Для российских болельщиков Виктор Онопко - фигура культовая: многолетний капитан «Спартака» и сборной России, сыгравший за национальную команду больше 100 матчей. Воспитанник луганской футбольной школы дебютировал еще в чемпионате СССР в донецком «Шахтере», а один год «отслужил» в дубле киевского «Динамо», пройдя школу Валерия Лобановского.

Из Донецка - в Москву по звонку Романцева

«Провел в Киеве сезон, который запомнился мне, именно как служба в армии, - вспоминал об этом периоде сам Виктор в одном из интервью «Спорт уик-энду». - Застал в «Динамо» еще целую плеяду звезд советского футбола во главе с Олегом Блохиным. Тренируясь с ними, быстро усваивал уроки Лобановского».
После «демобилизации» Онопко вернулся в «Шахтер». Он сдержал слово, которое дал тогдашнему главному тренеру донецкого клуба Анатолию Конькову. После распада СССР уже успевший дебютировать в сборной СНГ молодой защитник сделал выбор в пользу России. Онопко посчитал, что чемпионат нашей страны будет сильнее и интереснее. Определяющую роль сыграл звонок из Москвы от Олега Романцева.
«Решение перебраться из Донецка в Москву принимал, руководствуясь спортивными мотивами, - подчеркивал Онопко. - Потом уже осел в российской столице, да и со «Спартаком» было связано множество приятных воспоминаний. Играть за сборную России меня пригласил Вячеслав Колосков, возглавивший РФС. После Евро-1992 возглавляемая Анатолием Бышовцем сборная СНГ прекратила существование, и многие ребята оказались перед непростым выбором. Я о своем ни разу не пожалел».

На Евро-1992 Онопко съел Гуллита

Онопко первым из всей сборной России выучил слова нового российского гимна. Только капитаном команды парт­неры избирали его не за это. Он всегда не только умело отстаивал интересы партнеров, но и на поле был настоящим лидером. На Евро-1992, как подчеркивал Бышовец, молодой защитник, для которого это был первый крупный турнир, просто «съел» легендарного Рууда Гуллита, которого опекал. В ту пору в защите практиковалась персональная опека, и на позиции либеро Онопко мог подчистить ошибку любого партнера.

Испанские гастроли

В составе «Спартака» он трижды становился чемпионом России, а летом 1996-го уехал в скромный испанский «Овьедо», заплативший москвичам 2,5 млн. долларов. Сам Виктор рассчитывал на переход в мадридский «Атлетико», но в последний момент эта сделка сорвалась. В «Овьедо» российский легионер быстро стал основным защитником, а затем и капитаном команды. Несколько раз признавался лучшим защитником лиги по итогам месяца.
Только, как это часто в те времена бывало в Испании, клуб из небольшого города в Галисии настигли финансовые проблемы. В течение двух лет Онопко не получал зарплату, но при этом продлевал контракт. Когда сумма долга превысила 1,6 млн. евро, он ушел из игравшего уже во втором дивизионе «Овьедо» в аренду в столичный «Райо Вальекано», боровшийся за выживание в примере. Решить эту задачу не удалось, но и играть в «Овьедо», который перевели уже из-за финансовых проблем уже в третий дивизион, Виктор не хотел.

Проводили из сборной и… передумали

Он вернулся в Россию и помог владикавказскому «Спартаку-Алании» избежать вылета из премьер-лиги. Следующий сезон Онопко начал в раменском «Сатурне», который тренировал Романцев. Зимой 2005 года получил статус играющего тренера подмосковной команды, а весной следующего года завершил карьеру, начавшуюся еще в советские времена.
Долгие годы Онопко был рекордс­меном по количеству игр за сборную (109 матчей за российскую и 4 за команду СНГ). Лишь в прошлом десятилетии этот показатель превзошел Сергей Игнашевич. После фиаско на ЧМ-2002 Валерий Газзаев, сменивший Романцева у руля сборной, заговорил о необходимости омоложения национальной команды. В августе 2002 года прошел 101-й матч Онопко за сборную, анонсированный как прощальный. Он вывел команду на поле на игру против шведов, а на второй минуте под аплодисменты зрителей был заменен, передав капитанскую повязку Алексею Смертину и получив ключи от новенькой престижной иномарки. Потом, правда, ее угнали.
Самое интересное, что после проводов тренерский штаб сборной России пересмотрел свои взгляды - и Онопко провел еще 12 игр за национальную команду, помог ей пробиться в финальную стадию Евро-2004, после чего тихо и незаметно был выведен из состава Георгием Ярцевым под предлогом травмы. Мнения врачей были полярными, а решение принимал главный тренер. Сам Онопко воспринял исключение из сборной очень болезненно. Второй прощальный матч проводить не стали.

