«Крылья Советов» против клубов НХЛ

Большинство болельщиков ассоциирует Михаила Панина с ленинградским СКА - много лет он был лидером атаки армейцев Невы, завоевал с командой бронзовые медали чемпиона СССР-1987. Но в конце 1980-х форвард провел два сезона за «Крылья Советов» и участвовал в серии-1989 против клубов НХЛ.

Лишился микрочастички мечты

- Михаил Викторович, как вы оказались в «Крыльях»?
- Точно не по своему желанию. Играл довольно умело в тройке с Масловым и Андреевым за СКА. В бронзовом сезоне мы забили больше всех голов, в следующем году у нас образовалась звено с Лавровым и Дроздецким - мы считалась кандидатами на контрольные матчи сборной перед Олимпиадой в Калгари, а там уже как повезет.
- Шанс неплохой.
- Но дальше у армейцев после бронзы начался спад, возникла апатия у всех игроков. Да и особых стимулов для роста не просматривалось. Начались передряги, поиск причин, претензии к лидерам, в том числе и ко мне. Тогда как раз планировалась серия матчей нашей сборной, составленной из хоккеистов СКА и ЦСКА против олимпийцев Канады. Главный тренер армейцев давал свои рекомендации. И на общем собрании ЛенВо мою кандидатуру на поездку публично не одобрил. Играть в Северной Америке я любил с юности, а тут меня лишили микрочастички мечты.
- Обидно.
- Я посчитал, что нет смысла дальше находиться в команде. Оказавшись в Москве, случайно заехал в дворец в Сетуни, и Игорь Дмитриев, который тогда возглавлял «Крылья», сказал: «Давай, к нам. С удовольствием, возьмем». Я был с ним знаком еще с 16-17 лет, когда выступал за юниоров. Уволили меня, кстати, очень быстро из армии, буквально за 5 минут подписали документы.
- В «Крыльях» вы исполняли роль своеобразного дядьки в 27 лет?
- Да, в основном рассчитывали на мой опыт. Партнерам по звену - Золотову и Быковскому - было по 17-18 лет. Играл сначала в центре. А в том же турне «Крыльев» по НХЛ пришлось выходить и справа, и слева - на затычках. Хотя я не особо приспособлен к такому… Кстати, когда приехали за океан, нам по рекламному договору сразу выдали новенькую амуницию и коньки фирмы ССМ - на всю команду.

Дмитриев со всеми игроками мог найти контакт

- Это плохо?
- Для меня коньки - проблема номер один, если не свои. Тем более новые, жесткие. Кто-то, правда, смухлевал, закрыл лентой - как те же Харин, Хмылев, Немчинов... Перчатки тоже новые, по локоть - какая там игра, лишь ее имитация. Свои лучшие качества не покажешь и опять-таки четвертое звено.
- «Крылья» в конце 1980-х считались одним их основных конкурентов ЦСКА в борьбе за золото.
- Да, играли здорово. Первая тройка постоянно призывалась в сборную, но немного не хватало такого коллектива, который существовал у СКА в бронзовом сезоне - мы тогда не боялись никакого соперника. И если бы той командой правильно управляли, можно было еще года два высокие места занимать… У «Крыльев» же шло обновление. Стали подпускать молодых Золотова, Потайчука, совсем юного Кудашова. В воротах неплохо смотрелись Браташ и Дроздов.
- В те годы Дмитриев был помощником Тихонова в сборной, чем эти два специалиста отличались?
- Тихонов, конечно, был более экспрессивным, взрывным человеком, мог разговаривать на высоких тонах, на взводе. А Дмитриев слыл более лояльным к игрокам, со всеми умел находить контакт. Но больше молчал на скамейке, а это тоже своего рода умение. Похлопывание по спине, подбадривание… В общем, с Виктором Васильевичем они друг друга дополняли, поэтому у них сложился неплохой тандем.
- Кстати, первые матчи с НХЛ прошли еще летом 1989 года - в СССР впервые приехали «Калгари» и «Вашингтон».
- Да, «Калгари» после победы в Кубке Стэнли приехали в Союз на пробные матчи. Провели с «Крыльями» одну встречу, мы проиграли в овертайме. Тео Флери как сумасшедший носился, любого мог убрать, хотя невысокого роста. Эл Макиннис играл. Достойный был хоккей, но немного не полностью отдавались - предсезонная игра. Кстати, Сергей Макаров и Сергей Пряхин с ними приезжали. По Макарову вообще вопросов не возникало, он сразу влился за счет своей игровой интуиции, технических данных.

