Олимпийский чемпион Сеула-1988 - о феноменальной победе великой гандбольной команды

Уже 35 лет прошло со времени последней для сборной СССР Олимпиады. В Сеуле-1988 великолепно выступили представители игровых видов спорта. Золото из столицы Южной Кореи в столицу тогда еще единой страны привезли волейболистки, баскетболисты, футболисты и гандболисты. В составе команды по ручному мячу выступал и тогдашний лидер ленинградской «Невы», а ныне директор Кировской СШОР Санкт-Петербурга, где гандбол - один из профильных видов спорта. В беседе с корреспондентом «Спорт уик-энда» олимпийский чемпион 1988 года вспомнил яркие моменты турнира в Сеуле.

Тренеры-антиподы сработались прекрасно

- На ЧМ-1986 в Швейцарии сборная СССР заняла лишь 10-е место, но в Сеуле ей не было равных...
- Как раз после неудачного выступления нашей команды в Швейцарии в сборную пришли новые игроки. В их числе был я. Молодые ребята, пополнившие состав главной команды, прошли хорошую школу Владимира Максимова. Нынешний наставник «Чеховских Медведей» к тому времени уже несколько лет работал с молодежной сборной СССР и всегда боролся только за первые места на чемпионатах мира и Европы.
- Олимпийскую сборную тренировали москвич Анатолий Евтушенко и минчанин Спартак Миронович, которых считали антиподами. Как они сработались?
- На людях ни Евтушенко, ни Миронович не показывали своих амбиций и стремления быть первым человеком в команде. Это проявилось уже позже, на ЧМ-1990 в Чехословакии, который мы и проиграли из-за того, что тренеры начали выяснять, кто из них главный. В Сеуле все были объединены единой целью. Собрания вел Евтушенко, на тренировках больше упражнений давал Миронович. Они прекрасно дополняли друг друга. В сборной олимпийского образца больше всего игроков было из минского СКА. Мы и готовились по методике, которую использовали в чемпионате СССР белорусы. Хотя сами минчане говорили, что таких нагрузок, как в клубе, в сборной Миронович не давал.

Проводы в Сеул запомнились больше церемонии открытия

- Проводы олимпийской сборной по гандболу в Сеул состоялись во Владивостоке...
- Это был запомнившийся на всю жизнь праздник. Во Владивостоке серьезно подошли к организации мероприятия, по центральным улицам города прошел парад. Провожали, как на грандиозную битву, и ждали домой только с победой. На Дальнем Востоке мы пробыли несколько дней, чтобы адаптироваться к климатическим условиям и часовому поясу. Перелет в Сеул занял совсем немного времени.
- Запомнилась чем-нибудь церемония открытия Олимпиады?
- Спортсмены, которые принимают в ней участие, воспринимают это мероприятие как муторное. Приходится подолгу ждать, пока начнется парад открытия, в помещениях или на подступах к стадиону. Потеряный день! Хотя по телевидению смотрится, наверное, эффектно.

Южнокорейцы были удобными соперниками

- Самыми тяжелыми на олимпийском турнире были стартовые матчи против югославов и шведов?
- Тяжелее всего пришлось в самой первой игре против югославов. Это был очень ответственный матч, от которого многое зависело, а «юги» всегда были самыми неудобными соперниками. К тому же не гнушавшимися играть на грани фола, а если судьи не видели, то и за гранью. Для нас первая игра была настоящим финалом. Югославы даже в олимпийской деревне подкалывали нас и особенно Евтушенко, с которым у них были какие-то особые счеты.
- Соперником сборной СССР в финале неожиданно для многих стала сборная Южной Кореи. Сложно было играть против хозяев турнира?
- Как раз южнокорейцы были для нас самым удобным соперником в финале. Мы до этого с ними встречались и знали стиль игры команды. Если бы увидели их в первый раз, то могли бы испытать трудности. Азиатская команда была очень быстрой и резкой, играла не так, как ведущие европейские сборные. Только мы были к этому уже готовы. Главной проблемой для тренеров было держать концентрацию в концовке, чтобы мы не расслабились и не упустили огромное преимущество.

Литовец был настоящим капитаном советской сборной

- После Олимпиады в Сеуле многие говорили, что сборная СССР показала гандбол XXI века...
- Первым об этом заговорил Евтушенко. Хотя, пожалуй, настоящим прорывом в тактике стало появление в защите трех высокорослых игроков. Особенно это проявилось уже после Олимпиады, когда вместе со мной и Славой Атавиным стал играть Андрей Щепкин. Мы выигрывали у сильнейших соперников с двузначной разницей в счете.
- А за счет чего вы сумели выиграть конкуренцию за место в составе олимпийской сборной у более опытного и титулованного Щепкина?
- Тренеры, естественно, ничего об этом не говорили. Думаю, что решающим стало мнение Мироновича. В его систему игры хорошо вписывался. Он бы меня и в минский СКА с удовольствием взял. Конечно, Щепкин и опытнее был, и его запорожский клуб в чемпионате СССР котировался выше, но получилось так, как получилось.
- Капитаном сборной СССР был Вольдемарас Новицкас из каунасского «Гранитаса». Литовские баскетболисты составляли большинство в команде Александра Гомельского. А как чувствовал себя в сборной СССР по гандболу единственный литовец и за какие заслуги его сделали капитаном?
- Новицкас был ветераном команды, и его амплуа центрального защитника не предполагало яркой игры. Зато Вольдемарас был настоящий мужик и пользовался авторитетом у партнеров. Мог рявкнуть не только на молодых, но и на заслуженных ветеранов сборной. К его словам тренеры прислушивались, а по-русски он говорил практически без акцента.

Праздновали не хуже футболистов и баскетболистов

- Какие воспоминания остались об олимпийской деревне в Сеуле?
- Для меня это были первые соревнования, на которых соприкоснулся с представителями других видов спорта. Правда, даже поговорить ни с кем из звезд не довелось, но атмосферу Олимпиады почувствовали. Перед финалами все сборные СССР по игровым видам спорта переезжали из деревни на теплоход «Михаил Шолохов», чтобы лучше подготовиться к решающей игре.
- О том, что творилось на теплоходе после побед в финалах наших футболистов и баскетболистов, ходят легенды. А как отметили свою победу гандболисты?
- Про теплоход как-то ничего не запомнилось, а в самолете мы летели вместе с футболистами и баскетболистами. Праздновали не хуже, но самолет всё же долетел до места назначения... Хотя было очень весело, время в полете пролетело незаметно.
- После Сеула вы отыграли 17 сезонов в чемпионатах Испании, Португалии и Германии. Звание олимпийского чемпиона давало какие-то преференции?
- Разве что при заключении первого контракта. В дальнейшем руководители клубов смотрели не на звания, а на игру. Даже заслуги перед испанскими клубами не принимались во внимание в Португалии и Германии.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Гандбол Нестеров Юрий
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

17 января