В одной команде с Карпиным

Пока Виктор завершал карьеру в России, его семья жила в Испании. Женился Онопко на дочери известного донецкого футболиста и арбитра Виктора Звягинцева. Двоих детей не хотел увозить из Овьедо до окончания школы. Дочка капитана сборной России подавала большие надежды в художественной гимнастике, даже принимала участие в юношеских Олимпийских играх в составе сборной Испании.
Повесив бутсы на гвоздь, Онопко, может быть, и хотел совмещать тренерскую деятельность с тихой семейной жизнью в Испании. Да только там начинающим тренерам из-за рубежа никто «Атлетико» и «Реал» не доверяет, как Гильермо Абаскалю - «Спартак». Даже в скромных командах работы для звезды российского футбола, свободно владеющего испанским, не нашлось. Вспомнили об Онопко в РФС, пригласив возглавить департамент по подготовке юношеских и молодежных сборных. Одновременно Виктор Савельевич учился в ВШТ и получил лицензию PRO.
Все ждали, что зарекомендовавший себя харизматичным лидером и накопивший опыт выступлений в большом футболе Онопко возглавит клуб премьер-лиги. Возможно даже, ставший родным «Спартак». Только предложения не поступали. Пригласил его в свой тренерский штаб осенью 2009 года возглавивший ЦСКА Хуанде Рамос. После отставки испанского специалиста Онопко остался в структуре армейского клуба и работал ассистентом у Леонида Слуцкого и Виктора Ганчаренко.
Причем, чтобы «искупить» свое спартаковское прошлое, по требованию фанатов ЦСКА поцеловал красно-синюю фанатскую «розу». Отречение от красно-белых цветов оценили, и в структуре армейского клуба Онопко проработал до декабря 2020 года. После истечения контракта с ЦСКА он недолго оставался без работы. В сборную России летом 2021 года Онопко пригласил бывший спартаковский одноклубник Валерий Карпин, а весной следующего позвал и в «Ростов».
Свое 55-летие 14 октября Онопко отмечает на трудовом посту.

 

Гроссмейстер из города Илизарова

Победитель Каспарова и тренер женской сборной России отмечает полувековой юбилей

О расположенном на пути из Урала в Сибирь городе Курган поклонники спорта впервые услышали после уникальной операции, сделанной прыгуну в высоту Валерию Брумелю. После страшной аварии, в которую попал на мотоцикле легкоатлет, мирового рекордсмена уже отправляли на пенсию по инвалидности. Никто из столичных и зарубежных светил медицины не брался вернуть его в строй. Это сделал с помощью своей уникальной методики скромный врач из Кургана Гавриил Илизаров.
В 90-е годы о Кургане заговорили в шахматном мире благодаря достижениям Сергея Рублевского. Мама будущего гроссмейстера привела его в шахматный кружок заводского спортклуба в пять лет. Через три года Сергей выполнил норму первого разряда, а в семь лет году был принят во Всероссийскую шахматную школу, возглавляемую международным гроссмейстером Александром Панченко. Затем учился в более престижной школе, руководителями которой были Михаил Ботвинник и Гарри Каспаров.
В 17 лет шахматист из Кургана выиг­рал чемпионат РСФСР, а в 20 получил звание международного гроссмейстера. В послужном списке Рублевского две победы в чемпионатах России, четыре титула победителя Всемирных шахматных олимпиад. Он побеждал на престижных турнирах в Москве и в уральском поселке Пойковский, где благодаря солидному призовому фонду собирался звездный состав. В историю шахматного искусства вошла партия на турнире в Измире в 2004 году, в которой Рублевский победил Каспарова.
Талант гроссмейстера из Кургана проявился и в тренерской работе. Он в ходе матчей секундировал Владимиру Крамнику, а в 2012 году на заседании правления РШФ был назначен старшим тренером женской сборной России. Под его руководством российские шахматистки дважды подряд побеждали на Всемирных шахматных олимпиадах - в Стамбуле и Тромсе. Вместе с Александром Рязанцевым и Евгением Наером старшему тренеру сборной удалось сделать российскую команду хорошо отлаженным механизмом с великолепной командной химией.
«Во время Олимпиады наши шахматистки забывают о своих амбициях и показывают результаты выше, чем в личных соревнованиях, - делился секретом успеха в одном из интервью Рублевский. - Китаянки Хоу Ифань и Цзюй Вэньцзюнь в серии Гран-при показывали результаты лучше любой из наших шахматисток. Тем не менее, на Олимпиаде сборная России смотрелась не хуже, чем китайская команда».
По словам старшего тренера, это стало возможным благодаря тому, что никто не думал о личном результате на той или иной доске. Та же Ольга Гиря сыграла пять партий подряд черным цветом. Уговорить на такое шахматистку даже сложнее, чем предложить каждый раз приходить на игру в одном и том же наряде!
Как отметил после второго подряд успеха на Всемирной шахматной олимпиаде Рублевский, выбор пришлось сделать в пользу тренерской работы. Совмещать ее с выступлениями на профессиональных турнирах невозможно. А уж тем более невозможно стало делать это после того как у гроссмейстера родился второй ребенок.
Несмотря на то, что сейчас российские шахматисты отстранены от выступлений в командных турнирах, Рублевский как тренер остается востребованным. Его глубокое понимание шахмат (особенно сицилианской защиты, которую он играл и белым, и черным цветом) не остается без внимания ведущих гроссмейстеров. А многолетняя работа с женской сборной, по словам Рублевского, позволила ему в определенной степени постичь непредсказуемую женскую логику.
На этой неделе гроссмейстеру из Кургана исполняется 50.

