ФУТБОЛ. КУБОК РОССИИ-1998/99. К юбилею победы питерского клуба

В мае мы будем отмечать 25-летие первой победы «Зенита» в Кубке России. Она стала знаковым событием для Санкт-Петербурга. Во время празднования Дня города был организован проезд по центральным магистралям города кортежа с футболистами и почетным трофеем. Приветствовать его на Невском проспекте собрались десятки тысяч горожан. Только никакого праздника могло и не быть. Ведь уже в 1/16 финала «Зенит» был в трех минутах от вылета из Кубка России. Концовку матча в Саратове назвали чудом.

Кубок по… кубковой системе

Регламент Кубка России сезона-1998/1999 предусматривал по одному матчу на каждом из девяти этапов. Помимо 16 команд высшей лиги и 22 клубов первого дивизиона за почетный трофей начали борьбу 116 команд из второго.
Клубы высшей лиги (до создания РПЛ было еще далеко) начинали турнир с 1/16 финала, а большинство команд первой - с 1/32 финала. В стартовых матчах хозяева поля определялись жребием, а на последующих стадиях - разностью количества проведенных выездных и домашних встреч.
При жеребьевке клубам высшей лиги мог выпасть любой из 16 соперников. Руководители ЦСКА сетовали, что почему-то именно их команде пришлось лететь в Благовещенск, где тогда еще был большой футбол, а «Амур-Энергия» считалась крепким клубом. Правда, после уверенной победы армейцы уже не сетовали на тяжкий жребий.
Кубковый турнир был богат на сенсации. Из 16 клубов высшей лиги семь завершили борьбу уже после первой же игры, еще два выиграли лишь в дополнительное время и два - в серии пенальти.
Свидетелями одной из кубковых битв стали питерские болельщики, пришедшие на стадион им. Кирова. Выступавшее тогда во второй лиге «Динамо» принимало владикавказскую «Аланию». Команда из Северной Осетии была чемпионом страны в 1995-м, а в следующем году играла в «золотом матче» на «Петровском».
Чтобы обеспечить поддержку динамовцам, вход на стадион сделали бесплатным, и на трибунах «Мироныча» собрались свыше десяти тысяч зрителей. Для «бело-голубых», которые влачили жалкое существование и не получали зарплату с января, это было сродни аншлагу. И питерцы дали настоящий бой именитым гостям! Лишь в дополнительное время литовский легионер владикавказцев Раймондас Жутаутас сумел забить. Гости улетели домой чартером, а питерские футболисты, едва не сотворившие сенсацию, отправились со стадиона бомбить на своих машинах, чтобы хоть что-то заработать на жизнь. Таким был в ту пору российский футбол.
Лишь два клуба из элиты смогли победить соперников из низших дивизионов с разницей в два мяча. Да еще московское «Динамо» вдоволь покуражилось, забив семь голов в ворота земляков из «Торпедо-ЗИЛ». Главной сенсацией стало поражение московского «Спартака», который стал в 1998-м чемпионом страны, в Перми от выступавшего тогда во второй лиге «Амкара». Будущий бронзовый призер, московский «Локомотив», в серии пенальти проиграл в Липецке. На волосок от вылета был и «Зенит».
Питерцам выпало встречаться с одним из лидеров первой лиги - саратовским «Соколом». Волжане были в лидерах в своем дивизионе и вели борьбу за повышение в классе. Тренировал саратовскую команду Владимир Федотов. В составе «Сокола» было немало опытных футболистов, приглашенных для решения больших задач: Юрий Грицына, Борис Тропанец, Валерий Жабко, Олег Стогов, Александр Коновалов. Все они имели опыт выступлений в ведущих российских клубах, некоторые поиграли еще в чемпионате СССР.
Свой кубковый путь саратовцы начинали с 1/32 финала, где победили «Нефтяник» из Похвистнево. Сегодня в этом райцентре Самарской области нет большого футбола, а в 90-е годы там были возможности для того, чтобы содержать команду второй лиги. Саратов же и сегодня остается заметной точкой на футбольной карте России.
«Очень обидно было расставаться с «Соколом», - посетовал недавно уволенный из этого клуба из-за отсутствия результатов в первой лиге Денис Бояринцев. - Саратов - хороший город с прекрасными болельщиками и шикарным антуражем на трибунах». Четверть века назад в этом могли убедиться и зенитовцы.

