В минувшую субботу, 13 апреля, 50-летний юбилей отпраздновал Сергей Гончар. Возможно, самый лучший отечественный защитник пост-советского периода. Пожалуй, только Сергей Зубов мог оспорить у него этот титул. Один из двух хоккеистов нашей страны (вместе с Фетисовым), который выигрывал Кубок Стэнли как игрок и тренер.

В «Динамо» перестал думать на площадке

Челябинская земля дала миру немало форвардов экстра-класса, приводящих болельщиков в восторг, начиная от Сергея Макарова и заканчивая Евгением Кузнецовым - таких свободных художников, которые не принимают никаких шаблонов и с трудом вписываются в тренерские схемы. А вот в оборону челябинские мальчишки идут с неохотой, поэтому звезды, может, и появляются, но все равно нестандартные. Такие, как Сергей Гончар.
Если говорить о роли уральца в истории, то достаточно сказать, что он самый результативный российский защитник в истории НХЛ, который трижды в карьере выбивал «60+» очков за сезон, а в одном чемпионате забросил 26 шайб за «регулярку».
А еще он в «Топ-20» защитников-бомбардиров лиги за всю историю - на его счету 811 очков. Для сравнения: в двадцатке самых результативных нападающих НХЛ Россию представляет только один человек - Александр Овечкин. Хотя, казалось, столько ярких форвардов за 30 с лишним лет штурмовали заокеанскую лигу.
А еще Гончар сыграл на четырех Олимпиадах за сборную России, на двух из которых брал медали. А потом в Пекине-2022 добавил серебро в свою коллекцию в качестве помощника Жамнова.
Но если не убедили цифры, вот характеристика от Евгения Малкина, с которым Гончар выходил в «Питтсбурге». «Гонч сыграется с любым хоккеистом. Он - как Кросби. Сид всегда доставит вам шайбу. Гонч такой же. Некоторые игроки бросают на 9 из 10, но пасуют на троечку. Пас Гончара - твердая девятка. И катается на 8-9 баллов из 10», - сказал форвард «пингвинов».
Хотя мог Сергей в НХЛ превратиться и в чистого разрушителя, даже бойца. «Поменьше бегать в атаку и побольше толкаться в защите» - по такому принципу его пытались формировать в «Динамо» Владимир Юрзинов и Зинэтула Билялетдинов. В Москву из Челябинска он попал в 18 лет.
«Я беспрекословно подчинился, о чем сейчас несколько жалею, - рассказывал потом Гончар. - Когда в 18 лет приезжаешь в огромный город, в знаменитую команду, то все, что тебе там говорят, кажется абсолютной истиной. Но в моем случае это было правильно только на пятьдесят процентов. Я перестал думать на площадке».

Несостоявшийся тафгай

Сейчас это выглядит смешно, с учетом того, что главным хобби Сергея с детства было чтение. В первые годы своей энхаэловской карьеры он интересовался философией и историей, но много об этом не рассказывал - боялся, что другие хоккеисты станут называть его философом. Зато приучил к книгам нескольких своих партнеров по сборной России.
К счастью для российского хоккея, по пути еще одного челябинца - Андрея Назарова - Гончар в НХЛ не пошел.
В «Вашингтоне», куда он переехал в 1994-м, уже после пары тренировок Крейг Беруби - знаменитый тафгай с индейскими корнями по прозвищу «Вождь» - быстро объяснил новичку, что драки - не его профиль (за океаном он провел за карьеру только два боя). Лучше играть, а это Гончар умел с детства.
Правда, не сказать, что стать своим в новой лиге челябинцу удалось на раз-два. «Первые полгода в НХЛ хоть и забил несколько голов, но не мог перестать думать:что я здесь делаю? - вспоминал Гончар свой дебют. - Но, наверное, у всех россиян так: языка не знаешь, еда другая, все носятся по льду неизвестно куда и зачем, а игроки в ярости швыряют шайбу в стекло».
Однако уже в свой первый полноценный сезон в «Кэпиталз» Гончар набрал 41 очко и стал лучшим бомбардиром среди защитников команды. Размашистые подключения в атаку и пушечный бросок в большинстве - для НХЛ 90-х он был настоящим явлением.
Правда, не обошлось и без конфликтов. Перед сезоном-1997/98, который закончится для «Вашингтона» финалом Кубка Стэнли, Гончар потребовал у хозяев повышения зарплаты в четыре с лишним раза - с 400 тысяч долларов до 1,7 миллиона и даже объявил забастовку, подписав контракт с «Ладой», но сыграл там всего семь матчей, быстро вернувшись в столицу Штатов. И довольно быстро перешел в статус звезды. Дважды стал самым результативным защитником сезона в НХЛ: один раз вместе с Никласом Лидстремом из «Детройта», в другой - единолично. И это в эпоху капканов, ловушек, зацепов и правила красной линии.

Второй отец Малкина

Гончар поражал стабильностью. До самого ухода из «Кэпиталз» постоянно не набирал меньше 30 очков за чемпионат, а в сезоне-2002/03 выбил 67. Впрочем, «Вашингтон» уже шел ко дну, между Ягром и Овечкиным возникло безвременье, и уход в другой клуб для Сергея был лучшим вариантом.
Хотя в столице ему явно нравилось. Обедать, к примеру, Сергей любил в… Белом доме - резиденции первых лиц страны. Там работал охранником его друг, а цены были очень доступными.
Он даже познакомился с Биллом Клинтоном, бывшим на тот момент президентом США. Тот потом презентовал ему фотографию с дарственной подписью: «Сергею Гончару - всего самого лучшего. Билл Клинтон».
Но переезд в итоге пошел на пользу. В «Бостоне», правда, не закрепился, зато трейд в «Питтсбург» по протекции самого Марио Лемье оказался попаданием в десятку - и для клуба, и для игрока.
Понятно, что Сергей серьезно усилил состав «пингвинов», возможно, без него пенсильванцы и не добрались бы до Кубка Стэнли в 2009 году. Но самое главное, за что ему будут благодарны в «Питтсбурге», - за помощь в воспитании Малкина.
В 2006-м, когда Джино сбежал из России, его на три года в своем доме приютил Гончар, став для него вторым отцом. И не случайно, когда Евгений в сезоне 2011/12 заработал «Харт Трофи», то посвятил эту победу своему земляку.
Ну а с «пингвинами», завершив игровую карьеру в 41 год, челябинец взял еще два Кубка Стэнли подряд (впервые в эпоху потолка зарплат) уже как тренер.
Что из него получится хороший специалист, не сомневался никто. Сейчас Сергей работает помощником коуча в «Ванкувере» и мечтает стать первым главным российским тренером в НХЛ. Что это реально - можно не сомневаться.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей Гончар Сергей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

20 января