ОЛИМПИЙСКАЯ ЛЕТОПИСЬ. Лиллехаммер-1994
В конце 80-х МОК принял важное решение развести по годам проведения летние и зимние Олимпиады. В последний раз одновременно они прошли в 1992-м, а уже через два года в норвежском Лиллехаммере состоялись очередные зимние Игры. Впервые на них выступила сборная России.
Массовость обеспечила политика
В Лиллехаммер приехало рекордное количество делегаций. В зимней Олимпиаде приняли участие команды из 67 стран. Такая массовость была обеспечена прежде всего политическими преобразованиями в странах Восточной Европы. Вместо единых команд СССР, Чехословакии и Югославии выступали представители уже независимых республик. И выступали достаточно успешно. Особенно сборные бывших советских республик.
Казахстанский лыжник Владимир Смирнов увез из Лиллехаммера золото и два серебра. Даже солнечный Узбекистан подарил миру олимпийскую чемпионку. В соревнованиях по акробатическому фристайлу победила Лина Черязова. Олимпийской чемпионкой по фигурному катанию стала Оксана Баюл, представлявшая сборную Украины.
Два серебра завоевали белорусы: Игорь Железовский в конькобежном спорте и Светлана Парамыгина в биатлоне. Это в дополнение к 23 медалям, из которых 11 были высшей пробы, завоеванных сборной России. Представляете, как сильна была бы единая сборная СССР!
Армянские бобслеисты Джо Алмазян и Кен Тополян медалей не завоевали. Для них важен был сам факт выступления на Олимпиаде. Американские парни с армянскими корнями в университетах занимались легкой атлетикой, но загорелись идеей стать олимпийцами и представлять «историческую родину». Для осуществления этой мечты брали на прокат боб в олимпийском центре Лейк-Плэсида и по выходным дням тренировались под руководством участника Олимпиады-1972 Джима Хики.
Разрешение выступать за Армению Алмазян и Тополян получили за две с половиной недели до открытия Олимпиады в Лиллехаммере. В соревнованиях двоек они заняли 36-е место, уступив более 9 секунд (по меркам бобслея, целую вечность) ставшему чемпионом швейцарскому экипажу. После этого они никогда не выступали на соревнованиях. Как подчеркивал Алмазян, для него единственный серьезный старт на международном уровне был данью памяти бабушки и дедушки, которые бежали в США из Турции во время армянской резни.
Два золота с «Викинга»
Одной из сенсаций Лиллехаммера стало неудачное выступление конькобежцев из Нидерландов. Они не смогли завоевать ни одного золота на крытом катке «Викинг», где проходили соревнования. Не сумел осуществить свою олимпийскую мечту и Железовский, который не стал разбрасываться и целенаправленно готовился к дистанции 1000 м. Увы, он проиграл американцу Дэну Дженсону.
На 500-метровке чемпионом стал 21-летний Александр Голубев. Он вырос в Костроме и не предполагал, что добьется таких успехов на дорожке. После восьми классов даже поступил в автотранспортный техникум, чтобы получить хорошую специальность. На Олимпиаде в Альбервилле Голубев занял 7-е место на своей коронной дистанции. А в Лиллехаммере на 0,06 секунды опередил товарища по команде Сергея Клевченю и на 0,20 - японца Манабу Хории.
Вторую золотую медаль завоевала также 21-летняя Светлана Бажанова. Она родом из Челябинска, и многие называли ее наследницей знаменитой Уральской Молнии Лидии Скобликовой. На дистанции 3000 м Бажанова опередила двух олимпийских чемпионок Лиллехаммера. В соревнованиях на дистанции 1500 м победила Эмеши Хуньяди из Австрии, а на 5000 м - немка Клаудия Пехштайн.
Конькобежке из Германии в Лиллехаммере исполнилось 22. Пехштайн стновилась чемпионкой на четырех Олимпиадах, а участвовала в восьми. Последний раз - в Пекине, за несколько дней до своего 50-летия. Она единственная спортсменка, которая стартовала на восьми зимних Олимпиадах, включая и сочинскую. А отвечала за конькобежную программу на Играх-2014 Бажанова.
