Трагические судьбы. Поколение 80-х

Отечественный хоккей вырастил и воспитал огромное количество великих мастеров, многие из которых стали не просто звездами, а настоящими легендами. Только славная игровая карьера не для всех стала какой-то гарантией удачной жизни после того, как с большим спортом было закончено.
«Спорт уик-энд» продолжает цикл материалов о советских хоккеистах, которым не посчастливилось достойно завершить свой путь, либо же он оказался слишком коротким, а его конец - трагическим.
Сегодня, речь пойдет о потенциально самом талантливом вратаре, возможно, не только советского, но и мирового хоккея, - об Евгении Белошейкине.

В СКА пробился за один матч

Впрочем, тут скорее, приходится говорить только в сослагательном наклонении. Свой потенциал он реализовал не больше, чем на 30 процентов, не справившись с многочисленными соблазнами, которые караулят большой спорт.
Его судьба до сих пор кровоточащая рана для тех, кто его знал - и партнеров по командам, и болельщиков. Все до последнего дня надеялись на чудо, которое способно изменить его жизнь. Увы, тщетно.
Таких талантливых вратарей, на самом деле, в нашем хоккее не было. И еще не известно, появятся ли когда-нибудь. Был у него какой-то дар от Бога, который нельзя даже заработать многолетними годами тренировок. Если бы Женя добавил еще чуток усердия, то никто не смог бы его сместить с позиции топ-вратаря всех временен. Но в историю хоккея Белошейкин так и не вошел.
Его путь получился обидно коротким - он, словно метеор, прорвался через воздушное пространство и погас, приближаясь к земле.
Уже в 17 лет Белошейкин дебютировал в составе СКА. Одного матча против гранда - московского «Динамо» - хватило, чтобы завоевать доверие не склонного к сантиментам Михайлова, который тогда начинал свою тренерскую карьеру.
«Первое впечатление на меня он произвел очень приятное. Белошейкин добросовестно тренировался, но уже тогда позволял себе некоторые выходки и вольности, которые были непозволительны для хоккеиста. Например, опаздывал, отлынивал от тех или иных тренерских заданий», - вспоминал позже Борис Петрович.
Тренироваться Женя действительно не особо любил - ему и так давалось все легко и непринужденно. Плюс данная сверху великолепная реакция.

Не признавал авторитетов

И авторитетов на льду не признавал, обладал необходимой для игрока-чемпиона спортивной наглостью.
Даже, когда оказался в ЦСКА (перевод в приказном порядке состоялся летом 1984 года), не прислушивался к советам Третьяка, который уже ушел из спорта. И, в принципе, в чем-то был прав - в начале карьеры воспитанник СКА выглядел даже сильнее нынешнего президента ФХР.
Года три Тихонов был уверен, что проблема с первым номером и в ЦСКА, и в сборной решена надолго: ленинградец играючи выиграл конкуренцию у Тыжных.
На первом же для себя взрослом чемпионате мира в 1986 году он выглядел великолепно, справившись с прессингом домашних трибун - турнир проходил в Москве. В восьми встречах позволил соперникам сборной СССР только 11 раз поразить ворота. Чуть больше одной шайбы за матч. Такой коэффициент надежности на мировых первенствах - дело уникальное. Теи более, когда тебе только 19.
«Сборная выиграла во многом благодаря блестящей игре Белошейкина», - утверждал потом Зинэтула Билялетдинов. Хотя, суперзвезд в той команде хватало с переизбытком.
Первым номером он выходил и на «Рандеву-87» - в двух матчах со сборной НХЛ. И через год на Олимпиаду в Калгари должен был отправиться в качестве основного вратаря, выглядел значительнее сильнее своих конкурентов.
Но тут судьба нанесла ему первый удар под дых. В самом конце тренировочного сбора перед поездкой в Канаду Женя получил серьезнейшую травму - разрыв «крестов».
«До старта Олимпиады четыре дня. Заканчивается тренировка. Каменский остается на льду побросать Белошейкину буллиты. А я в раздевалке сижу с Тихоновым. Вдруг массажист забегает: «Белый» сломался!» Следом его заносят на плечах», - делился впечатлениями Сергей Мыльников, в итоге занявший место в воротах сборной в Калгари.
В Канаду, правда, Белошейкин поехал, но не в понятной роли третьего вратаря, который даже не принимал участие в разминках на льду.
Возможно, Виктор Васильевич решил так поддержать молодого игрока, к которому он первые годы относился достаточно трепетно и прощал грешки, за которые многие огребали по полной.

