Для корреспондента «Спорт уик-энда» Олимпиада-2000 стала первой из девяти, на которых довелось поработать. Одним из самых ярких сиднейских впечатлений стала победа Ирины Приваловой в забеге на 400 м с барьерами. Серебряного призера Деон Хеммингс с Ямайки российская бегунья опередила на 0,43 секунды. По меркам бега на круг с барьерами - целая вечность. И это при том, что олимпийская чемпионка Атланты Хеммингс показала в решающем забеге в Сиднее свой лучший результат сезона.
Соперницами Приваловой в олимпийском финале были чемпионки мира разных лет в беге на 400 м с барьерами марокканка Нуза Бидуан и кубинка Даими Перния, будущие призеры Олимпиады в Афинах украинка Татьяна Терещук и румынка Ионела Тирля. Каждая из них, как и Хеммингс, не без основания считались претендентками на олимпийское золото. Сама же Ирина на этой дистанции не провела и десяти соревнований.
Один из иностранных коллег, давно специализировавшийся на освещении легкоатлетических соревнований, в пресс-центре негодовал: «Это же сломает всю систему подготовки барьеристок! Не нужно будет тренироваться на этой дистанции годами, достаточно взять сильную бегунью на спринтерские дистанции и отвезти ее в Москву к тренеру Владимиру Паращуку. Тот за год сделает из нее великую барьеристку!»
Действительно, именно столько потребовалось Приваловой, чтобы освоить технику и тактику бега на одной из сложнейших дистанций в легкой атлетике. До этого она специализировалась в спринте, на Олимпиаде в Барселоне завоевала бронзу на стометровке и серебро в эстафете 4х100 м, выступая за Объединенную команду. До сих пор ей принадлежат семь рекордов России на различных спринтерских дистанциях и в эстафетах на стадионе и в зале. Решение резко сменить специализацию пришло к Приваловой и Паращуку, который был тренером и по совместительству мужем спортсменки, на чемпионате мира 1999 года.
Они приехали в Севилью, но выступить там Ирина не смогла из-за мучивших ее травм. Для спринтера это означало конец карьеры. «Мы смотрели финал забега на 400 м с барьерами, - вспоминала в одном из интервью Привалова. - Муж что-то засек на секундомере и спросил: «Ты бы так смогла?» В юности бегала барьеры, понятие о технике имела. С ходу ответила: «Конечно, смогла бы». А Паращук сразу же все просчитал. У него так голова была устроена. После операции резкие нагрузки в гладком спринте сразу же приводили к обострению боли, и муж сказал: «Попробуем».
Подготовка к победной Олимпиаде проходила в полном соответствии с рекомендациями науки, которым доцент кафедры физического воспитания и спорта МГУ Паращук неукоснительно следовал. За полгода до Олимпиады Привалова вместе с мужем-тренером отправилась на месяц в Австралию. Моделировали процесс адаптации к местным условиям и тренировались в феврале на воздухе в хороших условиях. Для начала поставили цель пробежать 300 м за 40 секунд, иначе смысла готовиться к олимпийским стартам просто не было.
Как вспоминала Привалова, сразу же переходить к бегу с барьерами на круг было тяжеловато. А так даже тренировочную методику особенно не поменяли. Просто поставили в нужных местах барьеры. И главное - стало понятно, что приезжать в Сидней нужно за три недели до финального забега. Так и сделали, прилетев в Австралию первым же самолетом российской делегации. Что было потом, известно. Хотя в финал Привалова отобралась со вторым результатом (лучший был у Хеммингс), в решающем забеге она не оставила никаких шансов титулованным соперницам, всю жизнь бегавшим барьеры.
Интересно, что впервые на страницах популярного спортивного журнала фото Приваловой появилось, когда она училась в старших классах средней школы и даже не мечтала об олимпийском золоте. Семья Приваловых жила в Олимпийской деревне. В начале 80-х этот московский микрорайон считался едва ли не самым престижным в столице. Репортеры искали обычную советскую семью, в которой большое внимание уделялось спорту. Выбор пал на Приваловых.
