Второй шаг к трофею петербургская команда сделала в Сочи

Сегодня, когда в РПЛ играют в декабре при «-14», сложно поверить в то, что чемпионат России-1998 завершился в предпоследний день октября. Ведь тогда не только крытых арен не было - поля с подогревом считались малодоступной роскошью. Восьми клубам высшей лиги пришлось продлить сезон еще на неделю, чтобы провести матчи 1/8 финала Кубка России. На этой стадии играли и восемь команд из низших дивизионов, но пары определялись слепой жеребьевкой.
В двух из них выясняли отношения команды высшей лиги. Интересно, что именно в них оказались будущие финалисты: московское «Динамо» на своем поле принимало владикавказскую «Аланию», а «Зениту» пришлось проводить игру на выезде, в Сочи. Так решил жребий.

«Жемчужина» у моря

В советские времена город-курорт на Черноморском побережье Кавказа не имел команды мастеров. В Сочи увидеть большой футбол можно было только в период предсезонки, когда там, на жутких полях, месили грязь клубы высшей лиги. Лишь в период перестройки удалось осуществить дерзкий проект по созданию своего клуба.
В Сочи не было крупных предприятий, которые способны были содержать команду мастеров, но в конце 80-х - начале 90-х уже появились и набрали силу первые кооперативы. А главное - на пост председателя гор­исполкома (сегодня его назвали бы мэром) избрали (как было принято в те времена по согласованию с партийными органами) энергичного руководителя Сергея Дерендяева. До этого он работал в горкоме партии в Новороссийске и там всей душой полюбил футбол в исполнении местной команды второй лиги «Цемент».
В 1990 году по инициативе Дерендяева и была создана «Жемчужина». Команде оказали должную поддержку на уровне городского руководства, помогла администрация одноименной элитной гостиницы, подключились и первые спонсоры. Один из местных кооператоров внес в бюджет клуба то ли в ожидании льгот от городских властей, то ли просто из любви к футболу и родному городу 20 тысяч рублей. Деньги по тем временам немалые, хотя имя этого мецената история не сохранила.
«Жемчужина» за каких-то два года уверенно преодолела путь до высшей лиги чемпионата России, чему во многом поспособствовал распад Советского Союза. Перед дебютом в элите нашелся спонсор посолиднее, чем оставшийся неизвестным сочинский кооператор. Американский бизнесмен Райкис расщедрился на 300 тысяч рублей. Имя мецената Вилен не оставляло сомнений в том, что родился этот любитель футбола в СССР. Ну а главным человеком в «Жемчужине» был ее главный тренер Арсен Найденов.

Герой своего времени

Воспитанник киевского футбола Арсен Розман из-за травмы рано завершил карьеру игрока. Начиная тренерскую, изменил в паспорте фамилию, позаимствовав ее у жены. Справедливо рассудил, что в СССР тренеру Найденову жить и решать многочисленные проблемы будет проще, чем тренеру Розману.
По трудовой книжке Найденова можно изучать географию СССР. Он поработал в полутора десятках клубов низших дивизионов от Пскова до Петропавловска-Камчатского и от Ашхабада до Сыктывкара. Надолго нигде не задерживался. Лишь в новороссийском «Цементе» проработал до «Жемчужины» четыре года.
Точную характеристику стилю работы Найденова дал известный киевский журналист Аркадий Галинский: «Он создавал команды в городах, где раньше футбола и в помине не было. Иногда корявенькие, но всегда боевые. К Найденову, несмотря на ироничное отношение коллег по тренерскому цеху, всегда охотно ехали игроки. Знали, что кусок хлеба с маслом у них всегда будет».
В Сочи Арсена Юльевича позвал Дерендяев, знавший его по работе в Новороссийске. В 90-х Найденову и его «Жемчужине» уделяли много внимания в средствах массовой информации. Тренер сочинского клуба охотно общался с журналистами и любил поговорить с ними не только о футболе, но и о политике, которой живо интересовался. Автору этих заметок после матча «Жемчужины» с питерским клубом «Динамо-Прометей» в 1992 году удалось зацепить Найденова, и он пригласил будущим летом приехать с ответным визитом в Сочи.
«Не беспокойся, встретят в аэропорту!» - заверил главный тренер «Жемчужины». Действительно, в старом, доолимпийском аэропорту ждали администратор сочинской команды и... «Чайка». Впервые в жизни прокатился на лимузине такого уровня. «Раньше на ней ездил Брежнев, а Арсен Юльевич по случаю прикупил», - поведал встречающий. После этого и жизнь в номере гостиницы «Жемчужина», который был приспособлен для хранения футбольного инвентаря, казалась праздником.

