Отечественный хоккей вырастил и воспитал огромное количество великих мастеров, многие из которых стали не просто звездами, а настоящими легендами. Только славная игровая карьера не для всех стала какой-то гарантией удачной жизни после того, как с большим спортом было закончено.
«Спорт уик-энд» продолжает цикл материалов о советских хоккеистах, которым не посчастливилось достойно завершить свой путь, либо же он оказался слишком коротким, а его конец - трагическим.
Сегодня начнем разговор о поколении 70-х, когда хоккей, как и вся страна, переживал «золотой век». Впрочем, не все судьбы хоккеистов складывались удачно.

«Стакан после игры», «стакан вместо дела»

В 1971 году ленинградский СКА впервые в своей истории завоевал медали в чемпионате СССР - бронзовые. Команда тогда у армейцев собралась сильная, во главе ее стоял один из лучших тренеров за всю историю - Николай Георгиевич Пучков. Но армейцы могли бы так и не добраться до пьедестала, не будь в воротах Владимира Шеповалова.
Пучков, сам бывший вратарем мирового уровня, не мог не разглядеть талант паренька, начинавшего карьеру в Новокузнецке. Перед сезоном 1968/69 наставник армейцев предложил перспективному голкиперу перейти в свою команду.
В те годы клуб с берегов Невы «танцевал» от обороны, и результаты во многом зависели от вратарей. Уже в первом своем сезоне в СКА Шеповалов сумел вытеснить с позиции первого номера Олега Володяева. Главным достоинством Владимира была хорошая реакция, за счет которой он нередко устранял результаты своих просчетов в тактике, особенно в «ближнем бою».
Лучшим в его карьере был как раз сезон 1970/71 - вклад Шепы, как его звали одноклубники, в успех СКА переоценить невозможно. В 39 матчах он пропустил всего 110 шайб (коэффициент надежности - 2,82). Для тех лет, для еще романтического хоккея - цифры гроссмейстерские.
Вскоре его стали приглашать и в сборную - на чемпионате мира он был сменщиком Третьяка, пропустив в четырех матчах всего две шайбы.
Правда, у СКА после бронзового взлета начался жестокий кризис: большинство игроков слишком долго отмечали успех, и команда моментально сползла на самое дно, где провела целое десятилетие. Но Владимир оставался на прежнем уровне и даже вновь добился приглашения в сборную, а по итогам сезона-1975 был включен в список лучших хоккеистов, выступая за клуб, который кое-как спасся от вылета в Первую лигу.
Но самое удивительное, что такой уровень Шеповалов долго держал, вообще не думая о соблюдение режима. Мог не появиться на тренировке. И хорошо, если загул длился только один день. В таких случаях за ним отправлялся врач команды Золотов. Ведь в Ленинграде вратарь продолжал жить по сибирским канонам - «стакан после игры», а уже закончив, - «стакан вместо дела».
«Когда Володя появлялся на тренировке после выходного, могло иной раз показаться, что он вообще никогда в хоккей не играл, - вспоминал Пучков. - Так что неистовой работой Шепа всего лишь восстанавливал свой потенциал».
Впрочем, сибирского здоровья надолго не хватило. Да и Пучков перестал в него верить, когда он в сезоне 1975/1976 проиграл конкуренцию за место в составе более молодому Александру Новосаду. В 28 лет ему пришлось покинуть СКА.
Ни в одну команду, даже низшей лиги, ему простроиться после этого не удалось - слухи о его «концертах» к тому времени уже прошли по стране.
Пришлось бывшему вратарю сборной вернуться в свой родной Новокузнецк и стать работягой на металлургическом комбинате. При этом бросать разгульный образ жизни он не собирался, прочно «подсев на стакан». Пытались его пристроить хотя бы к работе в спортшколе, но не получилось. Потому итог был, наверное, закономерный. Не успевшего состариться в безвестности Владимира (в 1995 году ему было 47 лет) нашли замерзшим в сугробе на одной из улиц Новокузнецка.