Родители Ирины были поклонниками модного тогда учения педагога Бориса Никитина о закаливании в юном возрасте. Как рассказывала уже ставшая олимпийской чемпионкой Привалова, это принесло свои плоды, и она ни разу не обращалась к врачам по поводу простуды. Девочка ходила в обычную секцию легкой атлетики. Поначалу тренеры видели в ней прыгунью в высоту, затем будущая чемпионка переключилась на прыжки в длину и спринт.
Из окон квартиры Приваловых открывался прекрасный вид на высотку МГУ, и после окончания школы Ирина поступила на факультет журналистики. Благо, в университете уделяли огромное внимание спорту и создавали условия для учебы и тренировок потенциальных чемпионов. В 18 лет Привалова вышла замуж, родила сына и даже некоторое время выступала под фамилией Сергеева. Правда, студенческий брак оказался недолговечным. В отличие от союза с тренером Паращуком, который и привел супругу к олимпийскому пьедесталу сначала в спринте, а затем и в барьерном беге на 400 м. В послужном списке олимпийской чемпионки еще шесть медалей чемпионатов мира, включая золото Штутгарта-1993 в эстафете 4х100 м.
В 1988-м 20-летняя Привалова, уже успевшая стать мамой, выиграла свою первую золотую медаль на чемпионате СССР. В одном из интервью Ирина назвала эту победу главным достижением в карьере, без которого не было бы дальнейших успехов. Ведь такой прыти от студентки МГУ никто не ожидал. Даже стипендию члена сборной СССР она не получала и ездила на сборы за свой счет вплоть до чемпионата мира 1991 года в закрытых помещениях, где она стала чемпионкой на дистанции 60 м и завоевала серебро в забеге на 200 м.
Самым досадным в карьере Ирина считает поражение в финале стометровки на Олимпиаде-1992. В Барселоне она была в прекрасной форме, но, как говорят легкоатлеты, «проспала» старт. Ушла на дистанцию лишь 0,233 секунды после выстрела стартера. В итоге проиграла американке Гейл Диверс и Джульет Катберт с Ямайки. Очень обидным было и поражение в эстафете. Привалова на последнем этапе лидировала, но уже в финишном створе ее опередила американка Гвен Торренс.
И все же Привалова считает свою жизнь счастливой. Мужу и тренеру она подарила двух дочерей. Решив посвятить время семье, Ирина пропустила Олимпиаду-2004 в Афинах. А вот к Пекину решила тряхнуть стариной, но не сумела пройти отбор в олимпийскую команду. После этого завершила спортивную карьеру.
У нее уже был к тому времени диплом журналиста. Как призналась сама Ирина, за годы учебы она приобрела такое важное в любом деле качество, как коммуникабельность. Работать по полученной специальности Привалова не стала. Тренировала легкоатлетов в спортивном клубе МГУ, занимала там важные административные посты. К сожалению, в 2017 году ушел из жизни Паращук, с именем которого связаны все победы Приваловой.
Неожиданно для многих в ноябре 2020 года олимпийская чемпионка выставила свою кандидатуру на выборах президента Всероссийской федерации легкой атлетики. Главной задачей Привалова считала налаживание связей с World Athletics и снятие с ВФЛА бана, наложенного за нарушения антидопингового законодательства. Немалую роль должен был сыграть авторитет олимпийской чемпионки, ее безупречная репутация без единого допинг-прокола и та самая коммуникабельность, приобретенная на факультете журналистики МГУ.
Победить на выборах Приваловой не удалось, но некоторое время она возглавляла ВФЛА. В феврале 2021 года избранный президентом Петр Иванов передал ей свои полномочия. В соответствии с решением Спортивного арбитражного суда государственным служащим в России было запрещено руководить спортивными организациями, а Иванов занимал важный пост в структуре РЖД.
Сейчас Привалова является первым вице-президентом ВФЛА, ведет большую работу по развитию легкой атлетики в нашей стране и ее возвращению на международную арену. И наверняка мечтает, чтобы нынешнее поколение российских легкоатлетов испытало такие же эмоции, как и она на финише в Сиднее.

