ФУТБОЛ. ОЛИМПИАДА-1984. Ответный удар СССР
И в прошлом веке сверхдержавы переносили политические споры на спортивную арену - потом совместно осудили подобную практику, но, как показывают нынешние события, опыт прошлого уже забыт
Разговор с Сергеем ВЕДЕНЕЕВЫМ про олимпийскую сборную СССР, которая завоевала путевку, но не поехала на Игры в Лос-Анджелес-1984, читайте на 4-й странице. Свершение той команды нельзя недооценивать: после золотой Олимпиады-1988 российская (в первом случае - еще советская) футбольная сборная не реализовала ни одной из восьми попыток пробиться в финальный олимпийский турнир. А ведь совсем не исключено, что команда Владимира Салькова была способна бороться за медали любого достоинства в Лос-Анджелесе.
Судите сами. Тогда на Европу полагалось лишь четыре путевки на Олимпийские игры. Команды соцстран, которые по регламенту тех лет могли выставлять практически всех сильнейших игроков, специально сводили в отборе между собой. Поэтому на пяти предыдущих Олимпиадах подряд в финал выходили исключительной команды, представляющие социалистический лагерь. Исходя из этого состав нашей отборочной группы нельзя было недооценивать: Венгрия дважды становилась олимпийским чемпионом, Болгария была финалистом. И сборная СССР, в которой играли Федор Черенков и Валерий Газзаев, Николай Ларионов и Сергей Веденеев, Геннадий Литовченко и Игорь Беланов, Сергей Гоцманов и Сергей Алейников, в упорной борьбе заняла 1-е место. Преимущество нашей команды в очках могло быть и более ощутимым, но перед домашним матчем последнего тура ее устраивало даже поражение от венгров с некрупным счетом (проиграли «как надо» - 0:1).
Победителями отборочного турнира-1984 стали сборные СССР, ГДР, Югославии и Франции, для которой был устроен отдельный путь. И лишь когда из-за бойкота Олимпийских игр в США со стороны стран Варшавского договора команды СССР и ГДР отказались от участия в олимпийском турнире, то их заменили сборные ФРГ и Норвегии.
Олимпиада-1984. Зона УЕФА.
1-я отборочная группа
И | В | Н | П | М | О | |
1. СССР | 6 | 3 | 2 | 1 | 9-4 | 8 |
2. Венгрия | 6 | 3 | 2 | 1 | 8-5 | 8 |
3. Болгария | 6 | 1 | 5 | 0 | 7-5 | 7 |
4. Греция | 6 | 0 | 1 | 5 | 4-14 | 1 |
Эту фотографию недавно прислал постоянному эксперту нашей газеты Сергею Веденееву один из старых друзей. Интересно, что в архиве чемпиона СССР в составе «Зенита» такой не было. На фото - олимпийская сборная СССР, которая летом 1982 года под руководством Владимира Салькова начала подготовку к Олимпиаде в Лос-Анджелесе. В ту пору ещё никто и думать не думал, что наша страна прибегнет к бойкоту Олимпийских игр. И даже напротив! Примерно в эти же дни член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев сообщил главе МОК Хуану Антонио Самаранчу, что Советский Союз никогда не опустится до уровня американцев, которые вместе со своими сателлитами отказались в 1980 году от участия в московской Олимпиаде.
Если о грядущем бойкоте не знали высшие руководители Советского государства, то не могли, разумеется, знать об этом летом 1982 года и футболисты, которых вызвал на первый сбор только что назначенный главным тренером олимпийской сборной СССР Сальков. Был среди них и полузащитник «Зенита» Сергей Веденеев.
Июль 1982-го, Харьков - первые шаги
В те июльские дни наша команда нового созыва впервые собралась на базе и провела два матча - в Харькове и Краснодаре. Перед одной из этих встреч и был сделан редкий снимок, который спустя ровно 40 лет прислали Веденееву. Вот только где именно фотокорреспондент запечатлел нашу команду? На Украине или на Кубани? Сергей Геннадьевич затруднился с ответом, лишь заметив, что отправил фото в Москву Владимиру Сочнову, в те времена спартаковцу и свежеиспечённому партнёру по олимпийской сборной.
