На прошлой неделе в посольстве Азербайджана в Москве чест­вовали легенду советского волейбола Инну Рыскаль, которая всю свою карьеру провела в бакинском «Нефтянике», позднее переименованном в «Нефтчи». В ее коллекции наград две золотые и две серебряные медали Олимпийских игр (Рыскаль является самой титулованной волейболисткой мира по числу завоеванных олимпийских наград), «золото» ЧМ-1970 и три высших награды чемпионатов Европы. И ни одной золотой медали чемпионата СССР! Бакинская команда, цвета которой защищала Рыскаль, не могла соперничать с грандами, а все предложения о переходе в то же московское «Динамо» Инна отвергала.
В СССР столица Азербайджана была интернациональным городом, а отец двукратной олимпийской чемпионки мотогонщик Валерий Рыскаль считался городской легендой. Его одинаково уважали и милиционеры, и хулиганы. Еще бы не уважать спортсмена, которого прозвали Смертником! Однажды, как вспоминает Инна, популярность отца спасла от многих неприятностей ее сестру Галину. Вечером компания парней стала приставать к ней, не скрывая своих целей, но один из них узнал в ней дочь Валерия Рыскаля и по-азербайджански тут же «дал отбой». Милиционеры даже отдавали мотогонщику честь. Ведь за все время выступления в гонках у него не было ни одной аварии.
В 12 лет, попробовав свои силы в легкой атлетике и спортивной гимнастике, Инна пришла в секцию волейбола к тренеру Шамилю Шамхалову. Несмотря на невысокий, по волейбольным меркам, рост, она сразу же стала заметной фигурой в бакинском, а затем и советском волейболе. В школьном возрасте дебютировала в основном составе команды мастеров и на протяжении 15 лет защищала цвета бакинской команды. За агрессивный стиль игры болельщики присвоили ей прозвище «Каспийская Гроза». Ее сильный и всегда неожиданный для соперников удар был непредсказуем.
В 18 лет Рыскаль дебютировала в сборной СССР, сыграв на ЧМ-1962. Хотя на этом турнире советская команда не завоевала медалей, специалисты сразу же отметили игру дебютантки. В 1964 году волейбол вошел в программу Олимпийских игр. В Токио сборная СССР достойно конкурировала с хозяйками, но довольствовалась лишь «серебром». Затем на двух Олимпиадах подряд советские волейболистки завоевывали «золото», и весомый вклад в успехи коман­ды вносила бакинка. Свою последнюю олимпийскую медаль, вновь серебряную, Рыскаль в составе советской сборной завоевала на Олимпиаде-1976 в Монреале.
В 2000 году она была включена в волейбольный Зал Славы в США, став первой российской волейболисткой, удостоенной этой чести. В следующем году Международная федерация волейбола вручила Рыскаль специальный приз «За выдающиеся достижения в мировом волейболе». На выборах лучшей волейболистки ХХ века Рыскаль заняла второе место, самую малость уступив легендарной кубинке Регле Торрес.
После завершения спортивной карьеры работала тренером в специализированной волейбольной школе в родном городе. В 1988-м Инна навсегда покинула Баку. Она тяжело заболела, и врачи настоятельно рекомендовали сменить климат. Да и обстановка в столице Азербайджана совсем не напоминала ту, что всегда царила в одном из самых интернациональных городов СССР. Оформив спортивную пенсию, Инна переехала к сестре в Ставрополь, а затем осела в Подмосковье.
Спортивные успехи Рыскаль не помешали ей быть счастливой в семейной жизни. Она с юных лет пользовалась успехом у мужчин. На сборах в Москве за ней настойчиво ухаживал четырехкратный чемпион Европы дзюдоист Анзор Кикнадзе. Подруги недоумевали, почему Инна отвергает такого завидного жениха. Ведь в советские времена Кикнадзе был фактически миллионером! Ему принадлежал небольшой ликеро-водочный заводик в Тбилиси.
Только Инна постоянно подчеркивала, что для нее это не имеет значения, а сердцу не прикажешь. Судьбоносным стало для нее знакомство с футболистом Александром Семиным, которое организовали подруги-волейболистки. «Мы с Сашей - бакинцы, но до этого времени не встречались, - вспоминала Рыскаль. - С первого разговора почувствовала: этой мой человек. К тому же Семин проявил настойчивость, начал звонить, приглашать на свидания».
В футбольно-баскетбольной семье выросли два сына. Завершив карьеру, Семин некоторое время работал начальником отдела на базе Спорткомитета Азербайджана, а затем вместе с женой перебрался в Россию. Увы, в 2018 году Семина не стало. А Рыскаль встретила свое 80-летие в России, принимая поздравления от руководителей Азербайджана, где ее до сих пор считают своей.

