Столицу Олимпиады-2004 должны были определять в 1997-м, и на право ее проведения подали заявки 11 городов, включая Санкт-Петербург! После Игр Доброй Воли мэр Анатолий Собчак загорелся идеей провести Олимпиаду в нашем городе, хотя ни условий, ни ресурсов в нашей стране тогда не было.
Спас Россию от позорного конфуза… Томас Бах. Да, да тот самый, возглавлявший тогда оценочную комиссию МОК. Он написал такой «черный» отзыв, что Санкт-Петербург даже в шорт-лист из пяти претендентов не попал. В финал конкурса вышли Афины, Буэнос-Айрес, Кейптаун, Рим и Стокгольм. Фаворитом считалась итальянская столица, которую лоббировал такой авторитетный член МОК, как президент Международной федерации легкой атлетики Примо Небиоло.

Зачем Олимпиада возвращалась домой?

Афины, где прошли первые Олимпийские игры современности, очень хотели провести вторые в год их столетия, в 1996-м. Только в МОК решили, что проблемы с проведением соревнований в месте, где не было подходящей инфраструктуры, ни к чему. Да еще и один из главных спонсоров олимпийского движения, имевший штаб-квартиру в Атланте, пролоббировал этот город.
Греки сделали выводы. Они не стали ввязываться в борьбу за проведение Олимпиады-2000, понимая, что с Сиднеем и Пекином конкурировать еще сложнее, чем с Атлантой. Зато в середине 90-х провели в Афинах множество чемпионатов по разным видам спорта и Средиземноморские Игры, чтобы продемонстрировать, как все хорошо. Во время ЧМ-1997 по легкой атлетике, на котором довелось побывать, журналистов каждый день приглашали поплавать в расположенном рядом со стадионом бассейне, где по бортам были установлены столики с яствами и напитками, а каждый вечер устраивались приемы в привлекательных местах, от древнего театра до круизного лайнера.
Афины добились своего. Во всех четырех раундах голосования они получали больше голосов, чем Рим. Только, сделав такой выбор, МОК создал себе настоящую головную боль. Ведь в столице Греции нужно было построить не только многочисленные спортивные объекты, но и современный аэропорт, две ветки метро, линии скоростного трамвая. Будущий президент МОК Жак Рогге, отвечавший за проведение Олимпиады-2004, дневал и ночевал в греческой столице.
При этом порой создавалось впечатление, что на Афины Олимпиада обрушилась, как стихийное бедствие вроде цунами. Конечно, греки догадывались, что Игры состоятся в их стране, но, похоже, понятия не имели, что придется прикладывать усилия для нормального их проведения. Накладки начались уже в первый день. Информационная система, установленная на всех аренах, дала сбой через два часа после начала соревнований.
На церемонии торжественного открытия Игр госпожа Ангелопулос-Даскалаки несколько раз с гордостью подчеркнула: «Олимпиада возвратилась домой». Журналисты из разных стран по ходу соревнований же иронично прокомментировали это заявление: «Право, лучше бы она еще погостила в тех странах, где умеют проводить подобные мероприятия».

Чемпионки из Прыжкограда

Самым ярким моментом легкоатлетического турнира Игр было яростное соперничество москвички Светланы Феофановой и волгоградки Елены Исинбаевой в секторе для прыжков с шестом. Это была настоящая феерия страстей! Пойдя ва-банк после двух неудачных попыток, волжанка с легкостью необыкновенной взяла сначала 4,80, а затем подняла планку мирового рекорда на отметку 4,91.
Со стороны перенос Исинбаевой заключительной попытки с 4,75 на 4,80 выглядел авантюрой. После завершения соревнований Елена решительно не согласилась с этим мнением. «Пойти на подобный шаг мне посоветовал тренер Евгений Васильевич Трофимов, - поведала подробности драматичной борьбы в секторе олимпийская чемпионка. - Мой наставник, без которого даже на 4,70 с трудом прыгаю, сказал: «Перенеси, завяжи тактическую борьбу». Все было правильно сделано. Появилось время собраться с мыслями».
Один западный журналист решил блеснуть эрудицией, но перепутал Ленина со Сталиным и поинтересовался у Исинбаевой, как ей жилось в советские времена в Ленинграде. Эту забавную историю о своей землячке рассказала Елена Слесаренко, ставшая чемпионкой Олимпиады в прыжках в высоту. После победы Слесаренко журналисты даже предложили переименовать Волгоград в Прыжкоград или Золотоград. Ведь и в прыжках в длину победила волжанка Татьяна Лебедева.