Байдачный уволил Бышовца

Только 90-е заканчивались, и «Жемчужине» все сложнее было выживать в элите российского футбола. Прочувствовав ситуацию, после сезона-1997 Найденов ушел с поста главного тренера, уступив его Анатолию Байдачному. Тот до прихода в сочинский клуб успел хорошо зарекомендовать себя, выиграв с минским «Динамо» чемпионат Белоруссии, а с молодежной сборной Сирии - Кубок Азии.
Возглавив «Жемчужину», Байдачный привез с собой нескольких новичков, ввел жесткую дисциплину в команде, стал больше работать над техникой и тактикой. Это был очень своевременный шаг. В чемпионате России сочинская команда была в той же роли, что и закавказские клубы в чемпионате СССР. Ее цвета защищали Арташес Калайджан и Манук Какосьян, Герман Кутарба и Александр Геладзе, Георгий Гогиашвили и любимец местных болельщиков Гоча Гогричиани. Последний сезон в качестве игрока проводил в Сочи Назим Сулейманов. Кто-то считался легионером, лимита на которых тогда и в помине не было, кто-то имел российский паспорт, но кавказский темперамент на поле проявляли все.
Именно «Жемчужина» Байдачного сыграла важнейшую роль в судьбе «Зенита». После поражения в Сочи в матче 25-го тура чемпионата России питерская команда опустилась на 7-е место, хотя в первом круге долгое время возглавляла турнирную таблицу. Президент клуба Виталий Мутко действовал решительно. Вечером вызвал на базу в Удельном парке Анатолия Давыдова и сделал, не дав времени на размышление, предложение, от которого не только нельзя было отказаться. Деликатно отстранив Анатолия Бышовца от руководства «Зенитом» якобы по состоянию здоровья, Мутко доверил команду Давыдову.

«Зенит» остался «экологически чистым» клубом

После трех побед кряду «Зенит» поднялся на четвертое место, и даже поражение в Калининграде в предпоследнем туре не поколебало позиций питерцев. И руководство клуба, и тренеры, и болельщики полагали, что эта позиция в итоговой таблице даст возможность на следующий год сыграть в Кубке УЕФА. В последнем туре «Зениту» предстояло сыграть дома с безнадежным аутсайдером - «Тюменью».
Сибиряки уже давно потеряли шансы остаться в высшей лиге, но после этого занялись процветавшим в ту пору в футбольном мире бизнесом. Шли навстречу командам, которым позарез были нужны очки для решения турнирных задач, принимая предложения поделиться премиальными. От «Зенита» такого предложения они не дождались. Своим главным достижением той поры Мутко считал превращение клуба в «экологически чистый».
Матч с «Тюменью» прошел при безоговорочном преимуществе «Зенита». Прижав гостей к своим воротам, питерцы обстучали все штанги и перекладины, упустили огромное количество стопроцентных голевых моментов, заставили Бышовца, бывшего в ту пору главным тренером сборной России, спуститься из VIP-ложи на скамью запасных, но все закончилось нулевой ничьей. Фейерверки над «Петровским», задуманные как салют в честь выхода в еврокубки, выглядели издевательством.
В итоговой таблице «Зенит» оказался пятым, пропустив вперед волгоградский «Ротор». Хотя, как позже выянилось, горевать было не о чем - и 4-я позиция не давала возможности сыграть в Кубке УЕФА. Неудачно сложился финиш чемпионата и для «Жемчужины». Сочинцы в двух заключительных турах проиграли и не выполнили поставленную руководством задачу финишировать в десятке сильнейших. Настоящим щелчком по самолюбию стало поражение в заключительном матче чемпионата от «Уралана» дома со счетом 2:6.