 

Я не бразилец, я одессит!

На прошлой неделе Илье Цымбаларю исполнилось бы 55

Его техника восхищала не только специалистов, но и игроков команд соперников. Иногда даже было трудно понять, в какой момент полузащитник «Спартака» и сборной России избавлялся от мяча. Вот только что он был у Цымбаларя, и тут же оказался у партнера! Ни замаха, ни видимого движения ногой. Когда один из журналистов в задушевной беседе заметил, что так умеют только бразильцы, Илья обиделся: «Я не бразилец, я одессит!»
В городе у Черного моря Цымбаларь родился и с семи лет начал заниматься футболом в школе «Черноморца». Перспективного полузащитника, к тому же левоногого, заметили и в Киеве. Два года Цымбаларь занимался в республиканской школе-интернате. Только, как и любого одессита, его тянуло в родной город. В «Черноморце» поначалу места молодому игроку не нашлось. Илья начинал профессиональную карьеру в выступавшем во второй лиге одесском СКА. Заодно и вопрос с прохождением армейской службы закрыл.
В 1989 году «Черноморец» вернул своего воспитанника, и вскоре Цымбаларь дебютировал в высшей лиге чемпионата СССР. Через год выиграл свой первый трофей - Кубок Федерации футбола СССР. А потом Советский Союз перестал существовать, как и чемпионат. Для многих футболистов настала пора нелегкого выбора, но Илья не спешил покидать Одессу. В составе «Черноморца» выиграл Кубок Украины-1992 и принял участие в первой в истории «жовто-блакитных» игре сборной этой страны против команды Венгрии. Провел за украинскую сборную еще две игры. К счастью, товарищеских, и ничто не помешало Цымбаларю позже сыграть 28 официальных матчей за сборную России.
В Москву Илья перебрался в 1993-м вместе со своим закадычным приятелем Юрием Никифоровым. Этому предшествовала практически детективная история. Тренировавший «Динамо» Валерий Газзаев очень хотел видеть Никифорова у себя в клубе. Занимавшийся этим вопросом селекционер «бело-голубых» убедил, что вопрос с переходом решен, и упросил Газзаева взять его в зарубежную поездку. В это время Александр Тарханов, ассистировавший Олегу Романцеву в «Спартаке», отправился в Одессу. Он был знаком с дядей Никифорова, который имел большое влияние на Юрия, и убедил племянника, что, если уж ехать в Москву, то в «Спартак».
После того как переговоры о трансфере были завершены, Никифоров спросил: «А Цылю возьмете?» Тарханов не возражал, чтобы закадычные друзья приехали в Москву вместе, но решил на всякий случай поинтересоваться мнением самого Ильи. Прямо спросил: «Цыля, в «Спартак» хочешь?» Тот ответил: «Где Юрка, там и я». Вот так «красно-белые» приобрели великолепный дуэт, который верой и правдой служил команде и в чемпионате России, и в еврокубках. Даже особых затрат не понадобилось. В начале 90-х футболис­ты из стран бывшего СССР еще не обзавелись агентами, и вопросы о переходе можно было решать с папами и дядями.
В составе «Спартака» Цымбаларь провел лучшие годы своей карьеры, завоевав шесть золотых медалей чемпионата России. Хорошее видение поля и способность к нестандартным действиям позволили ему идеально вписаться в тренерские схемы Олега Романцева. В 1995 году полузащитник был признан лучшим футболистом России по версиям сразу двух авторитетных спортивных изданий. Именно Цымбаларь открыл счет в «золотом» матче сезона-1996 против владикавказской «Алании» на «Петровском». Москвичи тогда выиграли - 2:1 и в очередной раз завоевали «золото». В двух следующих сезонах Илья был капитаном московской команды.
Только говорить о том, что его карьера в «Спартаке» складывалась безоблачно, не приходится. Подводя итоги сезона-1994, Романцев заявил: «На финише сезона Цымбаларь играл так неровно, что и говорить не хочется. Свои личные интересы Илья, как и Рамиз Мамедов, поставили выше командных. Я таких игроков не люблю». Итогом этого спича стала ссылка одного из ведущих игроков клуба в молодежный состав. О многочисленных нарушениях спортивного режима Цымбаларем в бытность игроком основы в период его карьеры предпочитали не говорить, но и скрыть это было практически невозможно.