Олимпийский чемпион без медалей и званий

В итоге, формально Евгений стал олимпийским чемпионом (в 22 года), но не получил ни медали, ни звание «заслуженного мастера спорта», которое практически автоматически вручалось всем победителям Игр, ни какой-то правительственной награды. Почему так получилось - до сих пор непонятно.
И, наверное, та Олимпиада и стала точкой отсчета, которая разделила хоккейную жизнь Белошейкина на «до и после». На прежний уровень ему уже не удалось вернуться, и травма только одна из причин.
Другая - участившиеся пьянки-гулянки, из-за которых Евгений регулярно попадал еще и в разные неприятные истории. Однажды аферистки-клофелинщицы обчистили его до нитки в Москве вместе с другом и земляком Алексеем Гусаровым,
Другой раз на отдыхе в Сочи в ресторане он вступил в неравный бой с группой горячих кавказских джигитов, оскорбивших его подругу. Шрам на щеке от ножа остался потом на всю жизнь.
Далее с ним случился скандал всесоюзного масштаба. Популярная тогда телепрограмма «Прожектор перестройки» показала на всю страну, как «не имеющий водительских прав пьяный лихач, оказавшийся известным хоккейным вратарем Белошейкиным, набросился с угрозами на сотрудников автоинспекции, осмелившихся его остановить».
Тихонов уже перестал заступаться за вратаря перед руководством, и после сезона 1988/89 наследника Третьяка освободили из команды.
«Хороший был хоккеист Женя Белошейкин! Однако пил он много, запоями, - рубил потом правду-матку знаменитый тренер. - С дружками, а часто и в одиночку. Что мы только не делали - уговаривали, ругали, лечили в клинике. Однажды заставили вшить «торпеду». А он через несколько дней вырезал ее и опять напился. Тогда я вывел Белошейкина из основного состава команды, объявив, если не перестанет пить - выгоню вообще. Хоккей он очень любил, и я думал, что отлученный от него наконец-то образумится. К сожалению, этого не случилось».

«Выходила замуж за звезду, а не за бездарность»

Тут же хоккеиста ждало еще одно испытание на прочность. После отчисления из ЦСКА с ним решила быстренько развестись жена, которая была из богемной, богатой семьи. Очевидцы потом говорили, что последние словами, которые она произнесла на прощание, были такие: «Я выходила замуж за звезду, а не за бездарность».
Жизнь вратаря начала катиться под откос, хотя шансов вернуться на серьезный уровень еще хватало.
В Ленинград он вернулся в 23 года. В принципе, не возраст для хоккеиста, тем более вратаря. Кто-то в эти годы только начинает...
В питерском клубе «Белый», как его звали партнеры, без особого труда добыл место в воротах. Но надолго его не хватило. Тем более что СКА рушился в унисон со страной, особых стимулов напрягаться не было.
Иногда, конечно, вспыхивал, напоминал, что «мастерство не пропьешь», как, например, в выставочном матче с «Вашингтоном» в СКК в 1989 году.
Причем даже этого хватило, чтобы про него вспомнил ни кто-нибудь, а «Эдмонтон» - сильнейший на тот момент клуб НХЛ, где мегазвезда на мегазвезде - Гретцки. Мессье, Коффи, Андерсон, Курри…
Но поездка в Северную Америку ничего, кроме разочарования, не принесла. За полгода он провел только три матча за фарм-клуб.
Во-первых, в «Ойлерз» оказались шокированы состоянием здоровья на тот момент 25-летнего голкипера - сказывались последствия многочисленных травм. Поэтому вопрос о том, что он может занять в воротах «Эдмонтона», почти сразу отпал.
Во-вторых, как часто бывало в те годы, его кинул с деньгами русскоязычный агент. И в-третьих, получив полную свободу, Белошейкин продолжал топить грусть в вине и других алкогольных напитках.
Североамериканские специалисты вроде бы проявляли терпение и хотели помочь игроку: даже лечили гипнозом, но без какого-то успеха.
Вернувшись обратно в Питер, Евгений получил очередной шанс на перезагрузку. Михайлов, вновь принявший в 1992 году СКА, хотел его видеть в своей команде.

«Я устал жить»

Впрочем, даже до тренировок дело не дошло. Белошейкин посчитал, что предложенная ему зарплата не соответствует статусу олимпийского чемпиона. Он появился на тренировочной базе лишь раз: забрал выданную ему вратарскую амуницию и пропал.
Тогда от Бориса Петровича и прозвучала фраза, к сожалению, ставшая пророческой: «Белошейкин загнал себя в гроб и прибил себя его крышкой».
Хотя слухи о его возвращении в СКА ходили еще долго: как-то летом он даже появился на один день на базе, но продолжения не последовало.
Дальше в его карьере был только колпинский «Ижорец», выступавший тогда во втором дивизионе отечественного хоккея. Да и там он числился, скорее, номинально.
На самом деле, Евгений пытался бороться со своим недугом, но срывы становились регулярными. Справиться в одиночку явно не получалось, а настоящей поддержки так и не получил.
Добила хоккеиста трагическая смерть отца, который подрабатывал за стойкой бара в кафе. Однажды в их заведение вломились пьяные бандиты и проломили мужчине череп.
Вратарь пытался найти убийц, но безуспешно. И вновь впал в глубокую депрессию с излишними возлияниями.
Иногда выходил из нее, пытался найти работу через коллег-товарищей, но ничего путного предложить ему не могли, кроме места охранника.
Была, правда, и недолгая светлая полоса. Появилась женщина, полюбившая его. Евгений удочерил ее детей, возник стимул что-то изменить: купил «Жигули» и на них стал «таксовать» по городу. Однако надолго спортсмена не хватило, снова запил и остался один.
Как-то незадолго до смерти, будучи трезвым, Евгений с тоской признался матери: «Я устал жить». Наверное, это был уже крик отчаяния, но слова ушли в пустоту, помочь бывшей звезде советского хоккея уже никто не мог.
18 ноября 1999 года Петербург узнал ужасную новость - олимпийского чемпиона нашли повешенным. На собственном ремне, в квартире знакомых после привычных посиделок.
Сам ли он это сделал или ему помогли - мы уже не узнаем, никакого настоящего расследования не последовало. На тот момент вратарю, который должен был стать номером один в истории хоккея, было только 33.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей Белошейкин Евгений
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

2 декабря