Российско-итальянская дуэль на лыжне
Соревнования по лыжному спорту у женщин прошли под знаком соперничества россиянки Любови Егоровой и итальянки Мануэлы ди Ченты. На дистанции 15 км свободным стилем победила Мануэла, на 5 км классикой - Любовь. В соответствии с результатами на «пятерке» лыжницы выходили на старт гонки преследования на 10 км коньком. Уходившей на дистанцию второй через 20 секунд после лидера ди Ченте догнать Егорову не удалось.
Итальянка взяла реванш на дистанции 30 км классикой. Под занавес соревнований сил у Егоровой, похоже, уже не осталось. Она финишировала в марафоне пятой, а шестой стала Елена Вяльбе. Впереди россиянок оказалась 38-летняя Марья-Лииса Кирвисниеми. Финская лыжница завоевала три золотые медали десятью годами ранее в Сараево, а в Лиллехаммере стала бронзовым призером, блестяще завершив свою долгую карьеру.
В эстафете «4х5 км» два первых этапа были классическими, а два последних - коньковым ходом. В российской команде классикой бежали Вяльбе и Лариса Лазутина, а свободным стилем - Нина Гаврылюк и Егорова. Такому квартету не мог противостоять никто из соперниц. Занявших второе место норвежек наша «золотая» команда опередила на 30,1 сек.
Биатлон без Дмитрия Губерниева
Три десятилетия назад практически никто не знал имени будущего Голоса русского биатлона, но страсти на дистанциях и особенно стрельбищах были достойны эмоций Дмитрия Губерниева. В женской эстафете после двух этапов уверенно лидировала сборная Германии, опережавшая российскую команду более чем на минуту. А вот на третьем этапе у немок случилась настоящая трагедия: Симона Грайнер зашла на шесть штрафных кругов - по три после лежки и стойки. Перед заключительным этапом Луиза Носкова передала эстафету первой.
Роль финишера тренеры доверили Анфисе Резцовой, которая отличалась нестабильной стрельбой. Зато бывшая лыжница могла наверстать отставание на трассе. Этого, к счастью, не понадобилось. Имея огромный запас перед всеми соперницами, Резцова уверенно поразила все мишени. Ставшие вторыми немки отстали почти на четыре минуты, а бронзовые призеры француженки проиграли нашим более пяти минут. Вместе с Носковой и Резцовой на высшую ступень пьедестала почета поднялись Надежда Таланова и Наталья Снытина.
«Золото» в женской эстафете было уже третьим для российской команды в биатлоне. В считающейся классикой индивидуальной гонке на 20 км победил Сергей Тарасов. Для него Олимпиада в Лиллехаммере стала первой, хотя он должен был выступить еще в Альбервилле. Только там Сергей на старт не вышел.
Высказывалась версия, что Тарасов перенес клиническую смерть во время операции по переливанию кровяного допинга. Сам биатлонист отрицал эту версию, но клиническую смерть он все-таки пережил - из-за того, что врач олимпийской сборной влил ему кровь другой группы, которую взяли для шорт-трекиста Андрея Минцева. Вместо Олимпиады Тарасов попал во французскую клинику, но уже в конце 1992-го вернулся на биатлонные трассы.
В Лиллехаммере с тремя штрафными минутами Тарасов опередил немцев Франка Лука и Свена Фишера, которые также не обошлись без промахов. А вот представлявший Белоруссию Александр Попов вошел в «клуб Зеро» (так называют биатлонистов, которые поразили без промахов все 20 мишеней в индивидуальных гонках), но остался четвертым.
В спринтерской гонке в Лиллехаммере победил Сергей Чепиков, который был знаменосцем сборной России на церемонии открытия. После Олимпиады-1994, где Чепиков стал также серебряным призером в эстафете, мотивации для продолжения выступлений в биатлоне у него не оставалось. Он решил... перейти в лыжные гонки. Обычно все бывает наоборот.