Расслабляться не стоило: где-то замечтался, а тебя - бум локтем в челюсть, клюшкой - в ребра

- К зимней серии уже в Северной Америке команда как-то готовилась?
- Нет, ничего особенного. Съездили в Швецию, пару-тройку матчей провели. И оттуда уже отправились в Нью-Йорк. Я только восстановился после травмы. 18 дней проходил в лангете, как раз в матче со СКА догонял Серегу Лапшина и порвал мышцу, правая ключица ушла.
- Серию вы начинали против «Айлендерс».
- Да, 4:5 уступили. У «островитян» очень здорово сыграл Пэт Лафонтен. С ним пару раз встречался на вбрасывании, всегда сконцентрирован, сосредоточен на микроэлементах. Вбрасывание, раз и улетели! У нас такого не было. Расслабляться не стоило: где-то замечтался, а тебя - бум локтем в челюсть, клюшкой - в ребра. Тогда это все разрешалось. Судьи даже не обращали внимания. Это, конечно, удивляло. Надо все решать быстро, а мы по-советски немного в другой хоккей играли. Хотя, думаю, играть там было можно, но, безусловно, в более молодом возрасте.
- Наверное.
- Хватало сильных профессионалов в командах, против которых мы играли. В «Хартфорде» выступал Дэйв Бабич - жесткий человек. Помню, он обиделся, когда я его легко обыграл, и как дал сзади по ногам. Я пытался в пустые ворота шайбу завести - хорошо тогда не разбился. Удивлял Ги Лефлер, когда встречались с «Квебеком», - такой обаятельный человек и джентльмен. Выходил без шлема, несмотря на возраст - 38 лет, был очень скоростной. Болельщики с огромным пиететом к нему относились, показывали даже нам дом, где Ги жил. Но там, конечно, к истории, ветеранам великое уважение - по всем пунктам.
- Как вам показалось, энхаэловцы так же серьезно относились к этим встречам, как и в 1970-е, или уже накал спал?
- Для них это промежуточные матчи, особо серьезного отношения не видел. Может, более серьезно они настраивались бы на более именитых наших игроков - уровня первой пятерки ЦСКА. Тогда бы это смотрелось более эмоционально и празднично. На стадионах клубов из Нью-Йорка, например, полностью арены не заполнялись. Но в Квебеке и Монреале, конечно, был аншлаг.

Русские для американцев тогда еще что-то непознанное

- Не удивительно.
- Обстановка впечатляла: болельщики собираются, автографы у тебя просят, если видят, что русский. Тогда для них мы были еще чем-то непознанным. В Монреале культ хоккея. Там чтят игроков, вся арена облеплена фотографиями и плакатами бывших звезд - Робинсон, Курнуайе, Ришар... Связь времен существует, а у нас этого я не вижу. Вот чего нам не хватает: ребята уходят из хоккея и не знают куда приткнуться. Чтобы тренером стать, надо тоже пройти определенные круги - просто так не возьмут.
- Насколько все-таки жестко тогда играли энхаэловцы?
- Стычки были, толчки запретные. Зубы мне там «считанули», хотя первый раз выбили еще в СКА, Шепелев постарался. Возник флюс большой, в Питере уже делали потом костную операцию - сказали, что нужно или специальную маску, или отдохнуть. Полсезона я и пропустил.
- Агенты, скауты атаковали команду во время серии?
- Кого надо - атаковали. Как меня в 16 лет «Бостон». Если ты ярок, тебя без вопросов сразу окучивают. Тогда в НХЛ стало меняться направление после времен Бобби Халла и Бобби Орра. Они правильно сделали, что выдернули наших ветеранских звезд, которые очень много им дали, - та же пятерка Фетисова. Потом покатила другая волна - Буре, Федоров, Могильный, Константинов, Каменский… Пошло разбавление стилей, и без них не появились бы в Канаде Макдэвид, Маккиннон и остальные топ-хоккеисты нынешнего времени.
- Стояла ли перед «Крыльями» задача выиграть любой ценой?
- Нет. Поездка получилась быстротечная, постоянно матчи, переезды туда-сюда. Но я бы не сказал, что у энхаэловцев было большое преимущество, практически все матчи «Крылья» уступили с разницей в одну шайбу. Ну и финансовая составляющая - за выигрыш платили больше, чем за ничью, а за проигрыш - чисто символически. Ребята, естественно, старались что-то купить, какие-то презенты привезти - Канада славилась многими вещами,

