ХРОНОГРАФ-2023

Полвека назад, в ноябре 1973 года был сыгран (хотя правильнее будет сказать - не сыгран) самый странный матч в отборе на чемпионаты мира. Сборная СССР не явилась на игру против команды Чили на Национальном стадионе в Сантьяго. Хозяева начали с центра, закатили мяч в пустые ворота, арбитр зафиксировал техническую победу чилийцев, которая обеспечила им путевку в Германию. После этого на стадионе состоялся товарищеский матч, в котором сборная Чили проиграла бразильскому «Сантосу» со счетом 0:5.
Попробуем взглянуть на эту драматическую страницу истории отечественного футбола с разных позиций.

Необходимое предисловие

Из 16 путевок на ЧМ-1974 Европе выделили восемь, а Южной Америке - три, одна из которых досталась действующим чемпионам мира бразильцам. Еще одна путевка разыгрывалась в межконтинентальном «стыке». В зоне УЕФА в восьми группах было по четыре команды, а в одной - три, и именно в это трио, которому предстояло проводить дополнительные матчи с южно­американцами, угодила на жеребьевке сборная СССР.
Занять первое место в противостоянии с командами Ирландии и Франции было непросто. Но советская сборная дважды обыграла ирландцев (2:1 и 1:0) и обменялась победами с французами (0:1 и 2:0). В матчах между собой соперникам избежать очковых потерь не удалось. В результате команда Евгения Горянского заняла чистое первое место.
Чилийцам в квалификации пришлось еще более нелегко, хотя сборная Венесуэлы отказалась от участия в отборе. Путевку в стыковые матчи разыграли команды Перу и Чили, обменявшиеся домашними победами со счетом 2:0. В дополнительном матче в Монтевидео чилийцы победили - 2:1.
Первый межконтинентальный стыковой матч был запланирован на 26 сентября в Москве, ответный - на 21 ноября в Сантьяго.

Переворот в Чили не отменил игры в Москве

В ход футбольной истории вмешалась политика. В начале сентября в Чили произошел военный переворот. К власти пришла военная хунта во главе с генералом Аугусто Пиночетом, свергнувшая законное правительство во главе с социалистом Сальвадором Альенде. Руководитель чилийского государства погиб как герой с автоматом в руках при штурме президентского дворца «Ла Монеда» и был объявлен в СССР жертвой кровавого переворота, организованного при поддержке сил мирового империализма.
В Чили тысячи сторонников Альенде были изолированы в лагерях. Одним из них стал Национальный стадион в Сантьяго, где всегда играла сборная Чили. В Советском Союзе Пиночета иначе как кровавым диктатором не называли. Каждый день в газетах и по телевидению рассказывали о преступлениях чилийской хунты. На предприятиях проходили многолюдные митинги.
Удивительно, но в этой обстановке 21 сентября в штаб-квартире ФИФА президент Федерации футбола СССР Валентин Гранаткин встретился со своим чилийским коллегой Франциско Флуксой, чтобы обсудить стыковые матчи. Ни одна из сторон не обнаружила препятствий для их проведения. Однако на следующий день СССР разорвал дипломатические отношения с Чили. Ситуация накалилась, что всё же не помешало проведению матча в Москве, который завершился нулевой ничьей. После этого советская сторона очень неспешно стала прорабатывать вопрос о переносе ответной игры на нейтральное поле.

