В чемпионском сезоне голкипер, о котором фанаты «Зенита» сочинили речевку: «В воротах «Зенита» надежнее ста замков стоит великий Миша Бирюков», отыграл в чемпионате СССР без замен. В 34 матчах пропустил 32 мяча, но сколько раз спасал команду! Бирюков внес очень весомую лепту в первое золото в истории «Зенита». По итогам сезона-1984 он был назван лучшим вратарем страны и отмечен специальным призом журнала «Огонек».

Незаменимым себя не чувстововал

- В чемпионском сезоне вы отыграли все 34 матча без замен. Как чувствовали себя в роли незаменимого?
- Как-то не обращал на это внимания. Готовился к каждой игре и не задумывался, поставят меня в состав или нет.
- Не чувствовали косых взглядов со стороны вашего дублера Сергея Приходько?
- У нас была хорошая конкуренция, а на отношениях вообще это не сказывалось. О том, как чувствовал себя в роли дублера Приходько, нужно спрашивать у него.
- В ту пору в «Зените» не было специального тренера вратарей. Кто готовил вас к играм?
- Сами как-то готовились. Где-то что-то подсматривали, каждый выбирал для себя упражнения. Все шло своим чередом. На тренировках с нами работали Вадим Храповицкий и Владимир Корнев, ассистенты Садырина. После того как мы с Приходько самостоятельно размялись, били по воротам.

Режим соблюдал строго

- Были у вас какие-то приметы и ритуалы?
- Как и у любого футболиста: если хорошо отыграл матч, то ничего не менял.
- С кем вы делили номер на базе в Удельном парке и во время выездных матчей?
- На выезде с Алексеем Степановым. На базе бывало по-разному. Часто с Валерием Золиным делить комнату приходилось. Комнатушки были маленькие, без особых изысков, а жить на карантине приходилось по два-три дня. Мы не роптали.
- Зенитовская молодежь умудрялась отлучаться с базы так, чтобы об этом не знали тренеры. А вы?
- Попробуй, отлучись! Не буду комментировать рассказы одноклубников. Про себя могу сказать, что строго соблюдал режим.
- Особых-то развлечений на базе в ту пору не было...
- Коротали время за картишками и биллиардом. Кинозал был, куда привозили хорошие фильмы. Традицией были и приезды на базу ленинградских артистов.
Роль дублера Дасаева не устраивала
- Чемпионский сезон был для вас уже четвертым в «Зените». Можно ли сказать, что именно за это время и сложилась команда, которая готова была побеждать в чемпионате СССР?
- Вместе со мной в 1980-м в команду, которую тренировал Юрий Морозов, пришла целая плеяда талантливых ленинградских футболистов. Смена поколений завершилась как раз к моменту прихода в команду Садырина.
- Уже не многие помнят, что вас приглашали в «Спартак» в качестве конкурента Ринату Дасаеву, и даже в первую зарубежную поездку вы съездили в составе «красно-белых»...
- Меня приглашал в «Спартак» легендарный Николай Петрович Старостин, но понимал, что Дасаев будет первым номером. Роль дублера не устраивала. Так уж сложилась моя карьера, что запасным никогда не был. Попросил отпустить меня из Москвы.

Ткаченко был настоящим наставником

- Не страшно было переходить в «Зенит», где основным вратарем был опытный Александр Ткаченко?
- Для меня Ткаченко был настоящим наставником. Только меня ведь Морозов еще из «Спартака» звал в «Зенит», но тогда отказал Юрию Андреевичу. Хотел играть - и поехал в Благовещенск. Игра за «Амур» во второй лиге стала настоящей школой жизни. Когда только прилетел, мне даже времени на акклиматизацию не дали, сразу на тренировку отправили. После 11-часового перелета поставили в ворота в «двухсторонке». Мне положили мяч, как говорят вратари, за шиворот. Подошел один из ветеранов «Амура», Геннадий Рахманов, и сказал: «Сынок, если ты так будешь играть, то мою семью без денег оставишь!» Это напутствие запомнил на всю жизнь. С него и начался настоящий взрослый футбол.
- А чему вы научились у Ткаченко в «Зените»?
- Прежде всего отношению к футболу. На каждой тренировке он излучал надежность и уверенность, заводил полевых игроков, заставляя их не выключаться ни на минуту. Чтобы не расслаблялись, спорил с нападающими, забьют ему или не забьют, на отжимания или кувырки. У Ткаченко учился и психологической устойчивости, умению быстро забывать обидные вратарские промахи.