 

Пока есть попытка - ты не проиграл

Чемпионке московской Олимпиады – 65

В состав сборной СССР на домашнюю Олимпиаду 20-летнюю Татьяну Колпакову из Фрунзе включили, скорее, с прицелом на будущее. В прыжках в длину работавший с командой тренер Игорь Тер-Ованесян, сам завоевывавший олимпийские медали, рассчитывал на опытных Татьяну Скачко и Лидию Алфееву. Этот вид легкоатлетической программы вообще не считался «нашим». Советским спортсменкам до Олимпиады-1980 ни разу не удавалось подняться на высшую ступеньку пьедестала почета.
Перед последней попыткой Колпакова занимала лишь четвертое место, уступая Бригите Вуяк из ГДР, Скачко и польке Анне Влодарчик. «Груза ответственности не чувствовала, - вспоминает о перипетиях олимпийского турнира в Москве чемпионка в прыжках в длину. - С самого начала вышла на третье место и мысленно примеряла бронзовую медаль. В двадцать лет о большем не мечтала! И тут Влодарчик отодвигает меня на четвертое место».
Оставалась последняя попытка. На трибуне в Лужниках за свою подопечную переживал ее личный тренер Лев Эльтерман. Жестом Колпакова показала, что хочет сдвинуть разбег на стопу вперед. Это был риск, но тренер дал отмашку. И Татьяна идеально попала толчковой ногой на брусок.
Полет длился долго, и на табло Лужников зажглись победные цифры - 7,06. Личный рекорд Колпакова улучшила сразу на 0,22 м, опередив Вуяк на два, а Скачко - на пять сантиметров. Такой была цена золотой олимпийской медали Москвы-1980.
Вплоть до окончания спортивной карьеры Татьяна выступала за фрунзенское «Динамо», а после распада Союза еще долго оставалась в независимом Кыргызстане. Она вышла замуж за чемпиона Европы 1981 года в тройном прыжке в закрытых помещениях Шамиля Аббясова и взяла его фамилию. Стала многодетной мамой. В легкоатлетической семье появились на свет дочь и сыновья-двойняшки.
В 2001 году чемпионка московской Олимпиады вместе с семьей переехала в Подмосковье. Обосновались в городе космонавтов Королеве. Практически сразу же Татьяна нашла работу, стала тренером по физподготовке в футбольном клуб «Металлист». Быстро сделала карьеру, став по совместительству и заместителем директора клуба.
Она активно работает в комиссии по культуре Общественной палаты Королева. И признается, что ей очень часто снится победный олимпийский полет на 7,06 в Лужниках. А еще вспоминает запись, которую сделал в дневниках легкоатлеток старший тренер сборной СССР по прыжкам Витольд Креер: «Пока есть попытка - ты не проиграл».
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол Онопко Виктор
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

23 декабря