Скоростной футбол на тяжелом поле

«Зенит» прилетел в Сочи чартерным рейсом и, как шутили, привез питерскую погоду. Весь день накануне игры шел дождь, который сделал поле вязким и скользким. Домашней ареной «Жемчужины» был Центральный стадион, который сейчас носит имя лучшего воспитанника сочинского футбола Славы Метревели. Из-за непогоды на 10-тысячной арене собралось всего около трех тысяч болельщиков.
Хозяева подошли к этой игре с большими кадровыми проблемами. Травмы получили центральные защитники Геннадий Бондарук и Владимир Журавель. Заменить их, по большому счету, было некем, и Байдачному пришлось в спешном порядке перекраивать линию обороны. Тем не менее начали сочинцы бодро. Хороший момент для взятия ворот имел Какосьян, а прорыв в штрафную Гогричиани ликвидировал в отчаянном подкате Алексей Игонин.
В середине тайма «Зенит» активизировался и стал создавать моменты у ворот Евгения Крюкова. Хорошую возможность отличиться упустил Александр Панов. Он обыграл вышедшего за пределы штрафной голкипера сочинцев, но не сумел попасть в пустые ворота с острого угла. Вторую авантюрную попытку Крюкова сыграть на позиции защитника Панов использовал. Он вышел на пустые ворота, и Геладзе ничего не оставалось, как сбить зенитовца.
Сочинского полузащитника удалили с поля, а в ворота «Жемчужины» был назначен пенальти, который четко реализовал Александр Куртеян. Вскоре и «Зенит» остался вдесятером. За грубую игру оказался удален Игонин. Только и в равных составах гости продолжали доминировать. После точной передачи Сергея Герасимца ударом с хода Панов удвоил преимущество.
Второй тайм начался с атак сочинцев, и на 54-й минуте после эффектной трехходовки Гогричиани замкнул прострел на дальнюю штангу. Забив гол, воодушевленные хозяева бросились отыгрываться, но перелом в игру внес выход на замену Романа Максимюка. Перекроенная до неузнаваемости оборона сочинцев к этому времени заметно устала.
Скоростной форвард Максимюк вместе с еще более скоростным Пановым буквально разрывали ее на части. Панов мог оформить дубль после точной передачи Максимюка, но не пожадничал и выкатил мяч на Александра Горшкова. Тому не составило труда поразить пустые ворота. В концовке встречи, когда команды остались вдевятером, Максимюк с Пановым сообразили на двоих еще один гол.

