Наш разговор с бывшим полузащитником «Зенита» и сборной России был посвящен круглой дате - 31 января Владимиру Быстрову исполнилось 40 лет. Однако мы разговорились и постепенно вышли за рамки юбилейной темы, хотя и старались придерживаться хронологической канвы. В заключительной части беседа пошла о событиях, произошедших после возвращения Быстрова из «Спартака» в «Зенит», которому была посвящена предыдущая публикация (в номере от 2 февраля).
Давыдов попал под вектор развития
- Как вам работалось с Анатолием Давыдовым, возглавившим «Зенит» после ухода Дика Адвоката?
- Мне с каждым тренером отлично работалось. Наставник - главное лицо в команде, которого должен слушаться игрок. Есть игроки, которые воспринимают тренеров, а есть те, которые - нет. Я из первой категории. Тем более - Давыдова.
- Его заслуга в том, что в 2009 году «Зенит» успел взять хотя бы бронзу - ведь в момент его назначения команда занимала 7-е место?
- Естественно. Команда завоевала бронзовые медали под его руководством.
- Почему же Давыдов не задержался в «Зените»?
- У клуба был в ту пору иной вектор развития. Выбор пал на европейского тренера, более опытного, поэтому про судьбу Давыдова надо спрашивать у руководителей клуба.
- «Зенит» мог претендовать на большее в сезон-2009 (сразу после вашего возвращения)?
- Не думаю. В той ситуации мы прошли по максимуму. И задачу выполнили: с 3-го места попали в Лигу чемпионов.
- После возвращения вы забивали почти в каждом матче и команда пошла вверх…
- Отставание было слишком велико. Очень много очков потеряла команда в первом круге (в итоге «Зенит» опередил «Локомотив», финишировавший 4-м, только по дополнительным показателям, а ЦСКА превзошел на 2 очка. - Ред).
- Много было разговоров о том, что завоевать чемпионство «Спартаку» в 2009 году помешал ваш уход. Не задумывались над этим?
- Я был в хорошей форме. Вполне допускаю, что со мной было больше шансов бороться за первое место. Тем более, во втором круге дома предстояла домашняя игра против «Рубина», как раз в следующем туре после моего ухода. И «Спартак» проиграл будущему чемпиону (0:3).
При Спаллетти мы смотрелись и в Лиге чемпионов
- Следующая страница - работа с Лучано Спаллетти…
- Итальянец показал, как надо работать над комбинациями и трудиться на тренировках, которые проходили по два часа. Научил правильно располагаться, в нужных местах открываться. Многое, чего дал в этом плане.
- Два чемпионства и Кубок России - это максимум, чего он мог достичь?
- Мы и в Лиге чемпионов тогда неплохо смотрелись. Просто слишком сильные соперники попадались.
- Разве «Бенфика», с которой «Зенит» первый раз встретился в плей-офф Лиги чемпионов (в 1/8 финала команды сыграли - 3:2 и 0:2), была выше уровнем нашей команды?
- Глупые ошибки не позволили это пойти дальше. Мы тогда ни под кого не подстраивались, играли, как могли. Ну и дома, во всяком случае, выглядели лучше своего соперника. На выезде иногда проваливали матчи.
- Можно ли говорить, что у «Зенита» под руководством итальянца был самый лучший состав в истории?
- Для каждого болельщика будет лучшим свой «Зенит». Нельзя сравнивать с разные периоды времени. Я бы особо не выделял состав времен Спаллетти.
- Уже на следующий год после возвращения в «Зенит» вы стали чемпионом страны. Что-то изменилось для вас?
- Конечно, приятно, когда ты пять раз - второй, один раз - третий, а тут раз - и чемпионство. Но отпраздновал - и уже скоро следующий сезон.
ЦСКА и «Зенит» европейские трофеи выигрывали при прежней системе
- В тот период наш чемпионат перешел на систему «осень-весна». Насколько это себя оправдало?
- Вообще никак - это система, которая начала разрушать футбол. Нам обещали, что всё будет отлично, построят манежи и поля. Но и сейчас их просто нет. У нас полно снега, и у детей, начиная с 12 лет, нет возможности тренироваться даже в некоторых академиях. Те люди, которые всё это обещали, спокойно ушли.
- Стоит ли возвращаться на прежнюю систему?
- Нужно обязательно вернуться! Нам тогда рассказывали, что нужно перейти на схему «осень - весна» для того, чтобы лучше играть в Европе. Но почему-то ЦСКА и «Зенит» трофеи УЕФА выигрывали при прежней системе. А с переходом начали куда-то в противоположном направлении двигаться. Понятно, что РПЛ теперь больше возможностей, чтобы проводить матчи зимой. Те же три трактора пригнать, чтобы снег расчистили. Но всё равно, играть при «- 15» никакого удовольствия не вызывает.