Чтобы улучшить скорость на лыжне, Чепиков вместе с тренером даже занимался оперным пением. Только это не помогло добиться таких же результатов, как в биатлоне. В Нагано Чепиков финишировал лишь пятым в составе эстафетной команды по лыжному спорту, а в индивидуальных гонках даже к этому результату близко подойти не сумел.
После настойчивых уговоров тогдашнего президента Союза биатлонистов России Александра Тихонова олимпийский чемпион Лиллехаммера вернулся в биатлон. Правда, в Солт-Лейк-Сити не сумел подняться на пьедестал, но на своей шестой Олимпиаде в Турине в составе эстафетной команды выиграл серебро.
Очередь никто не соблюдал
Олимпийский турнир по фигурному катанию принес несколько громких сенсаций. Международный союз конькобежцев перед Лиллехаммером разрешил профессионалам восстанавливать свой любительский статус для участия в Играх. Вернулись многие олимпийские чемпионы разных лет: Катарина Витт, Виктор Петренко, Брайан Бойтано, спортивная пара Екатерина Гордеева/Сергей Гриньков, танцевальный дуэт Джейн Торвилл/Кристофер Дин. Судейство тогда осуществлялось по системе «6.0», и очень часто оценки выставлялись не за прокат, а за фамилии. Только не в Лиллехаммере!
Исключением, пожалуй, стали соревнования спортивных пар, где спор за золото вели чемпионы двух последних Олимпиад - Гордеева/Гриньков и Наталья Мишкутенок/Артур Дмитриев. По мнению многих специалистов и большинства болельщиков, чемпионами должны были стать триумфаторы Альбервилля, которые блестяще исполнили произвольную программу, но в табели о рангах российской сборной первым номером были триумфаторы Калгари. На чемпионате Европы в Копенгагене, который проходил за несколько недель до Олимпиады, Гордеева и Гриньков стали чемпионами, а Мишкутенок с Дмитриевым были лишь третьими, пропустив вперед еще и Евгению Шишкову и Вадима Наумова. В результате двукратными олимпийскими чемпионами стали Гордеева и Гриньков.
Зато в танцах на льду вся очередь на высшую ступеньку пьедестала почета рассыпалась. Даже в сборной России Оксана Грищук и Евгений Платов не считались первым номером. Лидерами были чемпионы мира 1993 года Майя Усова и Александр Жулин. А тут еще и Торвилл с Дином вернулись! Британцы и выиграли предолимпийский чемпионат Европы в столице Дании.
Только и там своим зажигательным рок-н-роллом ученики Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова покорили не только публику, но и судей. Произвольный танец Грищук и Платов выиграли, но по сумме четырех (кроме оригинального в программу тогда входили и два обязательных) остались вторыми. Прибавив в обязательных танцах, дебютанты Олимпиады стали в итоге чемпионами.
У мужчин чемпионом стал Алексей Урманов. На ЧМ-1993 ученик Алексея Мишина был лишь третьим, пропустив вперед канадцев Курта Браунинга и Элвиса Стойко, бронзой довольствовался и на ЧЕ-1994, уступив украинцам Виктору Петренко и Вячеславу Загородняку. «Компания в Лиллехаммере собралась действительно звездная, - вспоминал Урманов. - Нужно было просто выбросить из головы мысли о результате. Хотя сложно было это сделать, когда рядом находилась Грищук. Именно Оксана перед моим выходом на лед оповестила, что конкуренты не лучшим образом выступили в короткой программе. Даже подумал тогда: «Кто ж тебя за язык тянет?»
Перед произвольной программой у питерского фигуриста осталось всего два конкурента в борьбе за золото: Стойко и француз Филипп Канделоро. Первый превосходил Урманова в сложности программы, второй - в артистизме. Только у ученика Мишина был оптимальный баланс между контентом и компонентами. За счет этого он и стал чемпионом.
