ХРОНОГРАФ-2024

После того как США и еще 64 страны бойкотировали московскую Олимпиаду, мало кто сомневался, что зеркальный ответ ждет Игры-1984, которые должны были состояться в Лос-Анджелесе. Избранный в Москве президентом МОК Хуан-Антонио Самаранч специально приезжал на переговоры в советскую столицу. Проработав много лет послом Испании в СССР, Самаранч знал, с кем нужно иметь дело.
Президент МОК добился встречи с членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым, который среди прочих вопросов курировал и спорт. Будущий президент Азербайджана, а в ту пору высокопоставленный партийный руководитель заверил главу олимпийского движения, что СССР не опустится до уровня Джимми Картера, запустившего процесс бойкота Олимпиады-80. Председатель Спорткомитета СССР Марат Грамов, возглавлявший также Олимпийский Комитет СССР, уверял, что Москва не поддержит проведение альтернативных Олимпиаде соревнований. Такие заявления успокоили на время руководителей МОК.

Рейгану ответили за Картера

Только после смерти Л. И. Брежнева и избрания президентом Рональда Рейгана отношения между СССР и США обострились до предела - до угрозы прямого военного противостояния. Весной 1984 года Грамов подготовил записку в ЦК КПСС, название которой говорило само за себя: «О сложившейся ситуации в связи с Олимпийскими играми в Лос-Анджелесе». В перестроечные времена она была опубликована в советской прессе. Спортивный руководитель СССР убеждал партийных кураторов, что ехать в Лос-Анджелес ни в коем случае нельзя.
Формальными поводами для бойкота стали отказ американской стороны допустить перелеты советских олимпийцев чартерными рейсами «Аэрофлота» в сопровождении представителей КГБ и принять в гавани Лос-Анджелеса плавучую базу для нашей команды - теплоход «Грузия». Вариант с проживанием советских спортсменов в олимпийской деревне отвергался из-за возможных провокаций. Тогдашний глава советского государства генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко 5 мая этот документ подписал.
Никто в мире, конечно, не поверил, что СССР решил бойкотировать Олимпиаду в Лос-Анджелесе по причинам, изложенным в записке Грамова. Все прекрасно понимали, что это наш ответ президенту США Рональду Рейгану за действия его предшественника Джимми Картера четыре года назад. Нужно отметить, что советские спортивные и партийные руководители преуспели в одном: они сумели в кратчайшие сроки организовать альтернативные соревнования.
В отличие от американцев, которые в 1980-м даже замахнулись на проведение альтернативной Олимпиады в африканской стране Берег Слоновой Кости (ныне - Кот д’Ивуар), руководство СССР сумело организовать масштабные соревнования под названием «Дружба-84». В западном мире в 1980-м на подобный проект не нашлось ни политической воли, ни денег. Да и Берег Слоновой Кости в кратчайшие сроки просто не мог создать инфраструктуру, необходимую для проведения Олимпиады.
Американцы в 1980-м сумели провести лишь легкоатлетический турнир «Колокол свободы» в Филадельфии и соревнования по спортивной гимнастике в Хартфорде. Они превратились в междусобойчик между командами США, Китая и Японии, не участвовавших в московской Олимпиаде. Уровень гимнастов СССР, ГДР и Румынии, соревновавшихся в «Олимпийском», был куда выше.
«Колокол свободы» стартовал через три дня после престижных и давно занявших место в международном легкоатлетическом календаре соревнований в Осло. Никто из звезд легкой атлетики в Филадельфию не приехал. Лишь в двух видах программы результаты победителей были лучше, чем у чемпионов Олимпиады-80, хотя в Москве отсутствовали американцы, традиционно побеждавшие во многих легкоатлетических дисциплинах.

Шок прошел быстро

Первой реакцией многих советских спортсменов на решение партийных руководителей бойкотировать Олимпиаду в Лос-Анджелесе был шок. Столько лет готовились, столько надежд возлагали, столько ожиданий было связано с олимпийскими соревнованиями и премиями за победы и медали! В газетах и по телевидению наши прославленные чемпионы, конечно, выступали с заявлениями о поддержке курса партии и правительства, а также недопустимости поездки на Олимпиаду в условиях отсутствия гарантий безопасности. Только и тогда уже все прекрасно понимали, что советские спортсмены просто зачитывают слова, написанные партийными пропагандистами.
Завоевавший в Москве три золотые медали Владимир Сальников жаждал доказать в Лос-Анджелесе, что его успехи на Олимпиаде-80 не являлись следствием отсутствия американских пловцов. «Сообщение ТАСС о неучастии сборной СССР в Олимпиаде-1984 прозвучало, как гром среди ясного неба, - вспоминал в одном из интервью нынешний президент Всероссийской федерации плавания. - Прекрасно помню свою первую реакцию: цель, ради которой работал несколько лет, исчезла в одночасье. Что делать дальше, не понимал».
Сальников, которого уже в 1984-м настоятельно провожали из большого спорта, нашел силы и мотивацию задержаться еще на четыре года и завершить блистательную карьеру победой на дистанции 1500 м на Олимпиаде-1988 в Сеуле. Многим его коллегам по сборной СССР пришлось довольствоваться наградами «Дружбы-84».
«Новость о том, что мы не поедем в Лос-Анджелес, застала нас на сборах в ГДР, - рассказала в одном из интервью ленинградская пловчиха Елена Дендеберова. - На завтраке в центр ресторана вышел начальник сборов и просто сообщил нам об этом. Для многих это стало ударом. Неоднократные чемпионы Европы Сергей Красюк и Алексей Марковский стали роптать, а Сергей Заболотнов по прозвищу Махмуд, имевший лучший результат сезона в мире, просто психанул. Заявил, что завязывает с плаванием».
Затем, как отметила Дендиберова, пловцам сообщили о возможности выступить на «Дружбе-84» в Москве. Пообещали приравнять победы и призовые места к Олимпиаде, осыпать деньгами и званиями. И страсти улеглись.