На трибунах - аншлаг и губернатор

В сезоне-1998 «Зенит» под руководством Анатолия Бышовца лидировал в чемпионате страны после первого круга, возглавляя турнирную таблицу на протяжении девяти туров. В какой-то момент отрыв от ближайшего преследователя составлял 5 очков. Только летом Бышовец сумел убедить даже не футбольное руководство, а первых лиц государства, что лучшего тренера для национальной сборной не найти. При этом и уходить из «Зенита» Анатолий Федорович не собирался. У него была идея сделать питерский клуб базовой командой для сборной, каким было в советское время киевское «Динамо».
Попытка усидеть на двух стульях закончилась для Бышовца плачевно. Сначала Виталий Мутко убрал его из «Зенита», а затем Вячеслав Колосков - из сборной. Только к моменту начала розыгрыша Кубка России Анатолий Федорович еще занимал два кресла. «Зенит» как раз в этот момент стал сдавать свои позиции в чемпионате, в итоге финишировав пятым.
На интересе к матчу в Саратове проблемы питерской команды никак не сказались. На стадионе «Локомотив», вмещавшем 14,5 тысячи зрителей, был аншлаг. Поддержать «Сокол» приехал и губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков.

Правило «бывших» сработало

Стартовый состав гостей навел саратовских болельщиков на мысль о том, что питерцы решили пожертвовать Кубком ради успешного выступления в чемпионате. На поле не появились Юрий Вернидуб, Сергей Герасимец, Александр Куртеян, Роман Максимюк и Александр Панов. Правда, три последних вышли на замену после перерыва и внесли перелом в игру.
Версию о том, что «Зенит» мог пожертвовать Кубком ради борьбы за высокие места в чемпионате, гарантировавшие путевку в еврокубки, позже подтвердил в одном из интервью Алексей Игонин. «Никто не назвал бы вылет из Кубка на первой же стадии трагедией», - признался он. Действительно, никто не мог предвидеть осенью майского триумфа, а скамейка у Бышовца была не такой уж длинной. Во всяком случае, не такой, как сейчас, когда руководители «Зенита» могут спокойно отпустить двух-трех футболистов в аренду в «Сочи».
На первых минутах саратовцы тушевались. Защитник Олег Мусин неловко откинул мяч Юрию Окрошидзе - и от автогола хозяев спас Владимир Заярный. Он вынес мяч с ленточки ворот. Для того чтобы прийти в себя, «Соколу» понадобилось совсем немного времени. Начиная уже с 7-й минуты хозяева прижали питерцев к воротам Романа Березовского.
На беду «Зенита», в составе хозяев на поле вышли не пригодившиеся Бышовцу вратарь Окрошидзе и форвард Владимир Лебедь. Его сам Анатолий Федорович и приглашал в Питер, но в итоге Владимиру пришлось продолжить карьеру в Саратове и доказать, что против бывшего клуба не пригодившиеся ему футболисты играют с запредельным настроем.
На 9-й минуте Лебедь оставил за спиной двух защитников гостей и неотразимо пробил под перекладину. Через шесть минут в борьбе с Александром Кондрашовым в штрафной «Зенита» упал Стогов. Эпизод в отчетах журналистов был трактован по-разному. В саратовских изданиях написали, что защитник гостей нарушил правила, в питерских решение арбитра Лом-Али Ибрагимова назвали странным.
Интересно, что в 1998-м судья из Грозного представлял Краснодар. Хотя жил в Москве. Как бы то ни было, но после того, как рефери с тройной пропиской назначил 11-метровый, к «точке» вышел Лебедь и не оставил шансов Березовскому.
Во втором тайме на поле вышел еще один «бывший», форвард Игорь Данилов. Тот самый, что забил памятный гол «Спартаку» в заключительном матче сезона-1996. Он тоже не пригодился Бышовцу, а при счете 2:0 мог просто «похоронить» «Зенит», но не использовал выход один на один.

