Итоги ключевого матча весны подвёл наш постоянный эксперт Сергей Веденеев.

- После того как «Зенит» потерял два очка в Самаре, напряжение нарастало с каждым днём. Интрига не просто жила, она в эти дни, предшествующие игре, можно сказать, пульсировала. Составители календаря угадали с датой матча - лидеры чемпионата сошлись в очном поединке в тот самый момент, когда их разделяла дистанция в одно очко, - сказал Веденеев. - Лучше не придумать.
- Вы ожидали увидеть захватывающее зрелище?
- Прежде всего ждал зрелой игры кандидатов на чемпионский титул. Сразу отмечу, что игра «Зенита» и «Краснодара» только по эмоциональному накалу напоминала, что этот матч - ключевой в борьбе за золото. К сожалению, качество игры было невысоким. С другой стороны, на то были как объективные причины, так и привходящие факторы, негативно влияющие на ход поединка.
- Публикация на сайте нашей газеты стартовых составов «Зенита» и его соперника, что обычно случается за час до игры, всегда неизменно вызывает всплеск внимания читателей. Что подумали вы, когда были обнародованы составы?
- Смешанные чувства испытал. Подбор игроков «Зенита» был таков, что даже после стартового свистка арбитра долгое время невозможно было определить, по какой же схеме играет команда и какое именно конкретное задание получил каждый футболист.
- Что смущало?
- В защитной линии было пятеро игроков плюс «опорник» Барриос. Атакующая группа состояла из четырёх человек, одному из которых всего восемнадцать лет, а Андрею Мостовому был отведён участок поля на правом фланге, к которому ещё надо привыкнуть. При такой расстановке Клаудиньо оказался почти в изоляции, да и в обороне ему приходилось трудиться не покладая ног.
В общем, схема вызывала вопросы, а игра всё шла и шла, и ответа для себя не находил. Но больше всего удивило появление в составе Алипа. Ведь из-за этого пришлось отказаться от кого-то из атакующих игроков, количественно урезать группу атаки. Более того, как показали дальнейшие события, Алип ещё и оказался не готов к игре. Но об этом позже.
- Тренерский штаб совершил ошибку?
- Рискну предположить, что на тренерской скамейке уже на 15-й минуте, наверное, поняли, что перемудрили с пятёркой защитников. Первые минуты матча «Краснодар» имел преимущество, пусть, согласимся, преимущество только в количестве выделяемого адреналина, но тем не менее...
Атмосфера на стадионе была накалена и заставляла хозяев идти вперёд. «Зенит» оборонялся привычно большими силами, но в атаке по названной причине не получалось почти ничего. Лишь Клаудиньо играл в привычном стиле, стараясь объединить партнёров своим неуёмным движением и великолепной техникой.
И он своего почти добился. «Зенит» мог повести в счёте, когда, помните, Клаудиньо вывел Мостового один на один с Сафоновым. Но забить не получилось, и тут уже не вина Клаудиньо, который идеально выложил мяч Мостовому. Но в целом игра не клеилась. Не то чтобы штамповать, организовать ещё одну острую атаку было невозможно, поскольку не хватало атакующих игроков. И хорошо, что зенитовцы пропустили гол в начале игры, что оставило тренерам ещё много времени для обдумывания сложившейся ситуации. Да, оставалось с тревогой ждать окончания первого тайма, чтобы провести замены. Но ждать надо было ещё полчаса!
- И тут грянул гром - «Краснодар» забил. Что там произошло?
- А это знаменитое чеховское ружьё сработало: если в начале пьесы оно висит на стене, то позже обязательно должно выстрелить. Ну и у нас, в соответствии с законами футбольной драматургии, выстрелило. «Зенит» гол необязательный пропустил.
- В роли ружья выступил Алип?
- Да, выстрелил по своим. Сделал после навеса голевой пас на свои ворота. Опережая возможный вопрос, должен сказать, что объяснить действия Алипа в этом эпизоде не представляется возможным. Мяч долго летел в штрафную площадку «Зенита», можно было пропустить его за лицевую линию или перевести в сторону от ворот. Но защитник сделал всё наоборот, сыграл как игрок «Краснодара» - и от его головы мяч опустился прямо под удар сопернику. Ошибка Алипа, наслоившаяся на неправильные решения по выбору стартового состава, о чём мы уже говорили, требовала перемен.
- Перемен требуют наши сердца. Что-то вроде того?
- (Смеётся.) Как раз тут сердца были ни при чём. Требовался холодный анализ. Он был проведён правильно. Ну и когда наступил перерыв, на тренерской скамейке перевели дух, произвели замену Алипа. И в одну секунду на поле оказалось по сути сразу четыре форварда - Мостовой, Кассьерра, Педро и Артур, который стал играть левого атакующего хавбека.