От Москвы до Гаваны, от Пхеньяна до Софии

Со времени московской Олимпиады прошло всего четыре года. Москва без проблем и больших дополнительных инвестиций могла бы справиться с проведением «Дружбы-84», но для советских партийных руководителей принципиальным вопросом было проведение соревнований во всех социалистических странах, поддержавших бойкот Олимпиады в Лос-Анджелесе. Поехали в США только Китай, который после долгого перерыва вернулся в олимпийское движение, Югославия и Румыния.
Румыны формально отказались посылать сборную в США, но коммунистический лидер этой страны Николае Чаушеску разрешил своим спортсменам поехать в Лос-Анджелесе в индивидуальном порядке. От гимнастки Нади Команечи и других звезд команды социалистической Румынии никто не требовал подписывать документы с осуждением правящего в стране режима. Запад тогда вообще заигрывал с Чаушеску, стремясь расколоть единый социалистический лагерь.
В программу «Дружбы-84» вошли соревнования по всем олимпийским видам спорта кроме футбола, а также турниры по самбо, теннису и настольному теннису, которые не входили в программу Олимпиады-84. С теннисных соревнований в польском Сопоте, которые проходили в начале июня, и стартовала «Дружба-84». Турнир по настольному теннису принимала столица КНДР Пхеньян.
Организаторы «Дружбы-84» постарались разбросать соревнования по всем странам, обращая внимание на то, где тот или иной вид спорта пользуется популярностью. Болгарии отдали тяжелую атлетику и художественную гимнастику, Венгрии - фехтование, ГДР - гандбол и велоспорт, Кубе - бокс и мужской волейбол, а вот Монголии, не имевшей особых приоритетов, досталось самбо.

В Москве и Лос-Анджелесе сравнивали результаты

Несмотря на заявление о том, что «Дружба-84» не является альтернативой Олимпиады, за результатами соревнований, показанными на двух турнирах, следили обе стороны. В США еще и стремились переплюнуть результат хозяев московской Олимпиады, завоевавших 80 золотых медалей, и американцам это удалось! В заключительные дни соревнований они довели число высших наград до 83. Правда, в Москве занявшая второе место в медальном зачете команда ГДР завоевала 47 золотых медалей, а в Лос-Анджелесе сборная Румынии - всего 20.
Американцы настойчиво подчеркивали, что в Лос-Анджелес не приехали спортсмены всего 15 стран, а в Москву - 65. Медали на Олимпиаде-1984 завоевали представители 47 стран, а четырьмя годами раньше их было всего 36. Кроме того, предметом гордости организаторов стала прибыль в размере 223 млн. долларов, которую принесла Олимпиада-1984. Американцы подошли к ней как к бизнес-проекту, привлекли в качестве спонсоров транснациональные корпорации и стремились извлечь прибыль из всего. Даже возможность пробежать этап эстафеты олимпийского огня продавали.
Уровень участников в различных дисциплинах был разный. В конном спорте и хоккее на траве все сильнейшие соревновались в Лос-Анджелесе, а в тяжелой атлетике и художественной гимнастике - в Варне и Софии. В 1984-м художественная гимнастика впервые была включена в олимпийскую программу, но ставшая чемпионкой канадка Лори Фанг ни до, ни после на чемпионатах мира даже близко не подбиралась к пьедесталу, который застолбили за собой болгарские и советские гимнастки.
В тяжелой атлетике в легких весовых категориях уровень олимпийского турнира поддержали китайские штангисты. Когда начались соревнования в средних и тяжелых весах, китайцы закончились, и уровень упал катастрофически. Из чемпионов Лос-Анджелеса только румын Нику Влад в категории до 90 кг стал бы призером «Дружбы-84». На турнире с участием представителей социалистических стран были обновлены 28 мировых рекордов в тяжелой атлетике. Правда, уже в XXI веке заговорили о допинг-контроле, а точнее - о его отсутствии. Впрочем, даже WADA тогда еще не существовало (организация была создана в 1999 году).
Кроме легкой и тяжелой атлетики на «Дружбе-84» установили пять мировых рекордов в плавании и семь в велоспорте, включая два в олимпийских дисциплинах. Мировые рекорды были превышены и в стрельбе, в двух олимпийских и двух неолимпийских дисциплинах. Вот только утверждены они не были. В стрельбе фиксируются рекорды, установленные только на официальных международных соревнованиях, а «Дружбу-84» к таковым не отнесли.