Сразу после перехода первая лига провалилась. Начали пропадать команды, возникли проблемы с финансированием. Ну и когда у тебя первая и вторая лига не играют летом в хорошую погоду, то непонятно, где игровую практику получать, где молодым футболистам набираться опыта. Про приход в наши Академии иностранных шарлатанов уже рассказывал. Наговорили они сказок, что сейчас воспитают по 500 перспективных человек, руководство им доверилось, а те подзаработали бабок и свалили при первом же удобном случае.
Хиддинку удалось раскрепостить игроков
- Давайте про сборную поговорим. Что дало вам участие на двух чемпионатах Европы?
- Прежде всего, огромный опыт. Посмотреть на классные команды и сравнить себя на их фоне.
- Где было интереснее: в Португалии (в 2004 году) или в Австрии и Швейцарии (в 2008 году)?
- Везде!
- Почему сборной России удалось добиться результата только на Евро-2008?
- Это стечение обстоятельств. Тренеры были разными. Одним удалось раскрепостить игроков и в себя поверить, другим - нет. Много нюансов.
- Почему вам не удалось поехать на Евро-2012?
- У меня случилась история с коленом по ходу сезона. Восстановиться не успел.
У Денисова была правильная позиция!
- Что произошло по ходу чемпионата России-2013/14, когда при Виллаш-Боаше вы перестали попадать в состав?
- После травмы всегда тяжело попадать в состав. Тем более, у меня была крестоообразная. Где-то стал проигрывать конкуренцию. Халка купили в этом сезоне. Поэтому такое произошло.
- История с покупкой Халка и Витселя наделала в свое время много шуму. Что можете сказать сейчас на этот счет?
- Халк и Витсель - отличные приобретения, которые должны были усилить команду. По-моему, если бы некоторые люди делали бы то, что должны, всё было нормально.
- Что вы имеете в виду?
- Кто-то посчитал, что может сам что-то решать. Главному тренеру говорить одно, хотя на самом деле всё было по-другому. Не хотелось бы это ворошить, но, к сожалению, такое бывает - всех удалось поссорить.
- Что вы думаете относительно позиции Игоря Денисова в том конфликте?
- У Игоря была правильная позиция! А то, что наговаривали через СМИ, было полной ложью. Но как обычно в такой ситуации «клуб всегда прав». Так построен футбольный мир.
- Как считаете, отчего же не получилось у Спаллетти дальше?
- Поссорились все лидеры. И события не футбольного характера привели к тому, что все оказались в проигрыше. Просто потерянное время…
В «Анжи» - ради чемпионата мира
- Почему именно «Анжи» тогда оказался на вашем пути?
- Хотел поехать на чемпионат мира. И ради игровой практики пришлось перейти.
- Вас не смущало то, что команда борется за выживание и должна была подвиг совершить, чтобы остаться в классе сильнейших?
- Тем не менее, шансы были. Пришли хорошие футболисты, и спастись можно было. Просто меня удивило то, что нужно было срочно набирать очки, а мы играли в пять защитников и от обороны. Это единственное, что меня расстроило, потому что такой футбол был мне не знаком.
- Как работалось с Гаджиевым?
- Когда играешь «вторым номером», тяжело давалось. Но всё равно я играл и набрал нормальную форму.
- С Андре Виллаш-Боашем не пытались вести переговоры на предмет своего возвращения?
- Я ни с кем никогда не вел переговоры. Тем более, с Виллаш-Боашем. Для этого был агент, который общался не с тренером. «Зенит» больше не предлагал контракт. Мне же хотелось играть в футбол.
Играть против «Зенита» с Халком и Витселем в открытый футбол - опрометчиво
- Как возник вариант с «Краснодаром»?
- Я летал до этого туда и вел переговоры. Меня всё там устраивало, и я провел там великолепные три года, было комфортно и мне, и семье. Познакомился с Галицким, посмотрел Академию и то, как люди любят футбол и живут своим клубом. К сожалению, травмы не позволяли выйти на свой уровень. Это единственное, что меня разочаровало.
- То, как Галицкий вкладывает душу в инфраструктуру клуба, общеизвестно. Тем не менее, команда до сих пор ничего не выиграла…
- Главное, что человек начал всё правильно делать: с фундамента. Когда прилетаешь в Краснодар, душа радуется за то, что у ребят есть возможность заниматься в таких условиях. А команда борется…
- Правда, что в «Краснодаре» всё решает Галицкий, а не главный тренер?