Пиночет тоже сомневался

Государственный переворот стал полной неожиданностью и для чилийских футбольных функционеров. Достаточно сказать, что игроки из провинции, приехавшие на сбор национальной команды, были размещены в гостинице напротив дворца «Ла Монеда». Их в экстренном порядке эвакуировали оттуда в момент начала штурма.
Всего через неделю после переворота сборная Чили вылетела из Сантьяго в Буэнос-Айрес, а оттуда - в Мексику, где победила хозяев в контрольном матче. Следующую контрольную игру чилийцы провели в Швейцарии, а 24 сентября транзитом через Румынию прибыли в Москву. Всё это время у них не было никакой связи с родными, оставшимися в Чили.
До последнего момента выезд чилийской сборной в Европу был под большим вопросом. В хунте прекрасно понимали политическую составляющую футбольного матча. Многие помнили, как диктатор Франко не пустил сборную Испании на отборочный матч Евро-1960 в Москву и забил, по образному выражению Никиты Хрущева, гол в свои ворота. А ведь чилийцы стояли в рейтинге гораздо ниже испанцев.
Уговорил военных доктор сборной, который по совместительству был личным врачом главнокомандующего ВВС и убедил своего подопечного получить «добро» от Пиночета. Диктатор помимо всего прочего опасался, что футболистов возьмут в заложники и потребуют их обмена на чилийских коммунистов, посаженных за решетку. Кроме того, в сборной Чили было несколько футболистов, считавшихся любимцами Альенде.
Не скрывал своих симпатий к социалистам нападающий Карлос Кассели. Уже после ЧМ-1974 генерал Умберто Гордон, которого Пиночет бросил на руководство футболом, запретил тренеру национальной сборной вызывать игравшего в Испании Кассели на матчи Кубка Америки. А в конце 80-х экс-футболист стал одним из лидеров движения, выступавшего за передачу власти от Пиночета демократически избранному правительству.
В Москве приняли чилийскую футбольную команду гостеприимно. Организовали экскурсию на Красную площадь и культпоход в Большой театр. Один из симпатизировавших режиму Альенде чилийских футболистов Леонардо Велис даже сумел предупредить сына одного из лидеров компартии Чили, учившегося в университете им. Патриса Лумумбы, о грозящей в случае возвращения на родину опасности.
Удивительно, но советские компетентные органы не воспрепятствовали получению визы «заместителю руководителя делегации». Этот немногословный сеньор категорически запретил футболистам отвечать на любые вопросы, связанные с политической ситуацией в Чили.
Зато не получили визы представители прессы. Исключение было сделано для одного-единственного чилийского журналиста, который и оповестил весь мир о сенсационной ничьей в Москве. Матч в Лужниках не показывали по телевидению, а отчеты появились только в специализированных спортивных изданиях. Состояли они исключительно из фраз, касающихся хода матча.

Был ли «заряжен» судья?

Сборная СССР тогда переживала смену поколений, но по именам все равно заметно превосходила чилийскую. Атаку возглавлял Олег Блохин, который всего через два года получит «Золотой мяч», приз лучшему футболисту Европы. Только тренеру Евгению Горянскому не удалось найти ключик к воротам, которые защищал Хуан Оливарес. Защитники чилийской сборной сумели нейтрализовать Блохина и игравшего вместе с ним в нападении Владимира Онищенко. Гости, отрядив в оборону шесть человек, не гнушались игрой на грани фола, а частенько и переходили эту грань.
Чилийский журналист Уго Гаск (тот самый единственный) утверждал, что рефери из Бразилии Армандо Маркес был ярым антикоммунистом и после беседы с руководителем чилийской делегации в присутствии заместителя руководителя судил как надо. Сам рефери категорически отказался комментировать подобные заявления даже после завершения карьеры.

Был ли концлагерь - комиссию не интересовало

На ответный матч в Сантьяго советская сборная ехать не собиралась. Решение об этом было принято в начале ноября, хотя никаких документальных свидетельств из ЦК КПСС до нынешней поры не представлено. Мотивировали это невозможностью играть в футбол на стадионе, где еще несколько недель назад содержались политические заключенные. Только слишком поздно спохватились партийные функционеры, от которых зависели подобные решения. Первый-то матч в Москве уже был сыгран! Чилийцы вполне резонно настаивали, что имеют полное право сыграть дома.
Их позиция была поддержана ФИФА. Международная федерация футбола послала в Сантьяго комиссию во главе с генеральным секретарем швейцарцем Гельмутом Кайзером и вице-президентом бразильцем Абильо д’Альмейдой. Первоначально в состав инспекции были включены Хельмут Ридель из ГДР и венгр Шандор Барч, но они отказались от поездки в Сантьяго - наверное, зря. Прибывшие чиновники заявили, что, если во время их визита на стадионе будет обнаружен хоть один заключенный, будет рассмотрен вопрос о переносе встречи в одну из соседних стран.
Комиссия провела ревизию Национального стадиона 24 октября, хунта к этому моменту сделала все возможное, чтобы скрыть все следы использования спортивной арены в качестве концлагеря. И это подручным Пиночета удалось. На специально созванной пресс-конференции под чутким присмотром адмирала Патрисио Кардахаля было заявлено, что играть на стадионе можно. Чилийцы даже провели две контрольные встречи с командами Перу и Аргентины. Даже о переносе матча в курортный город Винья-дель-Мар, где проходили матчи ЧМ-1962, вопрос не поднимался.
И потому 23 ноября состоялся фарс с голом в пустые ворота и радостью чилийцев, оформивших таким образом путевку в Германию. Любопытно, что еще за неделю до матча-фарса он активно рекламировался в чилийской прессе, и было продано около 16 тысяч билетов. Хотя всем было понятно, что советская сборная участвовать в этой «игре» не собирается.