Америка вообще другой континент. Лефлер с трудом расстался со своей клюшкой

- Для советских людей, конечно.
- А чтобы четко выиграть - на это ЦСКА был. Но «Крылья», считаю, выступили достойно на общем уровне. Ведь в составе было четыре-пять человек моложе 20 лет. Из опытных, кроме меня, только Харин, Немчинов и Хмылев. Канарейкин и Кожевников тогда уже закончили.
- Кожевников выделялся и в конце карьеры?
- Безусловно, опытом. Подсказками. Подкрикиванием. Я даже полсезона провел с ним в одном звене, потом он в Швецию уехал. Экспрессия, энергия от него исходила, часто высказывал недовольство. Но мог позволить, человек заслуженный. Двукратный олимпийский чемпион. Кто-то прислушивался, кто-то - нет. Так везде было с ветеранами - и в том же ЦСКА.
- С игроками НХЛ общались? Пивка попить после матчей удалось?
- Нет, у Игоря Ефимовича не забалуешь. Все по регламенту, расписанию. Один раз, когда прогуливались, в бар заходили. Но не пиво пить, а обстановку посмотреть. В Нью-Йорке в магазинах с русскими эмигрантами пообщались, да и с местными - в меру знания английского. Кстати, с Лефлером потом еще пересекались.
- Где?
- Он с ветеранами по какому-то обмену приезжал в Петербург играть, нашу команду возглавлял Владимир Петров. И когда друг другу руки жали, я ему намекнул: «Давай, клюшками поменяемся». Он говорит: «Ты играл в Канаде?» «Да, в Квебеке. В 1989 году состоялся матч между нашими клубами». Вспомнил, но с клюшкой с трудом расстался - она у него оригинальная, деревянная, «Шервуд». Долгое время у меня дома хранилась, потом передал одному функционеру.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

 

Хоккей. «Крылья Советов» против клубов НХЛ

После финальной сирены Черри кричал: «Коммунисты, вы меня обокрали!»

Мы продолжаем цикл исторических материалов, посвященных матчам советских команд и клубов НХЛ. В конце 1970-х - начале 1980-х сильнейшие хоккеисты по обе стороны Атлантики встречались регулярно, продолжая спорить, кто самый сильный на планете. Сегодня речь пойдет о «Крыльях Советов», которые за свою историю совершили два визита за океан - в конце 1970-х и 1980-х.