Отказал Тарасову, оказался не нужен его ученику

Еще одной ключевой фигурой «бронзового» СКА 1971 года был форвард Вячеслав Солодухин. Со своим старшим братом Сергеем, тоже нападающим, они уже с детства ходили в «перспективных».
Постоянно выступали за сборную страны разных возрастов - у Сергея было серебро юниорского чемпионата Европы, у Вячеслава - серебро и бронза. И в СКА они пришли почти одновременно, в конце 1960-х, когда команда начала путь наверх, к бронзе.
Первым в команде оказался Сергей, который обладал даром правильного выбора позиции и прекрасно видел площадку.
А в 17 лет дебютировал за первую команду армейцев и Слава, начинавший защитником, который со временем стал прекрасным двусторонним «центром», одинаково эффективным как в своей, так и в чужой зоне. Он был настоящим хозяином «пятака», обладающим к тому же изумительной техникой катания и владения шайбой. Дриблинг младшего из Солодухиных часто приводил трибуны в восторг.
Кстати, вполне могли Солодухины оказаться и в ЦСКА, но не привыкший к возражениям Тарасов неожиданно получил отказ. О сборной на время пришлось забыть.
Но Бобров, сменивший Тарасова в сборной, Солодухина-младшего приметил. Чемпионат мира 1972 года в Праге армеец провел просто здорово, набрав в восьми матчах 7 (5+2) очков. Правда, наша команда не смогла обыграть в двух матчах хозяев и заняла только второе место. Солодухин был в составе сборной и на легендарной Суперсерии того же года, но принял участие только в одном матче - в Виннипеге (4:4), в котором не слишком удачно подменил в спартаковской тройке Евгения Зимина.
Правда, сам факт попадания в состав уже говорит о многом - с учетом конкуренции среди звездных форвардов, которая тогда существовала в отечественном хоккее.
Сыграл Вячеслав и в первой клубной серии 1976 года, куда его отправили на усиление ЦСКА - вместе с Мальцевым и Васильевым. Первые два матча - с «Рейнджерс» и «Монреалем» (том самом, что считается одним из величайших в истории хоккея) - провел «центром» тройки с Поповым и Мальцевым. В четвертой встрече - с «Филадельфией» - краями его звена были Владимир Викулов и Борис Александров.
Но СКА к тому времени опять скатился в число аутсайдеров, и усилий Солодухина было мало, чтобы поправить дело.
Да и все быстро менялось в коллективе. Неожиданно в 28 лет завершил карьеру его брат, убрали Пучкова.
А сменивший тренера Игорь Ромишевский, двукратный олимпийский чемпион, один из учеников Тарасова, только начавший карьеру, не нуждался в авторитетах. И сразу после назначения поспешил вывести из состава любимца питерских болельщиков. В итоге, проведя 11 матчей в сезоне, Солодухин отправился в «фарм» - в команду ВИФК из Второй лиги. В схемах Ромишевского былому лидеру атак СКА места не нашлось.
Для хоккеиста, которому не хватило всего одного матча, чтобы достичь отметки в пять сотен игр за армейцев, это стало настоящим шоком.
Впрочем, Вячеслав не собирался впадать в уныние и, возможно, еще бы вернулся на прежний уровень - ему было всего 29. Но судьба распорядилась по-другому...
Один из редких выходных, 10 декабря 1979 года, армейцы решили провести в любимом кафе. Солодухин приехал на машине, ничего не пил - он вообще никогда не попадал в скандальные ситуации. Единственный минус - пристальное внимание поклонниц, которые постоянно преследовали хоккеиста, обладающего голливудской внешностью.
Очередное знакомство оказалась трагическим... Ехать с новой подругой после завершения вечера было некуда. Ленинград тех времен - город «коммуналок». В гостиницу с питерской пропиской сунуться сложно.
Вячеслав принял типичное для того времени решение: поехал с девушкой в гараж. Декабрь, мороз, двигатель решили не глушить. Оба утром не проснулись. Угорели...
Так ушла легенда питерского хоккея. Солодухин стал первым из всех игроков, участвовавших в Суперсерии-1972. Спустя два года не станет Валерия Харламова.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей Пучков Николай
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

2 декабря