На церемонии открытия сочинской Олимпиады право зажечь олимпийский огонь доверили двум легендарным советским спортсменам, а ныне - депутатам Госдумы РФ Владиславу Третьяку и Ирине Родниной. Слезы Родниной в Лейк-Плэсиде, где она завоевала свое третье олимпийское золото, в момент, когда под сводами дворца поднимался советский флаг, помнят все очевидцы.
В фигурное катание Ирина, дочка кадрового военного и врача, пришла, чтобы подправить здоровье. Она часто болела, и медики порекомендовали заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе. Именно так в то время проходили тренировки юных фигуристов. Родители не считали спорт серьезным занятием для дочерей и хотели, чтобы те получили основательное образование. Старшая сестра Ирины окончила факультет вычислительной техники, а вот ее саму фигурное катание затянуло всерьез.
Жук угадал с партнером и временем
В 1960 году Роднину зачислили в школу фигурного катания ЦСКА. В пару к Олегу Власову определили Ирину работавшие тогда в Москве чешские тренеры супруги Балун. Через год в армейскую спортшколу пришел работать только что завершивший карьеру Станислав Жук, поставивший Роднину в дуэт с Алексеем Улановым. За два сезона эта пара ворвалась в сборную СССР. Жук четко уловил веяния времени и сделал ставку на усложнение программ. Именно Роднина и Уланов первыми среди «парников» исполнили двойной аксель и каскады прыжков.
Новый стиль принес успехи. На чемпионате Европы 1969 года Роднина и Уланов завоевали золото, опередив диктовавших моду в соревнованиях спортивных пар на протяжении восьми лет Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. Вплоть до Олимпиады-1972 в Саппоро именно ученики Жука побеждали на всех соревнованиях в мире, Европе и СССР.
И без Уланова - первая
Последнее было, пожалуй, даже сложнее. После Олимпиады-1972 пара Роднина/Уланов распалась. Женившись на Людмиле Смирновой, партнер Родниной был уверен: теперь он без труда займет место лидера сборной СССР.
Только Роднина и особенно Жук так не считали. Найдя в Ленинграде мало кому известного перворазрядника Александра Зайцева, тренер поставил его в пару с олимпийской чемпионкой, и уже на первых соревнованиях вновь образованная пара обыграла олимпийского чемпиона Уланова и серебряного призера Саппоро Смирнову. Теперь уже пара Роднина/Зайцев стала законодательницей мод.
На чемпионате мира-1973 в Братиславе случился инцидент, который вошел в историю фигурного катания. Во время исполнения произвольной программы Родниной и Зайцевым отключилась музыка. Жук от бортика дал указание продолжать выступление. И его ученики, как ни в чем не бывало, исполнили все элементы под аплодисменты публики!
В 1974-м по инициативе Родниной пара ушла тренироваться к тогда еще очень молодому и не обладавшему большим авторитетом специалисту Татьяне Тарасовой. Она сумела добавить к филигранной технике, заложенной Жуком, артистизм и понимание музыки. Да и отношения с молодым тренером у Ирины и Александра были совсем другими, нежели с авторитарным и требовавшим безоговорочного подчинения Жуком.
Слезы - только на пьедестале
Победа на Олимпиаде-1976 в Инсбруке была безоговорочной, а вот перед Лейк-Плэсидом такой уверенности не было. Предолимпийский сезон советские фигуристы пропустили из-за рождения ребенка. Чемпионат мира-1979 выиграли американцы Тай Бабилония и Рэнди Гарднер. От них ждали золота на домашней Олимпиаде - и раскрутка у этой пары была соответствующая. Думали, что Роднина и Зайцев не выдержат давления, но не выдержал Гарднер, который не смог выйти на лед для исполнения произвольной программы из-за психологического срыва. Железная Роднина позволила себе дать слабинку только на пьедестале, когда все увидели те самые слезы.
После завершения карьеры трехкратная олимпийская чемпионка, 10-кратная чемпионка мира, 11-кратная чемпионка Европы работала в ЦК ВЛКСМ, преподавала в институте физкультуры и тренировала динамовских фигуристов.
***
Со своим партнером Александром Зайцевым в браке прожила недолго. Олимпийские чемпионы развелись в 1975-м. «Саша был замечательным партнером на льду, а в жизни, увы, нет, - с грустью написала Роднина в своих мемуарах. - Это стало ясно после нескольких лет совместной жизни». Сын фигуристов Александр живет в Москве и работает художником по керамике.
Вскоре после развода вторым супругом Родниной стал бизнесмен Леонид Миньковский. В 1986 году у них родилась дочь Алена, а в 1990-м вместе с мужем трехкратная олимпийская чемпионка и активная комсомолка отправилась в США. Второй брак тоже длился недолго. В 1992-м Миньковский ушел к другой. А Роднина надолго застряла в Калифорнии. Она не могла уехать в Россию с дочерью, а оставлять ее с отцом в Америке не хотела. Хотя, став взрослой, Алена выбрала работу журналисткой в США.
Работая тренером, Роднина смогла еще раз покорить высшую ступеньку пьедестала чемпионата мира. Золото на ЧМ-1995 завоевали чешские фигуристы Радка Коваржикова/Рене Новотны, которых готовила наша трехкратная олимпийская чемпионка. О своих планах продолжить тренерскую деятельность Роднина заявляла после возвращения в Россию. Даже хотела построить собственную академию. Только эти планы не сбылись. Опыт работы в ЦК ВЛКСМ пригодился в «Единой России».
Две попытки стать депутатом Госдумы по одномандатным округам (одна из них - в Санкт-Петербурге) оказались для Родниной неудачными, а вот по партийным спискам она была избрана в 2007 году и с тех пор несколько раз переизбиралась. Сегодня трехкратная олимпийская чемпионка часто напоминает о себе острыми высказываниями в средствах массовой информации. Очень часто слова Родниной вызывают широкий общественный резонанс. Чего стоит ее обвинение во лжи, брошенное Этери Тутберидзе, или сравнение Гран-при России с первенством ЖЭКа! Умудрилась трехкратная олимпийская чемпионка поссориться даже со своим тренером Тарасовой.
Можно соглашаться или не соглашаться с мнением депутата Госдумы РФ, но в памяти поклонников фигурного катания останется другая Роднина. Та самая, что плакала на пьедестале Лейк-Плэсида и зажигала олимпийский огонь в Сочи.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.
Слезы, которые помнят все. Трехкратной олимпийской чемпионке - 75
- Просмотров: 4082
Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет
в понедельник,
25 ноября
"Мордовия-Арена" не имеет отставаний по срокам строительства.
Александр Гришин: "Хорошо, что Кучаеву дают играть, но выводы еще делать рано".
Сборная Мексики гарантировала себе выход на ЧМ-2018.
Дмитрий Сычев: "Безусловно, "Лужники" - лучший стадион в стране".