Допинговые войны

Сразу три олимпийских чемпиона в легкой атлетике стали таковыми после допинг-контроля, отнявшего высшие награды у конкурентов. Грозные предупреждения президента МОК Жака Рогге о тотальном наступлении на допинг оказались не пустым звуком. Всего в Афинах свыше сорока любителей добиваться побед за счет фармакологических инъекций были пойманы с поличным.
Россиянка Ирина Коржаненко с момента обнародования результатов допинг-пробы вела активную кампанию под лозунгом «Не виноватая я». Требовала проведения экспертизы пробы на ДНК (руководители российской делегации еще в Афинах зондировали такую возможность и получили отказ, Свою «честно завоеванную» золотую медаль в толкании ядра она так и не вернула. Только мало кто верил спортсменке, однажды уже пойманной на допинге и отбывшей двухгодичную дисквалификацию.
Ловили в Афинах всех, не взирая ни на былые заслуги, ни национальную принадлежность. В скандалах с участием греческих атлетов никто не был заинтересован, но это не помогло Екатерине Тану и Костасу Кентерису избежать позора. А ведь это не просто известные легкоатлеты, а почти национальные герои. Портретами Тану все Афины были увешаны, а именем Кентериса даже названа одна из веток недавно пущенного в греческой столице скоростного трамвая.
Штангист Леонидас Сампанис клялся здоровьем своих детей, что никакой «гадости» перед соревнованиями не ел, и не отдал свою бронзовую медаль. Только и ему веры не было. Греческая пресса немедленно вспомнила, что Сампанисом и Леонидасом он стал совсем недавно, а в родной Албании у него было совсем другое имя. Пока Леонидас добывал победы, был национальной гордостью, как поймали на допинге - стал эмигрантом из нищей соседней страны.

«Ненасытная акула» Майкл

Если легкоатлеты и штангисты намного перевыполнили традиционную олимпийскую допинговую «норму», то пловцы в Афинах оказались чистыми, аки стеклышко. Хотя после финального заплыва на 200 метров на спине серебряный призер Олимпиады Станислава Комарова (ее медаль оказалась единственной, завоеванной нашими пловцами) со свойственной 17-летней российской девчонке непосредственностью заметила: «Олимпийскую чемпионку Кристи Ковентри из Зимбабве в первый раз в бассейне здесь в Афинах увидела. Может быть, стоит подождать результатов допинг-контроля. Не может же человек так резко прибавить за какие-то месяцы».
Как оказалось, тренеры Алабамского университета, где готовилась к Играм Кристи, знали секреты форсированной подготовки. И эстафетная команда ЮАР не из бассейнов Кейптауна или Дурбана вынырнула. Вся четверка в Америке тренировалась. В Афинах южноафриканцы в эстафете 4х100 метров вольным стилем победили с мировым рекордом, опередив американцев и австралийцев, голландцев и россиян.
В плавании в Афинах было установлено пять мировых рекордов - и все в эстафетах. Особо стоит отметить женскую сборную США, выигравшую заплыв 4х200 метров вольным стилем. Интрига заключалась в том, побьют ли американки древний, эпохи «фармакологических достижений ГДР», мировой рекорд. Он был установленный еще в 1987 году в Страсбурге. Побили!
А вот неофициальный рекорд Майка Спитца, выигравшего в 1972 году в Мюнхене 7 золотых медалей в плавании, устоял. Хотя его соотечественник Майкл Феллпс был нацелен на восемь высших наград. В итоге получилось «всего» шесть - по две в баттерфляе, комплексном плавании и эстафетах.
Помешал Феллпсу стать полным триумфатором Олимпиады австралиец Иан Торп, завоевавший «золото» на дистанциях 200 и 400 метров вольным стилем. На «стометровку» сил у него не хватило. Хотя именно финальный заплыв на этой дистанции стал гвоздем всей плавательной программы Игр.
Одни имена участников чего стоили: Торп, голландец Питер ван ден Хугенбанд, сенсационные победители афинской эстафеты 4х100 южноафриканцы Роланд Шоеман и Рик Нитлинг. Не хватало в этой компании только Александра Попова, зачем-то ввязавшегося весной в борьбу за власть в российском плавании и не сумевшего должным образом подготовиться к своей четвертой Олимпиаде.
Метров за двадцать до финиша Питер начал свой знаменитый рывок, который приносил ему все самые значимые победы. Принес и в Афинах. О секретах побед ван Хугенбанда в 2004-м много говорили те, кого он побеждал. Намекали на то, что его отец считается в Нидерландах лучшим специалистом по спортивной фармакологии.
Трудился тогда ван Хугенбанд-старший в футбольном клубе ПСВ. Эта команда всегда отличалась хорошей «физикой» и при этом ее игроки ни разу не попадались на допинге, выводы напрашивались сами собой. Только все пробы Питера на протяжении долгой карьеры, включая и взятые в Афинах были чистыми.