Бассейн Лос-Анджелеса оказался быстрее

Особенно внимательно сопоставляли в 1984-м результаты победителей в двух самых престижных видах спорта - плавании и легкой атлетике. Сопоставление результатов, показанных в бассейне, оказалось в пользу Лос-Анджелеса. На 17 из 29 дистанций олимпийские чемпионы показали более высокие результаты, чем триумфаторы «Дружбы-84». Да и мировых рекордов было установлено в два раза больше.
На дистанции 800 м вольным стилем у женщин Тиффани Коэн из США в Лос-Анджелесе и Астрид Штраус из ГДР в Москве показали абсолютно одинаковые секунды. Только уровень соперничества у них был разный. В московском «Олимпийском» зрители с тревогой наблюдали за Анитой Суд из Индии. Она догребла до бортика через полторы минуты после финиша чемпионки «Дружбы-84».
В заочном споре Сальников превзошел олимпийского чемпиона Майка О’Брайена на своей коронной дистанции 1500 м. Ни у кого не было сомнений, что и в Лос-Анджелесе советский пловец победил бы, что не помешало нашим спортивным руководителям настойчиво провожать Владимира из большого спорта. Никто кроме него самого и тренера, а по совместительству - супруги Марины не верил в олимпийские перспективы пловца, возраст которого уже приближался к 30, в Сеуле. А Сальников там посрамил скептиков.

Вечный рекорд Уве Хона

В легкой атлетике сравнение чемпионских результатов осталось за победителями «Дружбы-84». Соревнования рыцарей королевы спорта стояли особняком. Мужчины провели специально организованный турнир в Москве, а для женщин таковым объявили давно входившие в легкоатлетический календарь соревнования в Праге. Они проходили через несколько дней после завершения Олимпиады в Лос-Анджелесе.
В столицу Чехословакии приехали две свежеиспеченные олимпийские чемпионки: Клаудия Лош из ФРГ завоевала «золото» в Лос-Анджелесе в толкании ядра, а американка Элис Браун - в эстафете 4х100 м. На «Дружбе-84» они даже в призеры не попали. Правда, Браун стартовала не в эстафете, а на стометровке. Доминировали на этом турнире спортсменки из социалистических стран, а дискоболка Ирена Межински из ГДР установила в Праге мировой рекорд.
Только и это еще не все. Королева спорта на «Дружбе-84» была представлена «Олимпийским днем» в ГДР. На этих соревнованиях было установлено два новых мировых рекорда, и еще одно высшее достижение было повторено. До сих пор значится в таблице мировых рекордов результат Уве Хона из ГДР в метании копья - 104,80 м. Хон первым в истории послал снаряд за стометровую отметку и вошел в историю как первый и последний рекордсмен в метании копья, которому суждено было остаться непобежденным. А его рекорд стал вечным.
В 1986 году было решено внести изменения в конструкцию метательных копий, из-за чего центр тяжести копья сместился на четыре сантиметра вперед. Благодаря нововведению снизилось число падений копья плашмя и стало проще определять результат броска. Снаряды новой конструкции уже не могли летать так далеко, так что рекордный бросок Хона остался увековеченным в истории.

Дружба дружбой, а медали врозь

За медальным зачетом на «Дружбе-84» следили очень внимательно. Никто не сомневался, что равных советской сборной не будет. На сооревнованиях было разыграно 242 комплекта наград. Команда СССР завоевала 126 медалей, среди которых 87 были высшей пробы. Всего на пьедестал поднимались представители 19 стран. Среди чемпионов были спортсмены из Китая, Эфиопии, ФРГ, а среди призеров - атлеты из Канады, Венесуэлы, Финляндии, Швеции и Зимбабве. Многие из них участвовали в Олимпиаде в Лос-Анджелесе. Единственной дисциплиной, где советским спортсменам не удалось показать свой класс, стал боксерский турнир в Гаване.
О «Дружбе-84» спустя сорок лет вспомнили в связи с санкциями, которые не позволяют российским спортсменам выступить на Олимпиаде в Париже. Заметьте, речь идет не о бойкоте со стороны спортивного или политического руководства нашей страны, а о позиции МОК. В 1984-м Самаранч специально прилетал в Москву, чтобы советские олимпийцы могли поехать в Лос-Анджелес. Сейчас политизированная позиция президента МОК Томаса Баха общеизвестна.
Увы, сегодня нет возможности организовать столь масштабные соревнования, как «Дружба-84». Исчезли страны социалистического лагеря, руководители которых всегда поддерживали и одобряли позицию советского руководства. Но даже проведение Всемирных Игр дружбы, запланированных на сентябрь в Екатеринбурге и Москве, до сих пор остается под вопросом из-за угроз со стороны МОК и ВАДА.

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

26 июля