В трех минутах от сенсации

Хозяева уже настраивались на банкет в честь великой победы и повышенных премиальных, но в составе «Зенита» нашелся игрок, который перевернул ход встречи. Двукратный обладатель Кубка Украины в составе донецкого «Шахтера» Александр Бабий на 87-й минуте решился на дальний удар. Окрошидзе контролировал полет мяча, но случился рикошет, после которого зенитовцы поспешили установить мяч на центр - 2:1.
Почувствовав возможность чудесного спасения, питерцы концовку встречи провели в штрафной хозяев и ее ближайших окрестностях. «Сокол» терпел и ждал финального свистка, но в последней в основное время атаке Максимюк принял мяч в районе вратарской, обработал его и неотразимо пробил. В дополнительное время счет не изменился, и всё решилось в серии пенальти.
И здесь настал час Березовского, который отразил удары Заярного и Мусина. Пенальтисты «Зенита» были точны. Не только штатный исполнитель 11-метровых Куртеян, но и поймавший кураж Бабий, и практически всегда безупречный при выходах к «точке» Геннадий Попович, и капитан команды Василий Кульков, поставивший победную точку в этом триллере. Так был сделан первый шаг к почетному трофею.

 

Александр КУРТЕЯН: Без везения побед не бывает

Полузащитник, а после завершения карьеры - главный тренер сборной Молдавии, в сезоне-1998 был одним из лидеров «Зенита». В Саратове его выход на поле во многом изменил ход игры, а в послематчевой серии пенальти именно Куртеян задал победный тон.

- «Зенит» завершил первый круг лидером чемпионата, занимая первую строчку на протяжении семи туров, но затем последовал спад. Он был связан с тем, что Анатолий Бышовец стал совмещать посты главного тренера в клубе и сборной?
- Мне кажется, Анатолий Федорович вообще больше думал о сборной. Это не лучшим образом сказалось на настроении игроков «Зенита». У нас тогда сложился очень хороший коллектив, и после стартовых побед над «Спартаком» и ЦСКА почувствовали, что можем бороться за самые высокие места. Только все вышесказанное никак не связано с кубковым матчем в Саратове.
- После того как в стартовом составе не вышли, кроме вас, Максимюк и Панов, у многих сложилось впечатление, что кубковой игрой пожертвовали ради успешного выступления в концовке чемпионата…
- Если бы дело обстояло именно так, то мы бы не спаслись во втором тайме при счете 0:2. У игроков «Зенита» даже мысли не было о том, что кубковый матч против команды первой лиги менее важен, чем поединки с московскими клубами в чемпионате.
- Стал ли для зенитовцев холодным душем дебют встречи, когда саратовцы уже к 16-й минуте вели с разницей в два мяча?
- Неожиданностью стало то, что мы горели сразу в два мяча. У волжан была очень хорошая команда с игроками, имевшими опыт выступления в высшей лиге. Никто не ждал, что в Саратове будет легко. Хотя в 1998-м никто не разбирал соперников так тщательно, как это делают сейчас.
- Саратовские журналисты в отчетах об игре отмечали, что ее характер изменился как раз во втором тайме после сделанных замен…
- Насколько помню, в раздевалке состоялся серьезный разговор. Вышли с большим желанием отыграться и пройти по кубковой сетке дальше.
- Гол после дальнего удара Бабия и рикошета - это везение?
- Футбол и состоит из таких вот нелогичных голов. Без везения побед не бывает. Мы не сдавались до конца и, возможно, именно за это и были вознаграждены.
- Серию пенальти в составе «Зенита» вы начинали, потому что были штатным пенальтистом команды?
- Ну, штатным пенальтистом я стал достаточно случайно. Список тех, кто будет исполнять пенальти, составлялся перед началом серии. Мне было все равно, каким по счету бить.
- С позиций случайного штатного пенальтиста, 11-метровый - это лотерея?
- Все-таки лотерея, но шансов вы­играть в ней у вратаря больше. Вышедшие к «точке» игроки частенько в последний момент меняют изначально принятое решение, куда бить. В этот момент у вратаря и есть шанс подловить бьющего.
- На тренировках вы часто били пенальти Березовскому?
- Не буду создавать легенды и мифы. Нечасто, и специально пенальти мы не отрабатывали. Хотя Рома, потащивший два пенальти в Саратове, стал героем матча. Он вообще был хорош в этом компоненте и частенько выручал «Зенит», когда назначались 11-метровые. Всегда был уверен, что в серии послематчевых пенальти один-два удара Березовский отразит. Нужно самим забивать. Так и случилось в Саратове.
- После окончания сезона-1998 вы уехали из Санкт-Петербурга в Гамбург. Играя в Бундеслиге, следили за кубковым путем «Зенита»?
- В ту пору в Германии смотреть матчи с участием российских команд было достаточно сложно. За информацией в прессе следил. Надеялся и верил в ребят. Команда-то у нас была очень хорошая!
- Какой-то наградой ваше участие в двух первых кубковых матчах было отмечено?
- Мне вручили кубковую медаль. Все-таки свою лепту в завоевание трофея я внес.
- В чем была сила вашего «Зенита»?
- У нас была очень дружная команда. Может быть, в индивидуальном мастерстве мы и уступали игрокам ведущих в ту пору клубов, но мы всегда готовы были биться друг за друга. Все началось с первого матча сезона, когда мы на «Петровском» обыграли «Спартак». До этого питерская пресса не слишком высоко оценивала наши перспективы, а мы играли и побеждали. И никто не разделял футболистов на местных и приезжих, а все легионеры прекрасно говорили по-русски.

