Легендарные имена
В субботу, 20 апреля, исполнилось 75 лет Александру Мальцеву - хоккеисту, которого обожала вся страна. По популярности в 1970-е в СССР он уступал только Владимиру Высоцкому и Валерию Харламову - своему близкому другу. Как в театр ходили на любимого актера, так и на стадион люди ходили «на Мальцева».
«Есенин русского хоккея»
Как пример, что значил тогда Мальцев для народа, говорит один факт. Однажды его по ведомственной разнарядке отправили в одну из самых «суровых» зон, в Комсомольск-на-Амуре. Но даже там его встретили как родного.
«Ни перед кем наша зона на коленях не стояла, - произнес старый вор. - А перед тобой встанем».
И зэки один за другим рухнули на колени, сжимая шапки в руках...
Чем же он так полюбился болельщикам? Наверное, тем, что старался играть вдохновенно, с тем «дворовым» мальчишеским куражом, который теряется у большей части талантов на пути во взрослый хоккей, где все загоняется в тактические рамки и схемы.
Его талант уходить на высокой скорости от оппонентов восхищал и соперников, и напарников по команде. Над соперниками Мальцев почти издевался: владел любым финтом, мог уйти с шайбой хоть влево, хоть вправо, а если было некуда, то и «сквозь» защитников, которые с готовностью велись на его провокации.
Иногда казалось, что Мальцев и сам не знает, что будет делать в следующую секунду. Вот двинул в сторону борта, толкнул туда шайбу, наклонил корпус. Через секунду защитник с грохотом вонзается носом в заградительное стекло, а Мальцев летит к воротам ровно по центру, успевая по дороге закрутить волчком еще одного противника.
При этом Александр был и отличным распасовщиком, некоторые даже отмечали, что если поставить в звено с ним калеку, то и тот начнет забивать.
«Пеле хоккея», «Моцарт на льду». На комплименты ему не скупились. «Есенин русского хоккея» - так как-то отозвался о нем Анатолий Тарасов. Хотя так и не сумел уговорить его перейти в ЦСКА. Сначала соблазнял возможностью постоянно выигрывать чемпионские звания, потом выдвинул последний аргумент: мол, будешь играть постоянно в одном звене с другом - Харламовым.
На футбольном поле поразил даже Бескова
Саша Мальцев появился на свет в небольшом городке Кировской области. Его отец Николай Михайлович работал слесарем, мать Анастасия Степановна была домохозяйкой, и в целом детство Александра, пятого из семи детей в семье, мало отличалось от миллионов других советских мальчишек.
Двор, футбольное поле, хоккейная коробка, детско-юношеская спортшкола - через это проходили многие, однако Саше удалось забраться чуть выше по ступеням спортивной лестницы.
Добраться из Кирово-Чепецка, куда семья Мальцевых переехала, до вершин хоккея - задача очень трудная. Но форвард был такого таланта, что мимо него трудно было пройти. Повезло московскому «Динамо», куда он перебрался транзитом через воскресенский «Химик».
«Талантлив Мальцев был феноменально, - подтверждает его земляк по Кирово-Чепецку и друг Владимир Крикунов. - Это был самый одаренный игрок из всех, кого я видел своими глазами. Помимо хоккея он мог бы дорасти до самых больших высот в любом игровом виде спорта. Саша мне напоминал в детстве этакий вечный двигатель, то есть был мальчишкой, которому все время хотелось играть и совершенствоваться. Можно сказать, что он родился спортсменом и выделялся не только в играх с мячом, но даже в плавании! И все человеческие качества у него были направлены на преданность спорту».
Впрочем, Аркадий Чернышев едва не потерял форварда, когда он уже оказался в «Динамо». И дело не в происках конкурентов. На игрока положил глаз Константин Бесков, который тогда тренировал футбольную команду «бело-голубых».
«Мы все в те годы гоняли мячик на приличном уровне, - рассказывал корреспонденту «Спорт уик-энда» трехкратный олимпийский чемпион Виталий Давыдов. - Но только Мальцев мог бы стать звездой и на футбольном поле. Если бы Чернышев отпустил его к Бескову. У нас тогда была одна база. Мы на первом этаже, они - на втором. Решили сыграть матч. Нам Яшина одолжили в ворота. Что Мальцев творил! Передачи метров на сорок раздавал - прямо в ноги. Закончили 1:1. Бесков смотрел и удивлялся: его орлы так не могут. Бесков тогда Сашу отозвал: «Сходи к Чернышеву, попросись с нами в турне по Латинской Америке. Не подойдешь - вернешься обратно. Но Саша не мог бросить своего хоккейного наставника».
68 (!) разных троек
Правда, с «бело-голубыми» добраться до золотых медалей чемпионата СССР нападающему ни разу не удалось. Партнеры были пониже классом, чем в гегемоне - ЦСКА.
Зато со сборной голод на золотые медали Мальцев полностью восполнил. Уже в 1969 году он выиграл свой первый чемпионат мира, в 10 матчах забросив 5 шайб и сделав 6 голевых передач, и это в 20 лет. На своем втором чемпионате мира в 1970-м он уже стал лучшим бомбардиром (15 шайб и 6 передач) и получил ярлык «Злой гений «Тре Крунур», потому что часто удавалось забивать ему именно шведам.
А всего легенда «Динамо» девять раз становился чемпионом мира и дважды - олимпийским чемпионом. Пять раз попадал в символическую сборную на мировых первенствах - три раза как правый нападающий (в 1970, 1971, 1978 годах) и дважды - как центральный (в 1972 и 1981 годах).
До сих пор ему принадлежат рекорды национальной сборной: провел больше всех матчей - 319, забросил больше всех шайб - 212. И вряд ли они будут когда-нибудь перекрыты.
Кстати, в составе главной команды страны великий динамовец выступал в 68 (!) разных тройках на всех трех позициях - справа, слева и в центре.
Не будь этого человека в сборной, кто знает, была бы столь непобедима «Красная машина». Тот же Тарасов часто говорил, что сборная Союза - это наполовину ЦСКА, наполовину - Мальцев.
Закончил он с хоккеем в 35, в 1985‑м. Хотя мог еще спокойно выступать как минимум несколько лет и, по крайней мере, точно попасть на четвертую для себя Олимпиаду - в Сараево. Но не захотел прогибаться под начальство.
«Высказал свою точку зрения, - рассказывал потом уже сам Мальцев. - Сидел в кабинете Валентина Сыча, начальника управления спортивных игр Спорткомитета СССР с Юрзиновым, Тихоновым и Петром Богдановым - председателем Центрального совета «Динамо». В сборную тогда перед Олимпиадой вызвали человек шестьдесят. Вот я и подумал: зачем мне с молодыми тренироваться? Сказал главному тренеру: Вы, Виктор Васильевич, сказали, что мы - профессионалы. Поэтому я с «Динамо» хочу тренироваться. До этого три раза подряд становился лучшим нападающим месяца. Но после той реплики от сборной меня отцепили».
Свое мнение он имел всегда и ни под кого из власть предержащих не подстраивался. Зато к простым людям относился по-другому. «Мы играли не для себя, а для людей, которые заполняли трибуны, которые любили нас, переживали и поддерживали. Как можно было их бросить? Кем бы я после этого был?» - ответил Мальцев, когда его спросили, почему он в 1970‑е годы не уехал в НХЛ, куда его постоянно приглашали.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.