Конец легенды о Dream Team

Главной сенсацией Олимпиады в игровых видах спорта посчитали «бронзу» мужской сборной США по баскетболу. Пуэрториканцы и литовцы просто унизили звезд НБА в групповом турнире, но темнокожие парни еще лелеяли надежду сохранить честь Америки в плей-офф. Аргентинцы лишили их такой возможности, уверенно переиграв сборную США в полуфинале.
Наставник американцев Ларри Браун явно предчувствовал такой поворот событий. Сразу же по приезде в Афины он буквально умолял журналистов: «Не называйте моих ребят Dream Team. Таковой была команда, игравшая в 1992-м в Барселоне. Мы же обычная сборная США по баскетболу».
Впрочем, звезд НБА первой величины в ней было предостаточно: Тим Данкан, Аллен Айверсон, Ламар Одом, Леброн Джеймс. Только все эти ребята играли в весьма специфический баскетбол НБА. Эффектные слэмданки, постоянное смакование статистики результативности, запрет на использование зонной защиты - и, как следствие, результаты типа «132:125».
В Барселоне впервые приехавшие на Игры мастера из НБА казались небожителями. Разница в классе между Dream Team и остальным баскетбольным миром виделась настолько огромной, что на ее преодоление отводилось лет пятьдесят. Только уже в Сиднее очередной вариант сборной НБА едва не уступил в полуфинале литовцам. На ЧМ-2002 в Индианаполисе произошло то, что должно было произойти. Не подготовленная должным образом американская команда трижды проиграла сыгранным, отмобилизованным и предельно мотивированным соперникам.
Казалось, выводы будут сделаны, но в Афины приехала очень странная команда, средний возраст которой чуть превышал 23 года. Многие звезды НБА демонстративно отказались от поездки на Олимпиаду. Готовилась дружина Ларри Брауна к турниру всего около трех недель, а ведь после Индианаполиса у соперников уже не было комплекса Dream Team. Все знали, что против «зоны» даже суперзвезды нынешней НБА играть не могут. И «золото» в Афинах завоевали аргентинские баскетболисты.

Шум и ярость в гимнастическом зале

Настоящим скандалом завершился гимнастический турнир Олимпиады-2004. После завершения упражнения Алексея Немова на перекладине на табло вспыхнула оценка, явно не соответствовавшая выступлению четырехкратного олимпийского чемпиона. Публика начала оглушительно свистеть, и эта обструкция арбитров продолжалась 11 минут. Сам засекал.
Какие-то понятия о совести у служителей гимнастической Фемиды, видимо, сохранились. После недолгого совещания они слегка повысили балл, но этот результат потянул только на 5-е место. После завершения соревнований не скрывали своего возмущения арбитрами и восторга публикой ни сам Алексей, ни его личный тренер Евгений Николко.
Российская делегация подала официальный протест, требуя пересмотра итогов турнира. Сомнению подвергается не только вердикт в отношении лидера российской сборной, но и явно завышенные оценки американских гимнастов. Увы, не смог отстоять интересы своих подопечных легендарный Леонид Аркаев, который вынужден был отказаться от своего статуса члена исполкома Международной федерации гимнастики. Он был в Афинах выводящим тренером сборной России, а совмещение было строжайше запрещено правилами FIG.
О том, что россиян на гимнастическом турнире «зажимают», в столице Греции говорили корреспонденту «Спорт уик-энда» и Светлана Хоркина, и оставшийся за чертой призеров в упражнении на кольцах Александр Сафошкин, имевший на этом снаряде самую сложную программу в мире. Равно как и Немов на перекладине. Хотя «зажимали» не только россиян.
Корейская делегация подала официальный протест в CAS, требуя пересмотра итогов мужского турнира в многоборье. По мнению представителей азиатской страны, незаслуженно «засудили» Ким Дае Юна, вытянув на первое место американца Пола Хэмма. В одной из греческих газет появилась даже язвительная карикатура: вывешенный в гимнастическом зале призыв «Уважаемые арбитры! Просьба выставлять оценки американским гимнастам после их выступления, а не до начала».