 

Юрий ОКРОШИДЗЕ: Хотели порадовать саратовцев, но произошел несчастный случай


Летописцы «Зенита» по аналогии с всесоюзным, а ныне всероссийским «Клубом Льва Яшина» организовали «Клуб Леонида Иванова». В него зачисляют вратарей «Зенита», сыгравших 25 «сухих» матча в различных турнирах, включая игры за сборную. С большим отрывом его возглавляет сегодня Вячеслав Малафеев (179 «сухих» матчей за питерский клуб и сборную), а Юрий Окрошидзе, на счету которого 48 таких игр, опережает и Андрея Лунева (47), и Камила Чонтофальски (37). Только в сентябре 1998 года Юрий оказался по другую сторону баррикад, защищая ворота саратовской команды.
- Почему вы перешли из «Зенита» именно в «Сокол», выступавший тогда в первой лиге?
- Уходил в Саратов за игровой практикой. Тренерский штаб «Зенита» дал понять, что вратарем номер один будет Березовский. А из «Сокола» последовало предложение, которое перед началом сезона принял.
- Доверял ли вам главный тренер волжан Владимир Федотов?
- На сборах, где хорошо себя зарекомендовал, выиграл конкуренцию у остальных вратарей. В первой лиге в том сезоне была серьезная конкуренция, и мы неплохо выступали. Финишировали третьими, в шаге от перехода в высшую лигу.
- Для Саратова приезд «Зенита» стал событием?
- Конечно. На трибунах был аншлаг, и мы очень хотели порадовать наших болельщиков победой над клубом из элиты.
- Вы 87 минут сохраняли свои ворота в неприкосновенности, дублем отметился Владимир Лебедь, убойный момент был у Игоря Данилова. Бывшие зенитовцы могли «похоронить» родной клуб.
- Не буду лукавить и говорить о том, что для меня это был обычный матч. Настрой был запредельный. Убежден, что и у Лебедя с Даниловым тоже. Любой футболист, играя против своего бывшего клуба, стремится показать все, на что способен.
- Гол после рикошета - это несчастный случай?
- Любой рикошет - это несчастный случай. В таких эпизодах невозможно просчитать траекторию полета мяча. В моей карьере, как в карьере любого вратаря, было много подобных моментов.
- Перед кубковой игрой в «Соколе» репетировали серию пенальти?
- Не помню, чтобы мы специально отрабатывали пенальти и готовились решать судьбу путевки в следующий раунд в лотерее. На тренировках после окончания командной работы практически всегда оставались с полевыми игроками поработать над ударами с 11-метровой отметки. Штатных пенальтистов «Зенита» совершенно точно не изучал. Это вообще бесполезное занятие. Пенальтисты тоже готовятся, и если в предыдущей встрече били в один угол, вряд ли в следующей ударят туда же.
- Какая обстановка была в раздевалке после поражения в серии пенальти в практически выигранном матче?
- Конечно, было огромное разочарование. Вести практически всю игру - 2:0 и пропустить два гола за три минуты в концовке!
- Как вы восприняли победу «Зенита» в этом розыгрыше Кубка?
- Радовался, конечно. Для меня «Зенит» - не чужая команда. О том, что «Сокол» в равной борьбе уступил будущему обладателю трофея, уже не думал. А ведь мы могли выбить «Зенит» из Кубка России!

Футбол «Зенит» ФК Кубок России
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

20 января