Забегая вперёд, отметим, что позже пути Веденеева и Сочнова пересекутся в Куйбышеве, где оба играли за «Крылья Советов», а сейчас оба ветерана являются участниками конкурса «Футбол-прогноз», который уже много лет проводится на страницах нашей газеты. А тогда молодые, полные надежд, один - футболист «Зенита», а другой - «Спартака», в составе сборной они начали подготовительный цикл к Олимпиаде-84. Но дело не в том: и Сочнов тоже спустя несколько десятилетий географическую привязку фотографии уточнить не смог.
Ключ к разгадке, казалось, найти просто. Поскольку в двух первых матчах - в Харькове и Краснодаре - на поле в стартовых составах олимпийской сборной, пусть и сохранившей ко второй игре костяк команды, вышли разные игроки, то оставалось опознать тех футболистов, изображённых на фото незадолго до стартового свистка, которых мы знали наверняка. А там уже, действуя методом исключения...
Сложности добавило вот какое обстоятельство. Веденеев и Сочнов, которых определили на фотографии, что называется, на раз-два, в обоих матчах были в стартовом составе. Как и легко узнаваемые Фёдор Черенков и Эдгар Гесс. Это обстоятельство, конечно, с одной стороны, сузило масштабы поиска, но... Поди угадай, где здесь Ашот Хачатрян, а где Сашик Керопян, и где же именно расположились Мустафа Белялов и Асим Худиев, и есть ли они на нашем фото вообще.
За «Камп Ноу» - реванш на улице Плехановской
Между тем соперницей наших футболистов по первому матчу - в Харькове - стала олимпийская сборная Польши. Интерес к игре - контрольной игре, заметим, с участием команд, которые ещё никак и нигде заявить о себе не успели - царил немалый. На стадионе «Металлист», что на улице Плехановской, ныне переименованной в честь нациста, собрались 7 тысяч болельщиков.
Возможно, добавляли градуса в интригу недавние события в Испании. Дело в том, что всего лишь двумя днями ранее главная сборная СССР на ЧМ-1982 в решающем матче второго группового этапа, который состоялся на стадионе «Камп Ноу», встретилась с поляками и сыграла вничью (0:0). В тех турнирных обстоятельствах этот результат означал для нас поражение. Польша вышла в полуфинал, а советская команда сошла с дистанции в шаге от медалей. Досадно было. А тут снова поляки...
Что ж, можно сказать, советский футбол спустя два дня после неудачи в далёкой Барселоне взял на родной земле, в Харькове, своеобразный реванш. Олимпийская сборная СССР обыграла олимпийскую сборную Польши - 2:1. Как сообщала газета Харьковского обкома Компартии Украины «Красное Знамя», непрерывный дождь ограничил возможности и нашей, и польской команд, затруднил действия игроков. Газета, однако, уточнила, что активнее провели встречу футболисты сборной СССР.
В общем, уже на 1-й минуте сольный проход Александра Сорокалета по левому краю закончился точной передачей к одиннадцатиметровой отметке, и набежавший Эдгар Гесс точно пробил по воротам - 1:0. Позже поляк по фамилии Баран после подачи углового головой провёл ответный мяч и сквитал результат. Решил же судьбу встречи в нашу пользу пенальти, забитый на 58-й минуте Фёдором Черенковым.
И вот перед нами фото. Рядом - стартовый состав олимпийской сборной СССР в харьковском матче. Вратарь Валентин Елинскас из одесского «Черноморца», полевые игроки: спартаковцы Владимир Сочнов, Эдгар Гесс и Фёдор Черенков. Сергей Веденеев - единственный представитель «Зенита», киевские динамовцы Сергей Журавлёв, Александр Сорокалет и Виктор Хлус, их минский одноклубник Сергей Гоцманов, Александр Малышенко из луганской «Зари» и Асим Худиев из бакинского «Нефтчи». С этим понятно. Но это на бумаге всё ясно, а на фото? Если Харьков - то вот Худиев. А если Краснодар - то Керопян это или Хачатрян?