На помощь пришли звезды из провинции

Во второй половине 1970-х годов «крылышки» переживали не лучшие времена. После чемпионского титула, завоеванного в 74-м, команда утратила былой лоск, не всегда достигая пьедестала.
Причин стремительного падения хватало. Но главными все-таки стали уход главного тренера Бориса Павловича Кулагина, после сезона 1975/76 решившего сконцентрироваться на работе со сборной страны, и двух ведущих игроков - Анисина и Кузнецова - в ЦСКА. Особенно чувствительной была потеря Анисина, с уходом которого у «Крыльев Советов» распалась ударная тройка Лебедев - Анисин - Бодунов.
Однако постепенно Игорю Николаевичу Тузику, более известному современному поколению в качестве функционера ФХР, удалось выровнять курс корабля. И чемпионат 1987/88 «крылышки» завершили с бронзовыми медалями.
Поэтому не было ничего удивительного, что на серию против клубов НХЛ в конце 1978 года было решено делегировать именно профсоюзную команду. Тем более что особого выбора не было.
Практически в то же время московское «Динамо» и вторая сборная СССР проводили матчи с конкурирующей фирмой - командами ВХА. А первая готовилась к играм Кубка Вызова, который состоятся в феврале 1979-го.
Но, как обычно, наши чиновники решили подстраховаться и отправили вместе с «Крыльями» звезд провинциальных клубов - четверку из горьковского «Торпедо» (двукратный чемпион мира защитник Федоров, знаменитая тройка атаки Скворцов - Ковин - Варнаков), а также защитников - Старикова (из «Трактора») и рижского динамовца Хатулева.
Забегая вперед, можно смело сказать, что только помощь извне и помогла «Крыльям» взять верх над энхаэловцами - торпедовские форварды просто доминировали над обороной заокеанских клубов, забросив 13 шайб в четырех матчах. 70 процентов от общего числа.
Первые три встречи у «Крыльев» уместились в 5 дней - с 31 декабря 1978 года по 4 января 1979-го. Учитывая постоянные перелеты и продолжающуюся акклиматизацию, такой график для «Крылышек» оказался мучительным.

Бобби Орр на прощание получил олимпийского мишку

Впрочем, пройти эту дистанцию удалось более чем достойно. Практически разгромили «Миннесоту» - расслабились только после счета 8:2.
«Филадельфия» откровенно отскочила. «Разбойники с Большой дороги» попытались с первых минут привычно запугать соперника, но, встретив сопротивление (Уотсон подрался сперва с Лебедевым, а потом и с Варнаковым), успокоились.
В «чистом» хоккее «летчики» долго уступали - лишь на последних минутах включился злой гений сборной СССР Бобби Кларк, сделавший дубль - 4:4.
А вот «Детройт», который тогда возглавлял Бобби Кромм, знаток европейского стиля, удивил - его хоккеисты много комбинировали, действуя достаточно корректно. В итоге вышла перестрелка, где последнее слово было за хозяевами - 6:5.
Но жирную точку в серии все-таки поставили «Крылья». Для этого им пришлось убедительно разделаться с «Бостоном» - лидером регулярного чемпионат на тот момент.
Перед началом матча состоялась торжественная церемония проводов из большого хоккея великого Бобби Орра. Прощание вышло трогательным, почти час заполненный стадион скандировал: «Бобби! Бобби!», не отпуская кумира. На лед летели кепки, флажки, сувениры.
А гости подарили звезде олимпийского мишку - через год уже столица СССР принимала летние Игры. Но дружелюбная атмосфера закончилась сразу после стартового свистка: хоккеисты «Бостона» стали действовать на грани фола, стараясь травмировать советских игроков (по итогам встречи они набрали 39 минут штрафа).
«С такой игрой, как в Бостоне, нам не приходилось сталкиваться никогда. Видимо, «медведи» решили любой ценой подкрепить авторитет одного из лидеров НХЛ», - негодовал Тузик.
Впрочем, выиграть бостонцам удалось только первый период. Игроки «крылышек» быстро поняли, что таскать шайбу в этом матче смерти подобно, а потому чаще начали использовать короткий пас, заставляя соперника тратить больше сил на прессинг. Как результат, в ворота Чиверса, известного еще по Суперсерии-1972, влетело четыре шайбы.
Проводы Орра оказались безнадежно испорчены победой русских. Что вызвало истерику у хозяев. Экспрессивный тренер (а потом комментатор) Дон Черри после финальной сирены кричал: «Коммунисты, вы меня обокрали!»
А один из бостонских журналистов, пытаясь как-то оправдать хамскую игру «Брюинз», в своей статье назвал «Крылья» одной из самых грязных команд, которые он когда-либо видел...
Второй и последний визит «Крыльев» в Северную Америку состоялся уже в самый разгар Перестройки. Молодая команда Игоря Дмитриева на этот раз не сумела составить достойной конкуренции энхаэловцам. В пяти матчах только одна победа. Впрочем, бились «Крылья» достойно, если проигрывали, то с минимальным счетом.

