олимпийский чемпион. - Получил пять дырок, два тяжелых ранения и контузию. Все ранения были с серьезными осложнениями. В голове остались два осколка, правая рука стала кривой - и все же выжил!»
В 1943-м Парфенов участвовал в форсировании Днепра. Его рота попала под ураганный огонь противника и понесла тяжелые потери. Будущий олимпийский чемпион вместе с несколькими однополчанами чудом добрался до берега, они окопались и трое суток отбивали атаки фашистов в ожидании подкрепления. В этом бою Парфенов получил тяжелое ранение и за проявленное мужество был представлен к ордену Ленина, который получил уже после войны.
После лечения в госпитале Анатолий был направлен в танковое училище. После его окончания стал механиком-водителем Т-34. В боях за освобождение Варшавы получил еще одно тяжелое ранение и окончил войну в Берлине. «Фронт закалил меня, - говорил олимпийский чемпион. - После переходов на 40-50 км приходилось окапываться и сразу же вступать в бой. Часто - усилием воли. А без воли в борьбе делать нечего».
Война закончилась, Парфенов вернулся в родную деревню и продолжал работать слесарем на фабрике. Спортом поначалу увлекся как болельщик. Ходил на футбол, читал книги о знаменитых чемпионах, а однажды заглянул в борцовский зал - просто понаблюдать за тренировкой. Тренер Андрей Гордиенко сразу же оценил физические данные будущего чемпиона ростом за 190 см и весом за 100 кг. Силой Парфенов был наделен выдающейся, да и форму поддерживал, передвигая на фабрике в одиночку огромные станки и тягая в деревне стога сена вместо лошади.
Тренеру предстояло решить сложнейшую задачу: обучить одаренного силой парня технике классической борьбы с нуля. А ведь Анатолию к этому времени было уже 26. Дополнительные трудности доставляли последствия ранений. Правой рукой Парфенов не мог бороться в полную силу. Только благодаря фанатичным тренировкам через несколько месяцев занятий он стал бронзовым призером первенства Москвы.
Через три года Парфенов завоевал золотую медаль на чемпионате СССР и стал кандидатом на поездку на Олимпиаду в Мельбурн. Конкурентами московского динамовца были армеец Александр Мазур и эстонец Йоханес Коткас, олимпийский чемпион 1952 года. На предолимпийских турнирах оба уступили шведу Бертилю Антонссону, а Парфенов выиграл у грозного скандинава и получил право представлять СССР на Олимпиаде-1956.
Впрочем, в Мельбурне Антонссон взял реванш у советского борца. Вот только в 1956-м соревнования проходили по сложной круговой системе. Из турнира выбывали участники, получившие по пять штрафных баллов. Жестче всего штрафовали за чистое поражение, присуждая три балла. Парфенов поразил специалистов физической мощью, которой компенсировал недостатки техники. При этом и удача была на его стороне.
В первом круге Парфенов в сложном равном поединке одержал победу над немцем Вильфредом Дитрихом, во втором он проиграл Антонссону, а в третьем на схватку из-за травмы не явился болгарин Хюсеин Мехмедов. Четвертый круг Парфенов по жребию пропускал, а Антонссон тем временем проиграл.
В финал вышли трое. Дитрих и Парфенов в решающих схватках уверенно взяли верх над итальянцем Адельмо Булгарелли. В результате судьбу золота определила победа советского борца над немцем (в Объединенной германской команде он представлял ФРГ). Дитрих был уникальным спортсменом, выступая и в вольной, и в классической (ныне греко-римской) борьбе. Победа же фронтовика, удостоенного боевых наград, над немцем в СССР была воспринята по-особому. Хотя Дитриху к моменту окончания Второй мировой исполнилось только 12 лет.
После завершения карьеры Парфенов стал тренером. Своим главным достижением он считал подготовку двукратного олимпийского чемпиона Николая Балбошина. «Когда стал тренироваться в «Динамо», мне было 19 лет, а Анатолию Ивановичу - 44, - вспоминал Балбошин. - И все коронные приемы он показывал на ковре. Это были какие-то чудовищные медвежьи объятия, вырваться из которых удавалось редко. Простоять в захвате с ним с десяток секунд считалось почетным, а минуту - чем-то нереальным».
По словам олимпийского чемпиона 1964 года Александра Иваницкого, Парфенов физически был сильнее легендарного Александра Карелина. Если бы не война и не позднее начало спортивной карьеры, он мог бы завоевать еще несколько олимпийских наград. Кроме спортивных достижений олимпийский чемпион Мельбурна запомнился эпизодической, но яркой ролью в сериале «Семнадцать мгновений весны».
Помните эпизод, когда прилетевшего в Берлин генерала Вольфа в исполнении Василия Ланового на аэродроме встречают головорезы Мюллера? Режиссер Татьяна Лиознова взяла на эти роли не актеров, а борцов со специфической внешностью. На первом плане был Парфенов. Ничего не знавший о задумке режиссера Лановой просто инстинктивно отшатнулся, и этот кадр вошел в фильм. Позже Парфенова пригласили сниматься в эстонском фильме «Охота» вместе с Коткасом и еще двумя знаменитыми борцами - Кристианом Палусалу и Августом Энгласом.
Умер олимпийский чемпион Мельбурна в 65 лет от инсульта. Сказались, конечно, боевые раны. Похоронен Парфенов на скромном сельском погосте в Подмосковье.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.