Перехват Веденеева, пас Плошнику и удар Керопяна
Попутно отметим: это была первая игра формируемой олимпийской сборной, и состав её впоследствии неоднократно будет корректироваться Сальковым, однако костяк команды на протяжении долгого времени останется неизменным. Веденеев окажется в основной обойме, пока не грянут события, не имеющие отношения к спортивному принципу отбора футболистов. Но об этом - чуть позже. А пока вернёмся в июль 1982 года.
Спустя четыре дня после матча в Харькове наша и польская олимпийские сборные должны были встретиться уже в Краснодаре. Но из-за нелётной погоды поляки более суток просидели в аэропорту Харькова, прилетели на берега Кубани в семь часов утра в день матча и попросили отсрочки. Вступать в бой с колёс, понятно, желанием они не горели. Было ещё одно обстоятельство для такой просьбы. Главная сборная Польши играла в полуфинале ЧМ-1982 с Италией, и пропустить телевизионную трансляцию такой игры польские олимпийцы никак не хотели.
К слову, радости полякам встреча со «Скуадрой адзуррой» в полуфинале чемпионата мира не принесла. Нападающий будущих чемпионов мира Паоло Росси, оформив дубль, сразил польскую мечту о чемпионском титуле. Между тем календарь подготовки олимпийцев советская сторона старалась соблюдать. Что ж, свято место пусто не бывает. В тот день с готовностью использовала возможность встретиться с олимпийцами СССР местная «Кубань». Клуб из Краснодара играл тогда в высшей лиге союзного чемпионата, и дела её складывались неплохо. Первый круг команда завершила с одним очком отставания от «Спартака» - будущего бронзового призёра.
Но что же наша игра? Олимпийская сборная СССР... проиграла «Кубани» со счётом 1:2. Команда Салькова на исходе получаса игры вышла вперёд. В организации гола принял непосредственное участие наш постоянный эксперт и обладатель фотографии, которую видит сейчас читатель, - Сергей Веденеев. Его перехват положил начало голевой атаке сборной. Пресса сообщила об этом так: «Веденеев перехватил мяч в центре поля, дал пас Плошнику, а тот вывел на удар Керопяна, который и открыл счёт».
Но позже «Кубань» забила дважды. Уступая в счёте, на 89-й минуте сборная могла уйти от поражения, однако Сашик Керопян не сумел реализовать пенальти. На радость местным болельщикам удар с «точки» отразил никому не известный 18-летний голкипер «Кубани» Игорь Кулиш. В итоге - 2:1 в пользу «Кубани». Вот такая история второго матча олимпийской сборной.
Чтобы не томить читателя, скажем: перед ним 10 июля 1982 года на стадионе «Кубань» в Краснодаре и был сделан наш снимок. Изучая его, обратили внимание, что стартовый состав олимпийской сборной изменился практически наполовину. Это и помогло с окончательным вердиктом: снимок сделан в Краснодаре. Пятеро новых игроков, а шестеро, включая вратаря, Веденеева, Сочнова, Малышенко, Черенкова и Гесса, по-прежнему были в строю.
Вот она, олимпийская сборная СССР образца тех июльских дней: в верхнем ряду (слева направо): Мустафа Белялов («Пахтакор»), Валерий Глушаков (ЦСКА), Ашот Хачатрян («Арарат»), Владимир Сочнов («Спартак»), Александр Плошник («Кубань»), Валентин Елинскас («Черноморец»); в нижнем ряду (слева направо): Сергей Веденеев («Зенит»), Сашик Керопян («Арарат»), Александр Малышенко («Заря»), Фёдор Черенков, Эдгар Гесс (оба - «Спартак»).
В Кувейт не надо, против ГДР - обязательно
Уже после говорили с Веденеевым о дальнейшей судьбе команды. В августе эксперт нашей газеты был вновь призван в ряды олимпийской сборной, которая улетела за тысячи километров от СССР. «Там, на островах Тринидад и Тобаго, провели два матча, в которых обыграли главную команду этой страны (1:0), а олимпийскую сборную «пиратов Карибского моря» и вовсе разгромили, забив пять безответных мячей, - рассказывает Веденеев. - Сальков мне безоговорочно доверял, используя на позиции опорного полузащитника».