Взгляд из 90-х

Уже в перестроечные времена генерала Пиночета представители либерального крыла не только зарубежной, но и российской интеллигенции не называли исключительно «кровавым диктатором». В заслугу ему ставили превращение катившейся в экономическую пропасть страны в самое процветающее государство Южной Америки. Сравнивали реформы, которые провели местные экономисты, получившие образование в знаменитой школе Милтона Фридмана в Чикаго, с реформами Дэн Сяопина в Китае и Маргарет Тэтчер в Великобритании. Заговорили даже о чилийском «экономическом чуде».
Изменилось и отношение к матчу-фарсу, благодаря которому сборная Чили пробилась на ЧМ-1974. Кстати, выступили чилийцы в Германии откровенно слабо. Заняли последнее место в группе, где играли сборные ФРГ, ГДР и Австралии, на первом этапе. Ярого приверженца социалистических идей Кассели даже обвинили в том, что он умышленно получил красную карточку во встрече с западными немцами, чтобы облегчить задачу команде из социалистического государства.
В нашей стране отношение к противостоянию с чилийской командой также изменилось. Участник московской игры Евгений Ловчев не раз говорил в интервью, что в случае крупной победы в Лужниках сборная СССР непременно поехала бы в Сантьяго, а после ничьей рисковать проиграть в матче с политическими противниками никто из партийных руководителей не хотел.
Высказывалась даже близкая к бредовой конспирологическая версия. Мол, тогдашний президент ФИФА англичанин Стэнли Роуз умышленно подталкивал СССР к бойкоту, чтобы к нему присоединилась Польша. «Бяло-червоные» тогда опередили сборную Англии в своей отборочной группе и лишили родоначальников футбола возможности сыграть на чемпионате мира.

Взгляд из XXI века

О событиях полувековой давности вспомнили перед стыковыми матчами ЧМ-2022. Удивительно, но в ситуации, когда сборные Польши, Чехии и Швеции отказывались играть с российской командой, ФИФА не вспомнила о прецедентах 1973 года. Хотя разве это удивительно с учетом нынешнего отношения к России?
А в 70-е годы прошлого столетия несостоявшийся матч в Чили, из-за чего впервые с начала участия в чемпионатах мира сборная СССР не попала в финальную часть, стал началом затяжной черной полосы для нашего футбола. Советская команда не сумела попасть в полуфинал Евро-1976 (прежде неизменно завоевывала медали!), заняла последнее место в отборочной группе к ЧМ-1978, не смогла победить на домашней Олимпиаде-1980...
Кто-то даже заговорил о карме, которая настигла нашу сборную за отказ от ответного матча в Чили - после нулевой ничьей в московской встрече к причинам неизменно примешивался страх политически недопустимого поражения. А всё из-за того, что наши чиновники действовали тогда медлительно и непоследовательно.
Хотя играть на стадионе, на котором совсем недавно содержались заключенные (этого никто даже не оспаривает), действительно странно и едва ли допустимо.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

ЧМ-1974. СТЫКОВЫЕ МАТЧИ
СССР - ЧИЛИ - 0:0
СССР: Рудаков, Дзодзуашвили, Фоменко, Ловчев, Капличный, В.Кузнецов, Мунтян, Долматов (Гуцаев, 46), Андриасян (Кожемякин, 30), Онищенко, Блохин.
Чили: Оливарес, Мачука, Фигероа, Кинтано, Арьяс, Вальдес, Паес, Кассели, Аумада, Родригес, Велис (Крисосто, 57).
Судья: Армандо Маркес (Бразилия).
26 сентября. Москва. Центральный стадион им. Ленина. 60 000 зрителей.
ЧИЛИ - СССР - 2:0 (техническое поражения)
Чили: Оливарес, Мачука, Кинтано, Арьяс, Вальдес, Паес, Фигероа, Аумада, Родригес, Касей, Умберто.
Судья: Эрих Линемайер (Австрия).
21 ноября. Сантьяго. Стадион «Насиональ де Чили». 15548 зрителей. Сборная СССР на матч не явилась.

Футбол
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

20 января