Женщины трудной судьбы
Соревнования у женщин на Олимпиаде-1994 проходили в скандальной обстановке. Американка Тони Хардинг, первой из женщин исполнившая тройной аксель и раньше мужчин исполнившая этот прыжок в каскаде, перед национальным чемпионатом намекнула своему мужу, что неплохо бы вывести из строя главную конкурентку, Нэнси Кэрриган. Тот принял слова как руководство к действию и нанял исполнителя.
Правда, травма оказалась не слишком серьезной, и к Лиллехаммеру Кэрриган восстановилась. Приехала на Олимпиаду и Хардинг, выигравшая судебный процесс у национальной федерации. Правда, с психологическим давлением не справилась. Заняла лишь 8-е место. Строчкой выше в итоговом протоколе расположилась чемпионка Сараево и Калгари немка Катарина Витт. За то время, что она каталась в профессиональных шоу, женское фигурное катание ушло вперед.
Американская пресса и особенно телевидение раскручивали Кэрриган, напирая на ее тяжелую судьбу. Выставляли Нэнси как идеал во всем. Это уж потом выяснилось, что перед Олимпиадой она крутила роман с женатым мужчиной. Впрочем, стать чемпионкой американке было не суждено.
Сенсационную победу одержала 16-летняя украинка Оксана Баюл. Все решил голос немецкого судьи Яна Хоффмана, в прошлом чемпиона мира из ГДР. В короткой программе он поставил на первое место Кэрриган, а в произвольной - Баюл. У остальных восьми арбитров вердикт не менялся и распределился в точности пополам.
Американские пресса и телевидение и тут не растерялись. Сироту из Днепропетровска, которую взяла в свою семью одесский тренер Галина Змиевская, переехавшая к тому времени в США, раскрутили по полной программе.
Конец эры «Красной Машины»
Ложкой дегтя в Лиллехаммере для российских болельщиков стали лишь итоги хоккейного турнира. Впервые за время участия нашей сборной в Олимпиадах она осталась без медалей. На первом этапе разделенные на две группы 12 команд оспаривали путевки в четвертьфинал. Сборная России вышла в плей-офф с четвертого места, победив лишь явных аутсайдеров из Австрии и Норвегии. Проиграли не только финнам и чехам, но и в первые в истории - команде Германии.
Удивляться этому не приходилось. В то время в отечественном хоккее шла настоящая война между ФХР и МХЛ. Конфликт федерации с Межнациональной хоккейной лигой дошел до такой степени, что членство ФХР в IIHF было приостановлено. Клубы МХЛ даже создали собственную Ассоциацию хоккея России.
Под флагом олимпийской сборной России на турнир в США в сентябре 1993-го отправили новосибирскую «Сибирь», которая даже в МХЛ не выступала. Когда у тогдашнего президента ФХР Владимира Петрова спросили, почему не прислали нормальный состав, он ответил: «Если привезем сильных хоккеистов, их тут же пригласят в Северную Америку и Европу, а мы останемся ни с чем».
К Лиллехаммеру олимпийскую сборную готовил Виктор Тихонов, который с Объединенной командой взял золото в Альбервилле, но параллельно готовилась и команда к чемпионату мира. Ее возглавлял Борис Михайлов, выигравший со сборной России ЧМ-1993 в Италии. Наигрывать состав не мог ни тот, ни другой. Ведь МХЛ не пошла навстречу федерации и сделала всего два перерыва по ходу сезона.
Даже на Призе «Известий» за два месяца до Лиллехаммера сыграли всего семь хоккеистов, которые попали в заявку на олимпийский турнир. Из команды, которая стала чемпионом мира в 1993-м, остались шестеро. Кто-то уехал в НХЛ, а лидеров чемпионской команды Альбервилля Вячеслава Быкова и Андрея Хомутова не отпустил на Олимпиаду швейцарский клуб.
В результате состав, который представлял Россию на Олимпиаде-1994, специалисты назвали слабейшим в истории. Удивительно, но четвертьфинальную стадию российская сборная прошла, победив в овертайме команду Словакии. После распада единой страны словакам пришлось отбираться на Олимпиаду через квалификацию, но в группе они сотворили сенсацию, заняв первое место. Позади остались не только американцы, но и будущие финалисты - шведы и канадцы.