Скандалы на трассе и в бассейне

Запомнился и инцидент на трассе мужского марафона. В забеге, венчавшем программу Олимпиады, уверенно лидировал бразилец Вандерлей де Лима. До тех пор, пока на 38-м километре выскочивший на трассу бывший ирландский священник Корнелиус Горан не затащил бегуна в толпу болельщиков. Со стороны состоящего на учете у психиатров Горана это уже не первая попытка обратить на себя внимание во время спортивных соревнований.
В Афинах полоумному ирландцу удалось осуществить задуманное и лишить заслуженного олимпийского «золота» бразильского марафонца: Лима так и не оправился от шока, не сумел войти в ритм бега и наверстать упущенные секунды. Возникает вопрос, куда смотрели организаторы, в обязанность которых входило обеспечение порядка на трассе марафона? Глава оргкомитета «Афины-2004» Иоанна Ангелопулос-Даскалаки с гордостью отмечала, что такой организованной системы безопасности не было еще ни на одной Олимпиаде.
Обошлась она Греции в миллиард евро. Четырьмя годами ранее в Сиднее уложились в 200 миллионов долларов. Только гигантская сумма, похоже, подкосившая греческую экономику, ушла, наверное, на комфортное проживание VIP-персон. Даже порядок на спортивных объектах греки обеспечить не смогли.
На соревнованиях по синхронному плаванию после первых тактов, когда девчата из российской команды только-только прыгнули в воду, внезапно смолкла музыка. Лидерам поле технической программы пришлось начинать произвольную заново после несколько минут малоприятного ожидания. «В первый момент испытали шок, - рассказала, когда все завершилось в высшей степени благополучно, ставшая в Афинах трехкратной олимпийской чемпионкой Ольга Брусникина. - Такого даже на юниорских турнирах в принципе случиться не может».
...А еще Олимпиада-2004 запомнилась итоговой медальной таблицей. Впервые сборная нашей страны опустилась на третью строчку, пропустив вперед не только американцев, но и китайцев, уже тогда готовивших триумф на домашних Играх. Поколение чемпионов советских времен потихоньку завершало карьеру, а новые, увы, росли слишком медленно.

 

Прямая речь

Юрий БОРЗАКОВСКИЙ: Фамилия у меня подходящая

В финальном забеге на 800 метров На Олимпийском стадионе Юрий Борзаковский победил красиво и эффектно. Он долгое время шел в хвосте, а на последних метрах дистанции внешне непринужденно оставил за спиной всех своих африканских соперников, включая обладателя лучшего результата сезона южноафриканца Мбулаени Мулаудзи и знаменитого датчанина с кенийскими корнями сезоне Вилсона Кипкетера. Корреспонденту «Спорт уик-энда» после официальной пресс-конференции удалось пообщаться с олимпийским чемпионом.
- Олимпийский триумф стал следствием хорошей готовности к забегу или правильно выбранной тактики?
- Метров за 250 до финиша бег пошел в очень быстром темпе. Подумал, что сейчас главное не сорваться и не рвануть преждевременно. Год назад на чемпионате мира в Париже на этом обжегся. Редко бывает, когда спортсмен думает по ходу дистанции. Я же считаю это своим самым ценным качеством. Можно сказать, побеждал головой.
- Соперники по олимпийскому забегу уступили вам в плане бегового интеллекта?
- Полагаю, что да. Рано начали ускоряться, и на последние метры их и не хватило. А у меня силы еще остались. Со стороны могло показаться, что конкуренты заметно оторвались, но я контролировал ситуацию.
- Что говорили вам сразу после финиша Мулаудзи и Кипкетер?
- Мой английский не настолько хорош, чтобы уловить все нюансы. В общих чертах понял, что поздравляли с олимпийской победой. После финиша был в шоке. Чувствовал, что победил, и в то же время не верил в это.
- Сезон-2002, когда вы бегали на соревнованиях только 400 метров, внес свою лепту в сегодняшний триумф?
- Безусловно. Приобрел навыки спринтера, точнее даже будет сказать, финишера, без которых сегодня вряд ли победил бы.
- Год назад на чемпионате мира в Париже, заняв второе место, вы говорили, что удовлетворены победой над Кипкетером. Сейчас произнесли бы подобную фразу, довольствовавшись «серебром»?
- Нет, в Афины я ехал только за победой.
- Ваша фамилия созвучна фамилии выдающегося советского спринтера Валерия Борзова…
-Только у меня она длиннее. Поэтому и бегаю не спринт, а 800 метров.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Олимпиада-2004 Борзаковский
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

2 сентября