Наступил октябрь. Сальков снова вызвал Веденеева в сборную. «Соперник был настоящий - крепкий, агрессивный - команда ГДР, которая двумя годами ранее в полуфинале московской Олимпиады обыграла сборную СССР (1:0) и перекрыла ей дорогу к золоту домашних Игр. Играли в Германии, почти весь второй тайм наша сборная провела вдесятером после удаления Сорокалета. У нас немцам забил наш немец - Гесс. Сыграли вничью со счётом 1:1, результат был признан нормальным, - рассказывает Веденеев. - А в ноябре в олимпийской сборной уже играли несколько игроков «Зенита» - Михаил Бирюков, Николай Ларионов и Юрий Желудков, - продолжает наш собеседник. - Были приглашены Игорь Беланов, Валерий Газзаев, Ярослав Думанский, Александр Заваров, Станислав Кочубинский. Последний, к слову, был из команды «СКА-Карпаты», которая играла в первой лиге. Сальков отбирал парней по игре. А ему было непросто - в олимпийском турнире по решению ФИФА не имели права выступать футболисты, которые участвовали в отборочных и финальных играх чемпионата мира».
В начале 1983 года олимпийская сборная совершила турне по Кувейту, где легко побеждала своих соперников. Веденеев в состав не попал, готовился в «Зените», но только до той поры, пока сборная не уступила олимпийцам Чехословакии со счётом 1:3. А впереди снова была команда ГДР - матч рассматривался как генеральная репетиция перед стартом в отборочном олимпийском турнире. И Сальков вновь пригласил в команду зенитовца Веденеева.
«Снова играли в Харькове, вышел в стартовом составе, - рассказывает Веденеев. - Победили немцев при 25 тысячах зрителей - и это на товарищеском матче - со счётом 3:1. Забили Заваров и Газзаев, оформивший дубль, а нам - с пенальти, когда ошибся Виктор Каплун. Отчисленный из киевского «Динамо», он играл как раз в харьковском «Металлисте». Сальков ему доверял. Но напряжение с каждым днём нарастало. До первого матча в олимпийском отборе оставался месяц».
«Коррективы» сверху и история с Черенковым
«Вообще тогда в прессе за промахи «убивали» футболистов наповал. Как Льва Яшина когда-то, - рассказывает Веденеев. - В стартовом матче отборочного цикла Олимпиады мы сыграли в Пловдиве с Болгарией со счётом 2:2. Провёл на поле всю игру, парни бились, а наутро узнаём из газет, что вратарь Вячеслав Чанов и защитник Белялов допустили грубые ошибки, причём на Чанова обрушился град упрёков. Даже вспомнили, как он пропустил четыре мяча в матче чемпионата СССР. Зачем? До сих пор не понимаю».
С болгарами игра была в мае. А в августе 1983 года Веденеев сыграл последний матч за олимпийскую сборную. «Игра была в Лужниках, афиша - закачаешься, - рассказывает наш собеседник. - Две команды Советского Союза на поле - главная под руководством Валерия Лобановского и олимпийская. По ту сторону футбольных баррикад - мой одноклубник Николай Ларионов. В атаке у главной команды, как сейчас помню, - Тарханов и Блохин, а во втором тайме - Андреев и Протасов. Их поддерживали из глубины Черенков, Литовченко, Оганесян. В общем, спустя час после начала игры мы уступали со счётом 0:4. Выручил олимпийскую команду зенитовец Владимир Клементьев. Вышел на замену и оформил дубль. В итоге - 2:4».
Увы, вскоре наверху было принято решение «внести коррективы». Олимпийскую сборную возглавил Эдуард Малофеев, и матч двух сборных страны стал последним для Веденеева и ещё нескольких футболистов в олимпийской команде. У нового тренера был свой взгляд на формирование состава: ряды олимпийцев пополнили динамовцы Минска - клубной команды, которую Малофеев и возглавлял. Зачастую, к слову, страсть к переменам оборачивалась удивительными историями, одну из которых вспомнил в нашем разговоре Веденеев.