Бабия остановил только ОМОН

Красные карточки за пять минут до финального свистка были показаны игрокам обеих команд. Как и в первом кубковом матче питерцев в Саратове, судил в Сочи Лом-Али Ибрагимов. Ему пришлось столкнуться с нешуточным давлением. В первом тайме трибуны стадиона устроили арбитру настоящую обструкцию после удаления Геладзе, посчитав, что достаточно было ограничиться назначением пенальти.
В перерыве один из, как принято говорить, авторитетных болельщиков ворвался в судейскую и угрожал бригаде арбитров расправой. Второй тайм начался с задержкой на пять минут. Ибрагимов вообще хотел прекратить игру, но инспектору встречи Владимиру Агапову удалось его уговорить не делать этого.
В начале второго тайма, видимо, памятуя об оскорблениях в раздевалке, Ибрагимов принял несколько, мягко говоря, спорных решений в пользу «Жемчужины». Страсти на поле накалились. При счете 3:1 в пользу «Зенита» Бабий сфолил на Константине Коваленко. Футболист «Жемчужины», поднимаясь с газона, ударил зенитовца бутсой. Тот ответил, да еще и наградил Коваленко подзатыльником.
К месту происшествия рванули игроки «Жемчужины» во главе с Кутарбой. Усилий Ибрагимова, двух его помощников и нескольких сохранивших холодную голову футболистов обеих команд оказалось недостаточно. Разнять дерущихся не удавалось. Выяснение отношений продолжалось минуты две. Погасить страсти смог только дежуривший на трибунах и своевременно появившийся на поле сочинский ОМОН.
Красные карточки были показаны Бабию и Кутарбе, которых арбитр счел зачинщиками драки. Сочинец, покидая поле, высказал все, что он думает о случившемся. ОМОН с трудом сдерживал его. Бабия увели с поля под охраной сотрудников правоохранительных органов.
За драку своих игроков «Зениту» и «Жемчужине» пришлось заплатить по 10 тысяч рублей, а сочинцы были оштрафованы еще на столько же за необеспечение безопасности судейской бригады. Пятиматчевые дисквалификации были выписаны Бабию, Кутарбе, Коваленко и Калайджану, который был в первых рядах выяснявших отношения. Ну и Игонина, удаленного за грубую игру, дисквалифицировали на три матча.

Пост сдал - пост принял

После завершения кубкового матча прямо в пресс-центре стадиона Бышовец передал бразды правления в «Зените» Давыдову. Хотя приставку «и.о.» Анатолий Викторович отбросит после заседания совета директоров клуба в середине ноября, на пресс-конференции в Сочи Давыдов выступал уже как главный тренер. Горячую тему драки Анатолий Викторович не затронул.
«После осечки с «Тюменью» ребята были в очень плохом психологическом состоянии, - отметил он. - Да и болельщики тоже. В этом матче увидел в «Зените» настоящих мужиков и коллектив на поле. У нашей команды есть будущее, и очень хорошее!» Этот прогноз сбудется уже в мае в Лужниках.
Главный тренер «Жемчужины» также не стал комментировать драку. «Не могу упрекнуть своих футболистов, - подчеркнул Байдачный. - Крюков излишне нервничал, но его можно понять. Нам пришлось перекраивать линию обороны, а в кубковых матчах экспериментировать не рекомендуется. «Зенит» оказался сильнее и победил заслуженно».

КУБОК РОССИИ-1998/1999.
1/8 финала
«Жемчужина» (Сочи) - «ЗЕНИТ» - 1:4 (0:2)
«Жемчужина»: Крюков, Калайджан, Геладзе, Кутарба, Ещенко, Соколов, Какосьян, Бондарев (Гогиашвили, 46), Гогричиани, Коваленко, Зацепин
«Зенит»: Березовский, Давыдов, Кондрашов, Горшков, Игонин, Вернидуб, Куртеян, Бабий, Овсепян, Герасимец (Максимюк, 62), Панов.
Голы: Куртеян, 22 (0:1 - пен.); Панов, 37 (0:2), Гогричиани, 51 (1:2), Горшков, 65 (1:3). Максимюк, 89 (1:4).
Предупреждения: Вернидуб, 34 (несогласие с решением арбитра); Ещенко, 51 (грубая игра); Соколов, 56 (грубая игра); Коваленко, 78 (грубая игра).
Удаления: Геладзе, 21 (фол последней надежды); Игонин, 32 (удар соперника по ногам); Кутарба, 85 (драка); Бабий, 85 (драка).
Судья: Л.-А. Ибрагимов (Краснодар),
7 ноября 1998 г. Сочи. Центральный стадион. 3000 зрителей.