- «Зенит» преобразился?
- Другая игра пошла. Раз уж мы вспомнили про ружьё, то, продолжая аналогию, замечу: пока в начале второго тайма краснодарцы разбирались, что к чему после замен «Зенита», прозвучал выстрел из снайперской винтовки. Это Кассьерра, вернувший свой фарт, нанёс неотразимый удар - прицельный обводящий удар в дальний угол ворот. Забегая вперёд, скажу: если бы мне довелось работать над отчётом об этом матче, то заголовок к нему поставил бы такой: «Два выстрела из снайперской винтовки». Они и решили всё.
- Второй выстрел произвёл Артур?
- Да, буквально через несколько минут ушёл от подката Кади, а затем исполнил такой же прицельный обводящий удар в тот же угол, что и Кассьерра - под дальнюю штангу. И это был второй снайперский выстрел - победный для «Зенита» мяч.
К слову, голы, забитые «Краснодару», были очень похожи на голы, забитые Педро в недавнем кубковом матче «Спартаку». Так что Артур, оставшись без опеки, получается, забил уже четвёртый гол-близнец. А краснодарцы вдруг начали терять силы, стали играть грубо, не находя других способов сдержать бразильцев. Зенитовцы, впрочем, от них тоже не отставали, начались стычки местного значения, пошли в ход «горчичники», а у арбитра появилась работа.
Но остановить «Зенит» не удалось. Забив второй гол, петербуржцы стали играть ещё лучше. Блистал Клаудиньо, партнёры с удовольствием отдавали ему мяч, и он отвечал им той же монетой, щедро раздавая передачи.
- Но концовка прошла нервно. Волновались?
- Когда хозяева перешли на навал, тренерский штаб «Зенита» сделал перестраховочные замены, укрепив оборону. И, как часто бывает после таких замен, инициативу перехватил соперник, на нет сошла контригра, мяч метался по штрафной. Было бы досадно в панике пропустить гол.
- А что, были основания предполагать такую возможность?
- Помните, как Кержаков, тоже попавший под пресс напряжения, вдруг побежал к линии штрафной, где находилось скопление из восьми игроков, не добрался до мяча и ударил соперника по голове. Хорошо, что судья не пошёл смотреть повтор, потому что дальше можно было ожидать любых решений, в том числе и назначения пенальти. Но всё хорошо, что хорошо кончается. Победа, и плюс четыре очка отрыв.
- Что подумали по окончании встречи?
- В концовке интрига угасала вместе с угасающими краснодарцами, они были изрядно потрёпаны, да ещё остались вдесятером. А думал о том, что всё-таки непросто по ходу чемпионата менять тренера, если он исповедует другой футбол и не является единомышленником тренера предыдущего, потому что приходится с колёс менять заодно и стиль игры. Впрочем, оценку игры «Краснодара» будем давать после окончания чемпионата.
Но, на мой взгляд, уже сейчас можно сказать, что стиль предыдущего тренера больше подходил для конкретных футболистов, собранных сегодня в этой команде. Требования же атаковать во что бы то ни стало могут оказаться непосильными, привести к излишним затратам энергии, травмам, карточкам и как логичное следствие - плавному движению вниз по ступеням турнирной таблицы. Жаль, если будет так: «Краснодар» - интересная команда, со своим стилем.
А «Зенит» заслуженно победил, хотя победа и висела на волоске. Зато в будущее болельщики петербургской команды могут смотреть с оптимизмом, за ближайшие матчи можно быть спокойным, потому что будет играть Вендел, выздоровел Родригао, вернул фарт Кассьерра.
- Так важен фарт?
- Помните, как ван Бастен забил Дасаеву в финале чемпионата Европы 1988 года? Мастер голландский форвард? Несомненно. Тем не менее он сам признался, что решился на свой исторический удар из-за усталости. Сказал, что, по идее, надо было принимать мяч на грудь и затем пытаться решить эпизод в штрафной. А он уже просто хотел от мяча поскорей избавиться, взял да и пробил в касание.
Зенитовцы забивали совсем другие мячи, и про гол ван Бастена вспомнил лишь затем, чтобы проиллюстрировать, что такое фарт. Так вот, Кассьерра вернул фарт. Да и вообще четыре гола в двух важнейших матчах забиты зенитовцами чуть ли не с одной точки. Мяч летит по такой траектории, что не выручают и отчаянные броски не последних в нашем футболе вратарей. Это, конечно, мастерство, но не это ли заодно и фарт? И потом, фарт надо заслужить, и если он есть, то «Зенит» всё делает правильно.
Андрей БАРАБАШ.

Футбол «Зенит» ФК Краснодар ФК Веденеев Сергей Кассьерра Матео Нуралы Алип Артур
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

17 января