В полуфинале дружина Тихонова уступила шведам. За полторы минуты до финальной сирены «Тре Крунур» вела - 4:1, но в течение десяти секунд Сергей Березин и Равиль Гусманов подарили надежду на чудо. Вот только играть оставалось всего ничего. Шведы удержали победный счет, а затем в финале обыграли по буллитам канадцев и впервые в истории стали олимпийскими чемпионами.
А сборная России во второй раз в Лиллехаммере вчистую уступила финнам. В группе получила пять безответных шайб, в матче за бронзу - четыре. Эра «Красной Машины» закончилась. Впереди была эра НХЛ на Олимпиадах, но это уже совсем другая история.
Комментарий участника
Евгений ПЛАТОВ: Тайны победного рок-н-ролла - дело дошло до скандала
О своей сенсационной победе в Лиллехаммере вспоминает олимпийский чемпион в танцах на льду, завоевавший этот титул вместе с Оксаной Грищук.
- Золото в Лиллехаммере вам принес рок-н-ролл, ставший настоящим откровением для поклонников фигурного катания...
- Смена стиля считается самым опасным в фигурном катании. Это игра ва-банк: пан или пропал. Середины быть не может.
- Как сумели стать «панами»?
- Рок-н-ролл наш тренер Наталья Линичук предлагала нам с Оксаной еще в предолимпийском сезоне, но мы отказались. Я просто недоумевал: ну какой из меня рок-н-рольщик? В ответ Наталья Владимировна привела пример Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. Даже такие признанные мастера классики танцевали под этот ритм. Убедить меня тогда так и не удалось.
- А в олимпийском сезоне как удалось уломать вас?
- Летом 1993-го Линичук еще раз предложила нам этот ритм, мы снова отказались. Тогда Наталья Владимировна отдала музыку Анжелике Крыловой и Владимиру Федорову, которых также готовила к Олимпиаде. Мы же с Оксаной, внимательно прослушав отвергнутую мелодию, поняли, что совершили большую ошибку. Это было стопроцентное попадание в «десятку», или в «шестерку» по тогдашней шкале оценок. Хотя поначалу все равно не решался это признать и предлагал кататься под испанские мелодии. Здесь-то и проявился характер Грищук, которая меня переломила.
- Каким образом?
- Аргумент был единственный: «Я в это верю!» В союзники Оксана привлекла мою жену, актрису Марию Аниканову. Они убеждали меня уже вдвоем, и против такой «убойной силы» устоять было невозможно.
- Как отнеслись к переменам в ваших планах Крылова с Федоровым?
- Дело дошло до скандала. Они уже настолько прикипели душой к танцу, что взяли для олимпийской программы другой вариант рок-н-ролла. Мы же были счастливы. Нашли прекрасного постановщика бальных танцев Юрия Кондрашева, и он делал эту программу. Сначала учились танцевать рок-н-ролл на полу, и у нас ничего не получалось. Потребовалось время, чтобы понять характер танцевальных движений, а затем перенести это на лед. Первые прокаты тоже проходили в муках, но наши мучения окупились сторицей. Сработало все: и музыка, и постановка, и эффект новизны.
- Олимпиада в Лиллехаммере была уникальна тем, что после нее никто не мог сказать о «танцевальной очереди за медалями»…
- Однажды друзья-американцы, ничего не понимающие в фигурном катании, написали мне по электронной почте: «Многие фанаты считают, что «восточный судейский блок» обладал в 1994-м большинством голосов, и только поэтому вас поставили на первое место». Не стал спорить, просто дал посмотреть кассету. На следующий день они звонили с извинениями: «Мы просто плакали! И Торвилл с Дином, и Усова с Жулиным прекрасно катались, но вы были лучше». Потом предложил им посмотреть оригинальный танец. Там безоговорочное предпочтение мои друзья отдали британцам. И мы, и Саша с Майей катались, а они - танцевали.
Подготовил Борис ХОДОРОВСКИЙ.