Садырин сплотил коллектив

- В 1984-м вы были еще и капитаном команды. Часто приходилось отстаивать одноклубников перед тренерами или, наоборот, доводить до них требования Садырина?
- Бывали сложные моменты. Только всегда в разговорах с Павлом Федоровичем подчеркивал, что говорю от имени всех ребят. Несколько серьезных разговоров было, но они пошли только на пользу команде.
- Правда ли, что Садырин очень тонко чувствовал настроение футболистов и знал, когда нужно закрутить гайки, а когда дать послабление?
- Это его самое сильное тренерское качество. Садырин всегда был на одной волне с футболистами. Практически все игроки чемпионского состава прошли у него через дубль. Если Морозов всегда требовал поступать только так, а не иначе, то Садырин был и мягче, и дипломатичнее. Это в ту пору сплачивало коллектив.

Лучшим пенальтистом был Желудков

- В чемпионском сезоне на вашем счету несколько парированных пенальти, включая важнейший в гостевом матче со «Спартаком» от Юрия Гаврилова. Вы как-то изучали штатных пенальтистов соперников?
- Конечно. Хотя возможности в то время были достаточно скромными. Могли посмотреть только видеозаписи и обзоры тура по телевизору. Правда, во всех командах тогда было по одному-два штатных пенальтиста. Сейчас вратарям сложнее. Помните, как в последнем матче прошлого сезона, когда Виталий Кафанов стал подсказывать Сергею Песьякову, как бьет Клаудиньо, его сразу же поменяли на Густаво Мантуана? И это был не единственный вариант.
- Кто из пенальтистов был, скажем так, самым неудобным?
- Желудков. Мы на тренировках с ним часто отрабатывали пенальти. Знал прекрасно, куда и как Юрий бьет, но если из пяти брал один, считал это хорошим показателем.
- Знаменитые штрафные Желудкова, когда перед «стенкой» соперника выстраивалась вторая из двух-трех зенитовцев, тоже на вас отрабатывались?
- По-разному было. Хотя ложная «стенка» не столько Желудкову помогала, сколько вратарю соперников мешала. Иногда во время двухсторонних игр, когда назначался штрафной и к мячу подходил Юра, вообще «стенку» не выстраивали. Желудков признавался, что даже не знает, как бить в таких случаях.

В чемпионате СССР все команды отличались своим стилем

- Кто из форвардов был для вас самым неудобным?
- В чемпионате СССР практически все команды отличались своим стилем, и практически в каждой были незаурядные форварды. Для вратаря все представляли угрозу. Другое дело, что старался изучать стиль игры нападающих, знал, кто предпочитает идти в обыгрыш, а кто делает ставку на сумасшедший удар метров с тридцати.
- Был ли в чемпионском сезоне какой-то пропущенный мяч или, наоборот, эффектный сэйв, которые помните до сих пор?
- Старался забыть и пропущенные мячи, и эффектные сэйвы сразу же после того, как закончилась очередная игра. Проанализировал ошибки для себя, попросил партнеров смоделировать какие-то ситуации на тренировке, чтобы не повторить ошибок - и все. Если мысли об ошибках надолго засядут в голове, то уже все время будешь думать, как бы их не повторить. И, как правило, повторишь.
- Еще в середине чемпионата «Зенит» возглавил турнирную таблицу, но почему-то мало кто верил, что ленинградская команда сможет завоевать золото. А в команде в это верили?
- Честно признаюсь: никто об этом не думал и не накручивал себя мыслями о том, что мы обязательно должны стать чемпионами. Да нам никто такую задачу и не ставил! Шли от игры к игре. Только после выезда, когда победили «Торпедо» и «Днепр», перед матчами с «Шахтером» и «Металлистом» поверили, что уже не упустим золото. Хотя даже в игре с донецкой командой мандраж чувствовался. А вот в том, что обыграем «Металлист» в переполненном СКК, сомнений не было.

Из 11 побед в чемпионате для меня главные – три

- Что вы чувствовали, когда стадион в едином порыве скандировал: «В воротах «Зенита» надежней ста замков стоит великий Миша Бирюков»?
- По молодости, когда только начинал, казалось, что слышу каждого болельщика на стадионе. С опытом научился отключаться от того, что происходит вокруг поля. Хотя не скрою: услышать такую речевку приятно.
- Вы единственный человек, имеющий отношение ко всем 11 чемпионствам «Зенита»: в 1984-м завоевали золото как игрок, а остальные десять - как тренер. Какую-то из побед в чемпионатах России можно сравнить с золотом 1984 года?
- Для меня тремя главными являются наша победа в 1984-м, первое золото чемпионата России в 2007-м при Дике Адвокате, когда все решилось на последних минутах матча в Раменском, и последнее золото, для которого потребовалось не просто победить «Ростов», но и дождаться нужного результата в Краснодаре.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол «Зенит» ФК Бирюков Михаил
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

9 января