Опала, впрочем, длилась недолго. Цымбаларь, как и Мамедов, пахали на тренировках так, что Романцев дал им еще один шанс. И Илья им воспользовался, став безоговорочным лидером команды. Его игра в Лиге чемпионов и на Евро-1996 привлекла внимание селекционеров европейских клубов. Вместе с Никифоровым его звали в итальянскую «Перуджу», а без закадычного друга - в «Лацио». Причем предложения о переходе в серию А были сделаны в один и тот же день. В 1998-м Цымбаларем заинтересовался лондонский «Арсенал». Хотел видеть российского полузащитника в составе «канониров» легендарный тренер Арсен Венгер, который позже пригласил в английскую премьер-лигу Андрея Аршавина. Только переход Цымбаларя не состоялся из-за позиции менеджеров «Спартака».
Так и остался Цымбаларь в России. А в 1999-м «Спартак» расторг контракт со своим лидером, что стало потрясением для фанатов «красно-белых». Причиной называли конфликт футболиста с Романцевым. Ну, и про многочисленные нарушения режима упоминали. После этого карьера Ильи пошла на спад. Он перешел в «Локомотив», даже помог железнодорожникам выиграть Кубок России, забив в финальном матче победный гол в ворота ЦСКА, но закрепиться и в команде Юрия Семина не сумел. Сказались и травмы, которые преследовали Цымбаларя на протяжении всей карьеры.
В 2001 году Цымбаларь перешел в махачкалинский «Анжи», который тогда еще не засыпал российских и зарубежных звезд миллионами от Сулеймана Керимова. Только и в Дагестане Илье закрепиться не удалось. За «Анжи» он сыграл всего 16 матчей и в 2002 году объявил о завершении карьеры, в которой были голы в ворота мадридского «Реала», которые помнят до сих пор, и даже выступление за сборную мира в матче с командой Австралии.
Жизни, не связанной с футболом, после завершения игровой карьеры Цымбаларь себе не представлял. В «Анжи» с уважением отнесли к звезде российского футбола и сразу же предложили пост вице-президента клуба. Затем он стал тренировать. Возглавлял молодежный состав московского «Спартака», а осенью 2004-го несколько месяцев исполнял обязанности главного тренера «Химок». В подмосковном клубе и тогда главные тренеры долго на своем посту не задерживались.
Летом 2006-го Цымбаларь стал главным тренером клуба «Спартак-МЖК» из Рязани и за несколько месяцев решил задачу выхода из второго дивизиона в первый. На этом деньги для того чтобы подкрепить футбольные амбиции в Рязани закончились, и контракт с Цымбаларем не был продлен. В «Нижнем Новгороде» Илья тоже проработал несколько месяцев и покинул клуб по семейным обстоятельствам. Только очень быстро вернулся, и в ноябре 2008 года даже был назначен главным тренером. Проработал месяц с небольшим, и в январе ушел по собственному желанию.
Даже великие российские игроки оказываются не востребованными в качестве тренеров в отечественном футболе. Цымбаларь - не исключение. Вместе со своим одноклубником по «Спартаку» Игорем Ледяховым он пришел в ярославский «Шинник» - и вместе с Ледяховым покинул клуб через пять с половиной месяцев. В очередной раз зашел в «Химки» - и вскоре расторг контракт. На жизнь зарабатывал, играя в выставочных матчах за ветеранскую коман­ду «Спартака». Жил в Одессе и ждал предложений. Но так и не дождался.
За два дня до наступления 2014 года о смерти Цымбаларя на своей страничке в социальной сети сообщил известный футбольный агент Роман Орещук. Причиной называли проблемы с сердцем, но все понимали, что аукнулись многочисленные нарушения спортивного режима в бытность игроком. Попрощаться со своим любимцем на стадион «Черноморец» пришли тысячи болельщиков. Похоронили Цымбаларя на Таировском кладбище в Одессе. В сентябре 2014-го открыли Аллею Славы ФК «Черноморец». Из первых четырех именных плит одна была в честь Ильи Цымбаларя.
В прошлом году московский «Спартак» решил провести матч с участием ветеранов клуба и сборной мира. Одним из его организаторов стал сын футболиста Олег. В нынешних реалиях даже это вызвало бурю негодования на Украине. Вдова Цымбаларя и его сын Сергей заявили, что не давали согласия на проведение этого матча. Даже пообещали бороться за то, чтобы он не состоялся.
Игра состоялась и завершилась победой ветеранов «красно-белых» - 2:1. Победный мяч забил Роман Павлюченко. «В «Спартаке» папа провел много лет и стал любимцем болельщиков, а уровень его мас­терства заслуживал того, чтобы в Москву приехала сборная мира, - прокомментировал это событие Олег Цымбаларь. - Рад, что в Одессе его помнят и любят. Буду испытывать гордость, если там пройдет аналогичный матч с участием ветеранов «Черноморца», первой команды в карьере отца».
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Волейбол ХРОНОГРАФ-2024 Рыскаль Инна
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

26 июля