 

Сабля в «золотой» левой

Четырехкратному олимпийскому чемпиону - 80

В мире всего девять спортсменов, которым удавалось побеждать на четырех и более летних Олимпиадах. В этом списке великих британцы гребец Стивен Редгрейв и яхтсмен Бен Эйнсли, американцы легкоатлеты Альфред Ортер и Карл Льюис, а также пловец Майкл Фелпс, шведский байдарочник Герт Фредрикссон, датский яхтсмен Пауль Эльфстрем, кубинский борец Михаин Лопес Нуньес. В этой звездной компании почетное место занял советский саблист Виктор Сидяк. Его считают своим и в России, и в Белоруссии, и на Украине.
Родился будущий четырехкратный олимпийский чемпион в Кузбассе. Оттуда вместе с родителями уехал сначала в Донецк, а затем во Львов. Там Виктор и начал заниматься фехтованием. Конечно, сыграла свою роль мальчишеская увлеченность романами Александра Дюма, но еще большую - настойчивость тренера Геннадия Галиакбарова, буквально затащившего перспективного левшу в спортивную секцию.
После окончания школы Виктор хотел поступать в институт физкультуры, но отец настоял на учебе в Донецком политехническом. Сидяк достаточно быстро понял, что инженером не будет. Он вернулся во Львов и стал заниматься у тренера Александра Феля в СКА. Это предполагало службу в армии, что не остановило Виктора. Перед тем, как попасть в спортроту, он даже прошел курс молодого бойца без всяких послаблений.
В СССР левшей частенько переучивали. Под эту практику попал в школьные годы и Сидяк. Писать стал правой рукой, но фехтовать продолжал левой. Благодаря этому и попал на тренировочный сбор олимпийской команды СССР перед Токио. В составе главных соперников наших саблистов были левши, а в нашей стране кроме тогда 20-летнего Сидяка - нет. Попасть на Олимпиаду-1964 молодому саблисту не удалось, но следующие четыре были «его».
Свое первое золото Виктор завоевал в Мехико, став чемпионом в команде вместе с Владимиром Назлымовым, Эдуардом Винокуровым, Марком Ракитой и Умяром Мавлихановым. После своей первой Олимпиады Сидяк переехал в Минск, поступил там в институт физкультуры и стал защищать цвета местного СКА. В Мюнхене советской команде саблистов не удалось повторить достижение четырехлетней давности. В финале уступили итальянцам.
Сидяк без золотой медали не остался. Он стал первым советским саблистом, выигравшим личный турнир на Олимпиаде. В командных соревнованиях Виктор фехтовал с травмой. У соперника сломалась сабля, и острый кусок оружия через защитную сетку влетел прямо в глаз Виктора. Пытались вытащить его магнитом - не получилось. Хорошо, что оперировавшие советского саблиста немецкие хирурги сработали профессионально, и в дальнейшем со зрением у Сидяка проблем не возникло.
А сразу же после операции продолжать соревнования немецкие медики Виктору не рекомендовали, но он решил иначе. Врачи сборной СССР, опасаясь ответственности, даже потребовали от Сидяка расписку, снимающую с них ответственность. На поединок против команды Венгрии Виктор вышел с повязкой на глазу, что ввергло в шок зрителей и соперников. Под анестезией глаз не болел, но фехтовать с повязкой было неудобно. Сидяк практически не чувствовал дистанцию и никак не мог приспособиться для защиты справа, но в полуфинале выиграл все три боя у венгерских саблистов.
На двух следующих Олимпиадах, в Монреале и Москве, Виктор снова поднимался на высшую ступеньку пьедестала почета вместе с товарищами по команде. В его послужном списке еще семь золотых медалей чемпионатов мира, причем шесть из них - командные. Даже в 37 лет после завершения московской Олимпиады Сидяк хотел продолжить карьеру, чтобы завоевать еще одно олимпийское золото.
Только спортивное начальство решило, что пора дать дорогу молодым. Сидяка вместе с Назлымовым с почетом проводили на тренерскую работу. Как человек военный, Виктор подчинился. Главный по спорту в ЦСКА генерал Виктор Марущак направил четырехкратного олимпийского чемпиона в Венгрию, где базировалась группа советских войск, на должность заместителя начальника спортивного клуба. Оттуда перевели в Киев заместителем председателя ДОСААФ. В звании подполковника Сидяк демобилизовался и уехал в Минск.
Богатый опыт четырехкратного олимпийского чемпиона по фехтованию ни в СССР в конце его существования, ни в первые годы в независимой Белоруссии оказался невостребованным. Сидяк попробовал заняться бизнесом, построив вместе с партнерами завод по производству шампуней. Конкурировать с зарубежными поставщиками было очень тяжело и стать миллионером триумфатору четырех Олимпиад не удалось. В 1992 году Сидяка пригласили в Италию. Вот там его опыт оказался востребованным. Восемь лет легендарный советский саблист работал тренером в Ливорно, подготовив олимпийского чемпиона Альдо Монтано.
Вернувшись в Белоруссию, стал генеральным секретарем Ассоциации профессионального… бокса. Удивительно, но опыт фехтовальщика пригодился мастерам кожаной перчатки. В 2007 году Сидяк перебрался в Россию, где возглавил Центр олимпийской подготовки в Подмосковье. Он навсегда вписал свое имя в олимпийскую летопись и в историю спорта нашей страны, где никто не разделял атлетов на россиян, белорусов и украинцев.

