Как и многие довоенные мальчишки, паренек из подмосковного Реутова Анатолий Башашкин был многосторонним спортсменом. Занимался гимнастикой, лыжами, легкой атлетикой, но по-настоящему преуспел в футболе. Еще до войны дебютировал в составе реутовского «Труда» и московского «Спартака», а в чемпионатах СССР выступал за армейские клубы. Где еще мог играть футболист, родившийся в День Красной Армии?
Из команды тбилисского окружного Дома офицеров перед началом чемпионата СССР 1947 года Башашкин был переведен в ЦДКА и стал частью знаменитой «команды лейтенантов». Великий тренер Борис Аркадьев, просматривавший игроков окружных и даже гарнизонных команд, обнаружил воспитанника спартаковской школы, который проходил срочную службу в столице Грузии. Аркадьев сразу распознал в нем классного центрального защитника, но в ЦДКА на этой позиции играл Иван Кочетков, один из самых авторитетных игроков команды.
На первых порах перешедшему из тбилисского ОДО лейтенанту пришлось действовать на позиции правого полузащитника. Лишь в 1949-м, когда Кочетков надолго выбыл из строя после тяжелейшей травмы, Аркадьев перевел Башашкина в центр обороны. В составе армейской команды он пять раз становился чемпионом страны и трижды - обладателем Кубка СССР. Был, правда, в карьере защитника армейцев период, когда пришлось расстаться с родным клубом. После неудачного выступления сборной СССР на Олимпиаде-1952 ЦДКА был расформирован.
Так наказали ведущую команду страны за поражение сборной в четвертьфинале. Положено было в ту пору наказывать за то, что проиграли в переигровке сборной Югославии! Как раз в это время поссорились руководители двух социалистических стран, разошедшиеся во взглядах на построение социализма, и в советских газетах югославских руководителей именовали не иначе, как «преступная клика Тито-Ранковича».
Первый матч закончился со счетом 5:5, причем сборная СССР отыгралась, проигрывая - 1:5. В повторной встрече югославы выиграли - 3:1, а один из голов забили с пенальти, назначенного за игру рукой Башашкина. После возвращения футболистов домой было издано грозное постановление, в котором поражение объяснялось игрой отдельных футболистов. Досталось Константину Бескову, Валентину Николаеву, Александру Петрову, но более всех - Башашкину и Константину Крижевскому.
«Недопустимое поведение этих защитников, которые грубо нарушили данные им указания, проявили нерешительность в борьбе с противником, в результате чего югославские футболисты, используя их грубые ошибки, легко забивали мячи в наши ворота», - утверждалось в постановлении. Представляете, чтобы в администрации Президента России так прокомментировали игру сборной Валерия Карпина? А при товарище Сталине такой подход к руководству футболом был в порядке вещей.
После расформирования ЦДКА игроки главной армейской команды вынуждены были искать новые клубы. Башашкин попал в команду города Калинина, которая представляла Московский военный округ. Несколько матчей в 1953 году провел за московский «Спартак». Лишь после смерти «лучшего друга советских физкультурников» вернулся в ЦДСА. Из главной армейской команды страны и был призван в олимпийскую сборную, завоевавшую в 1956 году золото в Мельбурне.
Многие специалисты утверждали, что с Башашкина началась новая эра в истории отечественного футбола. «Как играли до него центральные защитники? Овладев мячом, не мудрствуя лукаво, отправляли его подальше от собственных ворот. А Башашкин первым в нашем футболе стал организовывать атаки своей команды. Мгновенно оценивал обстановку на поле и отдавал точный пас партнерам», - рассказал в одном из интервью игравший вместе с олимпийским чемпионом Валентин Бубукин. При этом Анатолий прекрасно справлялся с персональной опекой лидеров соперников и не позволял себе вольностей, играя на публику.
Партнер по олимпийской сборной 1952 года, а впоследствии известный тренер Николаев даже сравнил Башашкина с легендарным Францем Беккенбауэром. «По комплекции, манере игры и поведению на поле, а также по скорости и игровому мышлению они были очень похожи, - утверждал Николаев. - Хотя подключения к атакам, которые блестяще выполнял Беккенбауэр, в наши времена не поощрялись. А еще Башашкин был превосходным шахматистом, всегда побеждавшим на проходивших на сборах в футбольном ЦДКА турнирах. Может быть, поэтому Анатолий прекрасно просчитывал все ходы на поле».
Одноклубники по армейской команде отмечали и характер Башашкина, для которого не существовало авторитетов. После домашнего поражения от ленинградского «Адмиралтейца» - 1:4 - назначенный на должность руководителя футбольного клуба, а точнее - переведенный из действующей армии генерал-майор устроил игрокам разнос. Перед следующей игрой зашел для установки в раздевалку и снова стал обвинять футболистов в том, что они опозорили армию. «А на вас как на капитане команды лежит двойная ответственность!» - обратился генерал к Башашкину.
Тот спокойно снял форму, отдал ее генералу и сказал: «Выходите на поле, а я - домой». После такого демарша Башашкина вызвали на ковер к министру обороны Родиону Малиновскому. Министр стал укорять футболиста: «Анатолий, он все-таки генерал, надо бы как-то помягче!» На это футболист ответил: «Родион Яковлевич, мало ли в армии генералов! А я один». Нужно отдать должное переведенному в спортивное подразделение генералу. Он не встал в позу и больше для указаний и упреков в раздевалку не заходил.
Башашкин на всю жизнь хотел связать свою судьбу с армией. После завершения футбольной карьеры окончил Академию бронетанковых войск, получив специальность военного инженера-механика, и был направлен для прохождения службы на Украину. Но как раз в это время началось знаменитое хрущевское сокращение армии, и Башашкин был уволен в запас.
Олимпийский чемпион Мельбурна попробовал свои силы в качестве тренера. Возглавлял ташкентский «Пахтакор» и московскую «Красную Пресню». В 1981 году ассистировал своему партнеру по олимпийской команде Хельсинки Бескову в московском «Спартаке». Проработал всего один год, после чего еще один сезон возглавлял «Локомотив» из Улан-Удэ, игравший во второй лиге…
***
Еще в бытность игроком Башашкин вошел в народный фольклор. В 80-е годы все знали, что такое «Сабонис». Именно что такое, а не кто такой. Имя литовского центрового сборной СССР по баскетболу присвоили литровой бутылке популярного в народе напитка. А в 50-е годы не нужно было объяснять, что означает фраза: «Башашкиным будешь?».
В чемпионате СССР все футболисты выступали под номерами от 1 до 11. За известным центральным защитником Башашкиным была закреплена «тройка». Когда двоим жаждущим требовался третий, чтобы разделить расходы на покупку бутылки, звучал сакраментальный вопрос: «Башашкиным будешь?».
Один забавный эпизод вспомнил Бубукин. Многие футболисты армейского клуба жили в доме в московском микрорайоне Сокол. На первом этаже в нем располагался гастроном, куда зашли Башашкин и капитан ЦДКА Анатолий Гринин. К ним тут же устремился мужчина с вопросом: «Башашкиным будешь?» Причем обратился именно к Анатолию. И тот ответил: «Буду».
Башашкин ушел из жизни 27 июля 2002 года в Москве и похоронен на Преображенском кладбище.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол ЦСКА ФК Бабашкин Анатолий
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

2 декабря