«Крылья Советов» против команд НХЛ

Серия 1978/79

31 декабря. «Миннесота» (НХЛ) - «Крылья Советов» - 5:8 (1:4, 2:4, 2:0)
Биллингтон. «Мет Центр». 4845 зрителей.
Голы у «Крыльев Советов»: Скворцов-2, Варнаков-2, Тюменев, Хатулев, Ковин, Ромашин.
Штраф: 10 (2+6+2) - 4 (0+2+2). Броски: 29 (6+11+12) - 31 (14+12+5).

2 января. «Филадельфия» (НХЛ) - «Крылья Советов» - 4:4 (1:0, 0:2, 3:1)
Филадельфия. «Спектрум». 17 077 зрителей.
Голы у «Крыльев Советов»: Скворцов-2, Кабанов, Ковин,
Штраф: 25 (6+11+14) - 17 (9+4+4). Броски: 31 (6+11+14) - 21 (5+10+6).

4 января. «Детройт» (НХЛ) - «Крылья Советов» - 6:5 (2:2, 2:1, 2:2).
Детройт. «Джо Луис Арена». 6142 зрителя.
Голы у «Крыльев Советов»: Варнаков, Капустин, Скворцов, Ромашин, Стариков.
Штраф: 10 (6+4+0) - 2 (2+0+0). Броски: 26 (6+10+10) - 30 (14+7+9).

9 января. «Бостон» (НХЛ) - «Крылья Советов» - 1:4 (1:0, 0:2, 0:2)
Бостон. «Бостон Гарден». 14 654 зрителя.
Голы у «Крыльев Советов»: Варнаков-2, Хатулев, Скворцов.
Штраф: 18 (8+5+5) - 32 (6+14+12). Броски: 26 (6+10+10) - 30 (14+7+9).

Итоги Суперсерии-1978/79 для «Крыльев Советов»: 2 победы, 1 ничья, 1 поражения, разница шайб: 21-16.

Серия 1988/89

26 декабря. «Айлендерс» (НХЛ) - «Крылья Советов» - 5:4 (2:1, 2:2, 1:1)
Нью-Йорк. «Нассау Колизем». 5514 зрителей.
Голы у «Крыльев Советов»: Хмылев, Волков, Золотов, Зайцев.
Штраф: 8 (2+4+2) - 0. Броски: 29 (10+13+6) - 35 (14+10+11).

27 декабря. «Хартфорд» (НХЛ) - «Крылья Советов» - 4:3 ОТ (1:1, 0:1, 2:1, 1:0)
Хартфорд. «Сивик Центр». 13 629 зрителей.
Голы у «Крыльев Советов: Штепа-2, Зайцев.
Штраф: 6 (0+4+2+0) - 10 (4+4+2+0). Броски: 25 (10+6+7+2) - 23 (7+9+6+1).

31 декабря. «Квебек» (НХЛ) - «Крылья Советов» - 4:4 ОТ (1:0, 2:3, 1:1)
Квебек. «Квебек Колизеум». 12 207 зрителей.
Голы у «Крыльев Советов: Штепа, Быковский, Хмылев, Макаров.
Штраф: 12 (2+4+6) - 6 (2+4+0). Броски: 32 (11+13+6+2) - 24 (5+11+7+1).

1 января. «Рейнджерс» (НХЛ) - «Крылья Советов» - 1:3 (1:1, 0:2, 0:0)
Нью-Йорк. «Мэдисон Сквер Гарден». 5697 зрителей.
Голы у «Крыльев Советов: Макаров, Борисков, Хмылев.
Штраф: 8 (6+2+0) - 8 (4+2+2). Броски: 25 (5+8+10) - 40 (21+12+7).

3 января. «Монреаль» (НХЛ) - «Крылья Советов» - 2:1 (1:0, 1:0, 0:1)
Монреаль. «Форум». 16 909 зрителей.
Гол у «Крыльев Советов»: Хмылев.
Штраф: 6 (0+2+4) - 6 (2+0+4). Броски: 29 (10+10+9) - 31 (12+9+10).

Итоги Суперсерии 1988/89 для «Крыльев Советов»
Всего 5 игр: 1 победа, 1 ничья, 3 поражения, разность шайб 15-16.

Хоккей Панин Михаил
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

24 января