А история такая: два заклятых друга - наставник первой сборной Валерий Лобановский и его коллега по олимпийской команде Эдуард Малофеев - иногда буквально рвали на части игроков. Так случилось, например, с Фёдором Черенковым. Осенью 1983 года полузащитник «Спартака» провёл весь матч в составе главной сборной СССР под руководством Лобановского против Польши в отборочном турнире Евро-1984 (2:0). Спустя три дня наставник олимпийской команды Малофеев бросил Черенкова в бой - и тоже на все 90 минут - на матч с Болгарией в квалификации Олимпиады-1984 (0:0).
Разумеется, во втором матче Черенков играл на пределе сил и, что естественно, заметно хуже, чем в матче со сборной Польши. «Думаю, - говорит сегодня Веденеев, - тренерские амбиции в этом случае шли не на пользу футболисту. У того же Малофеева хватало игроков в запасе. И он не мог не понимать, что Черенков устал, что на фоне усталости может выступить не так ярко и даже сломаться. Но, как говорится, закусил удила. Черенков, мол, «мой», а не Лобановского. Как полагаете, думал он о Черенкове в этот момент?»
«Ввиду грубого нарушения американской стороной Олимпийской хартии»
Как бы там ни было, до весны 1984 года олимпийская сборная СССР, которая завоевала путёвку в финальный турнир Олимпиады, продолжала подготовку к Играм. Уже даже были известны соперники нашей команды по групповому этапу - сборные США, Коста-Рики и Египта. Но 5 мая 1984 года руководство СССР приняло решение отказаться от участия в Олимпиаде. «Считать нецелесообразным участие советских спортсменов в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе ввиду грубого нарушения американской стороной Олимпийской хартии, отсутствия должных мер обеспечения безопасности для делегации СССР и развёрнутой в США антисоветской кампании», - говорилось в постановлении Политбюро ЦК КПСС.
Через три дня окончательный отказ был оформлен на пленуме НОК СССР 8 мая. Более 400 делегатов пленума единогласно проголосовали за то, чтобы не посылать советских олимпийцев в Лос-Анджелес.
В тот же день президент МОК Хуан Антонио Самаранч встретился с президентом США Рональдом Рейганом, который ничтоже сумняшеся назвал нашу страну «империей зла». Тем не менее говорят, что Рейган пригласил руководителя СССР Константина Черненко сообща возглавить церемонию открытия Игр в Лос-Анджелесе. 10 мая Самаранч был уже в Москве. Но тут главу МОК ждал холодный приём. Самаранча принял всего лишь заместитель председателя Совета министров Николай Талызин. Он сообщил главе МОК, что решение Советского Союза останется неизменным. К бойкоту присоединились ещё 14 стран.
«Досадно, что так получилось, - сказал в завершение нашего разговора Веденеев. - Но решение было принято. Как бы сложилась судьба борьбы за медали? Команда, на мой взгляд, была готова бороться за золото. Впрочем, четырьмя годами ранее наша сборная не смогла выиграть олимпийский турнир в Москве. Так что о результате в Лос-Анджелесе можно только гадать. В группе нам предстояло сыграть с командой США. Поражение в той ситуации было немыслимо. Тем не менее надо было ехать и бороться».
Добавим, что в тот же день, когда стало ясно, что несостоявшийся наш соперник американцы у себя дома на Олимпиаде не выйдут из группы, «Зенит» в чемпионате страны обыграл московское «Динамо» со счётом 1:0. «За футбольным турниром в Штатах мы не особо следили, - говорит Веденеев. - Наша команда шла к победе в чемпионате СССР. Конечно, в тот момент мы ещё даже думать не могли о чемпионских медалях. Но теперь, когда о собственной судьбе зашла речь, иногда думаю: играл бы в олимпийской сборной, пропуская подготовку и матчи «Зенита». А сборная по итогу в Америку не поехала. А в «Зените» между тем у нас в то время был состав золотой. Выпал - в основу почти наверняка не вернёшься. Может быть, что ни делается, то всё к лучшему?»
Андрей БАРАБАШ.