Результаты остальных матчей
1/8 финала:
«ШИННИК» (Ярославль) - «Носта» (Новотроицк) - 2:1 (д.в.)
«РОСТСЕЛЬМАШ» (Ростов) - «Амкар» (Пермь) - 1:0.
«АРСЕНАЛ» (Тула) - «Металлург» (Липецк) - 4:1.
«ДИНАМО» (Москва) - «Алания» (Владикавказ) - 1:0.
«РОТОР» (Волгоград) - «Автодор» (Владикавказ) - 3:3, пен. - 4:2.
«Спартак-Орехово» - «САТУРН» (Раменское) - 0:0, пен. - 2:4.
ЦСКА - «Томь» (Томск) - 2:1.

 

Комментарий из первых уст

Александр ГОРШКОВ: В драке участвовал в роли миротворца

Полузащитник «Зенита» в Сочи забил своей бывшей команде

В сезоне-1997 Александр Горшков отметился уникальным достижением: в первом круге он забил в Сочи победный гол в ворота «Зенита», а во втором уже в составе питерского клуба открыл счет в матче с «Жемчужиной». Трансфер состоялся летом. Отличился Горшков и в кубковой встрече, случившейся осенью 1998-го.
- Узнали ли вы на поле Центрального стадиона Сочи команду, за которую играли?
- Состав «Жемчужины» за это время поменялся значительно. Хотя многих ребят знал по игре в дружине Найденова, да и в «Зените» следил за выступлениями сочинцев. Все-таки не чужая мне команда!
- Можно ли говорить о том, что сочинская команда напоминала по стилю выступавшие в чемпионате СССР «Арарат», «Нефтчи» и тбилисское «Динамо»?
- В какой-то степени - да. Когда играл за «Жемчужину», в составе было много горячих кавказских парней. Акцент был на красивую игру в атаке, иногда даже в ущерб обороне. В нападении действовали Гогричиани и Сулейманов, который в составе «Алании» был чемпионом страны. Сочинские болельщики их обожали. При Байдачном стиль игры поменялся.
- Кубковый матч в Сочи состоялся через неделю после досадной ничьей во встрече с «Тюменью». Действительно у зенитовцев было подавленное настроение?
- А как могло быть иначе? Мы были страшно разочарованы концовкой чемпионата, в котором долгое время лидировали. На кубковую игру настраивались очень серьезно. Хотели закончить год на позитивной ноте.
- Вам удалось во втором тайме огорчить бывших одноклубников, забив гол в ворота Крюкова...
- Даже забыл, что забивал тогда. Хорошо, что напомнили. У меня и удар-то не получился, но не попасть в пустые ворота было трудно.
- Неужели вы принимали участие в массовой драке в концовке встречи?
- Только в роли миротворца. Все-таки знал многих игроков сочинской команды. Да и в «Зените» были ребята с куда более горячим нравом.
- Погасить страсти тогда мог только ОМОН, или можно было обойтись без привлечения сотрудников правоохранительных органов?
- Страсти так закипели, что погасить их мог только ОМОН. Хорошо, что дело не дошло до такой потасовки, какую устроили в Раменском футболисты ЦСКА и «Сатурна» в 2004-м.
- После победы в Сочи вы и ваши партнеры по «Зениту» уже задумывались о победе в Кубке России?
- Слишком рано было об этом задумываться. Чтобы завоевать Кубок, нужно было выиграть еще три игры. Мы помнили об этом и понимали, что с каждым матчем соперники будут сильнее. Да и победного опыта ни у кого из игроков тогдашнего «Зенита» не было. Только Саша Бабий вместе с «Шахтером» брал Кубок Украины. Мы просто выходили на каждую кубковую игру с настроем на победу.
- А когда все-таки поверили?
- После того как в Лужниках прозвучал финальный свисток в матче с «Динамо». Для меня и для всех зенитовцев это была первая, а поэтому очень значимая победа. Про болельщиков и говорить не стоит. До сих пор проезд с кубком по Невскому в День города остается для меня одним из самых значимых воспоминаний о футбольной карьере.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол Зенит ФК Горшков Александр
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

3 мая