 

Золотая рыбка из Севастополя

Первой советской олимпийской чемпионке по плаванию исполнилось бы 75

Если бы в детском саду маленькой Гале Прозуменщиковой сказали, что она станет олимпийской чемпионкой по плаванию, девочка ни за что бы не поверила. Ведь больше всего в жизни она боялась воды. Хотя и жила в Севастополе на берегу Черного моря.
Все изменилось, когда в школу, где училась будущая чемпионка, пришла тренер Елена Алексеенко. Она пригласила всех ребят на занятие в бассейн. Решила пойти и Галя, чтобы избавиться от страха перед водой, над которым уже подшучивали одноклассники. Крытых бассейнов в Севастополе тогда не было. Занятия проходили в море. Просто маленький участок отгородили от остальной акватории брезентом.
На тренировках Гале очень понравилось. Опытный тренер Алексеенко проводила занятия в игровой форме. К тому же у Прозуменщиковой сразу же стало получаться лучше, чем у других девочек. Приятно было почувствовать себя ловкой и сильной! От водобоязни не осталось и следа.
В 14 лет Прозуменщикова стала мастером спорта и установила юношеский рекорд страны на дистанции 100 м брассом. Способную спортсменку сразу же отметили тренеры сборной и отправили на чемпионат Европы в Лейпциг. У 15-летней брассистки перед стартом на Олимпиаде в Токио уже был некоторый международный опыт. Правда, она все равно оставалась девчонкой, которая не задумывалась об ответственности перед страной.
В олимпийской деревне Галя решила прокатиться на велосипеде. Свалилась с него и на стартовой тумбочке в бассейне стояла с разбитой коленкой. Это не помешало ей финишировать на дистанции 200 м первой с олимпийским рекордом. Прозуменщикова опередила не только опытную Светлану Бабанину, но и американку Клаудию Колб, обновившую олимпийский рекорд в предварительном заплыве.
Победа советской школьницы стала главной сенсацией на соревнованиях по плаванию на Олимпиаде-1964. На двух следующих Играх, в Мехико и Мюнхене, Прозуменщикова завоевывала медали на дистанциях 100 и 200 м. Она шесть раз обновляла мировые рекорды, трижды побеждала на чемпионатах Европы. А на чемпионатах СССР приходила первой к финишу 27 раз!
Биография Прозуменщиковой сподвигла кинематографистов на создание фильма «Все решает мгновение», в которой в роли тренера снялся Александр Абдулов, а в роли спортивного комментатора Николая Николаевича сам Николай Николаевич Озеров. По сценарию премудрости плавания 15-летняя школьница Надя Привалова осваивала вместе с дельфином по имени Фрегат. Эту ленту снял на «Ленфильме» мэтр художественно-спортивной кинематографии Виктор Садовский. Роль дельфина в подготовке олимпийской чемпионки была весьма преувеличена, хотя многие восприняли домыслы кинематографистов всерьез.
После окончания школы олимпийская чемпионка переехала из Севастополя в Москву. Поступила на факультет журналистики МГУ, который окончила в 1976 году. Некоторое время даже работала по полученной в университете специальности в газете «Известия». Только вскоре поняла, что журналистика - это не ее.
Как часто повторяла Прозуменщикова, от притяжения бассейна никуда не уйти. Она работала детским тренером и активно участвовала в ветеранских соревнованиях, завоевывала медали на чемпионатах мира и Европы. А еще Галина Николаевна была хранительницей домашнего очага. У нее выросли замечательные сын и дочь. Олимпийская чемпионка Токио не раз подчеркивала, что работа тренера была для нее еще и необходимостью.
Во времена ее выступлений на плавательных дорожках советские спортсмены не осыпались благами со стороны государства, а о спонсорах вообще и слыхом не слыхивали. За победу в Токио Прозуменщиковой заплатили премию в 1600 рублей. Конечно, неплохие для 1964 года деньги, но даже на машину их не хватило. Серебряная и бронзовая медаль в Мюнхене в 1972 году были отмечены премией в 230 долларов. Негусто, согласитесь.
Впрочем, сама Прозуменщикова никогда не жаловалась на материальные проблемы. Вспоминала о своих победах на дорожках. Стиль севастопольской школьницы никто из специалистов не считал идеальным для брасса, но именно она произвела настоящий фурор в Токио. И стала первой советской олимпийской чемпионкой по плаванию.
Прозуменщикова ушла из жизни в 2015 году после продолжительной болезни. Ей было всего 66. Олимпийская чемпионка похоронена на Ваганьковском кладбище.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Хронограф-2023
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

20 января