- Не знаю, я же не был главным тренером в команде! Конечно, какие-то ключевые решения он может принимать, но вряд ли определяет состав на игру. Галицкий в личной беседе может сказать, что ему нравится, а что - нет. А уже тренеру самому необходимо принимать решение по тому или иному футболисту. Безусловно, от Галицкого исходило то, что «Краснодар» должен играть в атакующий футбол.
- Вам импонировала такая позиция?
- Стоит признать, что где-то это мешало, потому что в некоторых матчах ты не можешь играть «первым номером». Когда ты играешь против «Зенита», в котором выступают Халк, Витсель и другие сильные игроки, то стоит проще сыграть, уделив большее внимание обороне. Это даст больше шансов на результат. А приезжать и играть в открытый футбол с командой, в которой собраны иностранцы, которые превосходят тебя в мастерстве, опрометчиво.
- Почему же пришлось уйти из «Краснодара»?
- Закончился контракт. Поэтому и пришлось. Плюс возраст уже не тот был. Да и травмы давали о себе знать. Я всё-таки себя видел игроком основного состава, а сидеть на скамейке запасных должны молодые футболисты.
Захотелось - создали «Тосно», захотели - клуб пропал
- И вы оказались в «Тосно»…
- Контракт с «Краснодаром» закончился - я поехал в Питер. Изначально сидел без дела, никаких предложений не было. А хотелось поиграть в футбол. Потом через знакомых оказался в «Тосно». Это просто мифический клуб. «Тосно» непонятно для чего было сделано. Захотелось, создали клуб, расхотели - клуб пропал. Когда за такие вещи начнут наказывать, сажать в тюрьму, может, подобное и прекратиться.
- Не каждый клуб самоликвидировался в ранге обладателя Кубка России…
- Полный бред. У клуба должно быть поле, инфраструктура, а этого у «Тосно» даже близко не было. А командой поигрались и бросили.
- А как вы думаете, сказался ли на ликвидировании клуба тот факт, что РФС не допустил его в еврокубки после победы в Кубке России?
- В РФС уже знали, что клуб не будет существовать.
- Впервые с 1963 года два клуба из нашего региона выступали в классе сильнейших. Как вы считаете, Питеру стоит иметь больше одной команды в РПЛ?
- На мой взгляд, наличие второй команды - это хорошо. У ребят, которые не попадают в состав «Зенита», есть возможность показать себя в другой команде, не уезжая при этом из своего города.
- После «Тосно» продолжать карьеру уже не было возможности?
- Травмы не давали выйти на свой уровень. Только восстанавливался, как что-то срывалось. То мышца, то еще что-то…
- Сами как считаете, рано закончили?
- Никак не считаю. Так получилось.
Многие в юности были тупыми - вот и закончили с футболом
- Некоторое время вы побыли тренером в юношеской сборной в штабе у Александра Кержакова. Анатолий Бышовец в свое время сказал такую фразу: тот, кто не работал с юношескими командами, многое теряет.
- Безусловно, это хороший опыт. Давали шанс тем, кто хотел играть, и они заиграли в РПЛ. И я, и Кержаков прошли такой путь с самого начала, и знаем, как это делать. А ведь многие не воспринимали информацию в таком возрасте. Были тупыми и досрочно закончили с футболом.
- Вы даже приняли участие как тренер в турнире Гранаткина. Не скучаете по этому соревнованию?
- Это был очень хороший турнир, на котором все могли себя проявить. Было круто! К тому же большую часть в своей истории он проводился в Питере, поэтому было особенно приятно в майке сборной выступать здесь.
- В будущем планируете тренировать?
- Посмотрим. На тренера учился…
Быть комментатором - это другая работа
- Как же вы оказались на Матч-ТВ?
- Андрей Сергеевич (Аршавин) позвал. Так и ездим теперь. Мне интересно всё, что связано с футболом.
- А насколько значим тот момент, когда люди на телевидение приходят именно из спорта?
- Я считаю, что чем больше футбольных людей, тем будет лучше. Когда у каждого свой взгляд и свое мнение - это хорошо.
- Хотели бы вы стать комментатором и вести репортажи?
- Это не мое. Комментируют у нас другие люди - это тяжелая работа.
***
- Праздновали 40-летие или разделяете точку зрения, что эту дату не отмечают?
- Вы знаете, начиная с 17 лет все мои дни рождения проходили на сборах. Там особо не попразднуешь. Ну а сейчас провел время с друзьями, проставился. Без особых празднований (улыбается).
- Каково осознавать, что вам уже 40?
- Никак не ощущаю. Вообще не хочу в это верить!
Вадим ФЕДОТОВ.