Вести с олимпийских фронтов

Слушания по делу Камилы Валиевой в Спортивном арбитражном суде (CAS) проходят в обстановке ажиотажа, если не сказать – истерии. Арбитры, которым предстоит вынести вердикт, рассматривают показания сразу четырех сторон: самой фигуристки, а также ее представителей, WADA, РУСАДА и ISU. Наказание может быть любым - от вынесения предупреждения до четырехгодичной дисквалификации с лишением всех наград и званий, завоеванных после декабря 2021 года.
В пробе, взятой у Валиевой на пред­олимпийском чемпионате России в Санкт-Петербурге, напомним, были обнаружены следы употребления триметазидина. Это препарат для сердечников, который свободно продается в любой российской аптеке. Его употребление никак не помогает чище исполнять сложнейшие прыжки, за счет которых ученица Этери Тутберидзе побеждала соперниц в олимпийском сезоне. Тем не менее WADA внесла триметазидин в список запрещенных препаратов наряду с мельдонием. А за употребление любого препарата из запрещенного списка ответственность должен нести спортсмен.
Ситуация, как известно, усугубилась еще и тем, что РУСАДА лишено лицензии на исследование допинг-проб. Пробу Валиевой отправили в Стокгольм и исследовали так долго, что данные подоспели аккурат к завершению командного турнира по фигурному катанию, который выиграли в Пекине россияне. Шведы ссылались на нехватку кадров, но и российская сторона оказалась не безупречна. На отправленную в Стокгольм пробу не поставили пометку о том, что вскрывать ее нужно срочно.
Оперативная панель CAS в Пекине, учитывая, что несовершеннолетняя спортсменка относится к категории так называемых «защищенных персон», даже допустила Валиеву к участию в личных соревнованиях. Только подвергшаяся психологической атаке и ночному допросу фигуристка даже не смогла попасть в число призеров. В Пекине было подчеркнуто, что процесс по делу Валиевой будет продолжен. И вот он вышел на завершающую стадию.
В США настаивали на участии в процессе еще и американских представителей. Письмо с этим требованием подписали все участники сборной США, занявшей в Пекине второе место. Только в этом американцам было отказано на том основании, что в соответствии с кодексом CAS разбирательство проводится в закрытом режиме и ни одна из сторон процесса не подала обращения о проведении публичных слушаний.
После такого решения настоящую истерику закатил Винсент Чжоу. Американский фигурист дважды становился бронзовым призером чемпионата мира, но он просто жаждет стать олимпийским чемпионом. Не удалось выиграть в Пекине - нужно во что бы то ни стало добиться своей американской правды в Лозанне. Чжоу выступил с заявлением о том, что российские спортсмены вообще не должны были выступать на Олимпиаде.
Чжоу бездоказательно обвинил российских спортсменов в систематическом употреблении допинга. «Валиева и ее товарищи по команде никогда бы не оказались в Пекине, если бы МОК, WADA и CAS выполнили свою работу и запретили российским спортсменам участвовать в международных соревнованиях», - написал американский фигурист в своем обращении. Тут уж не выдержали многие российские спортивные функционеры, призвавшие подать в суд на Чжоу за его бездоказательные обвинения.
Более того, если Винсент знал о том, кто и как употребляет допинг в сборной России по фигурному катанию, он сам должен понести наказание, причем достаточно суровое - за то, что не сообщил об этом в соответствующие инстанции. Ведь дисквалифицировали же итальянку Каролину Костнер, которая знала о допинге, который хранил ее тогдашний бой-френд в холодильнике на снимаемой ими квартире!
Впрочем, у Чжоу нашлись и защитники. Неудивительно, но поддержала американского фигуриста канадка Меган Дюамель, которая вот уже несколько лет атакует российских спортсменов. Она в Пхенчхане стала олимпийской чемпионкой в команде, но после завершения карьеры ей все неймется.
Вернемся к процессу, в котором, к счастью, не участвует Чжоу и Ко. Очень многое будет зависеть от тактики, выработанной юристами. Ведь вынесли в свое время минимальное наказание знаменитой норвежской лыжнице Терезе Йохауг, приняв в качестве оправдания версию о том, что запрещенный препарат попал в ее организм через помаду для губ!
Многие спортивные юристы не считают грамотной версию о том, что Валиева выпила воду из стакана, где ее дедушка разводил прописанный ему триметазидин. И не лучшим образом повел себя врач Филипп Шветский, который опекал фигуристок из группы Тутберидзе и на чемпионате России в Санкт-Петербурге, и на Олимпиаде в Пекине. В интервью ТАСС он заявил, что версию с дедушкиным стаканом обнародовали как первую пришедшую в голову. Было понятно, что попадание случайное, а для выведения данной дозировки нужно от 24 до 72 часов. Если этим занимался сам Шветский, то просчитался на самую малость.
Сама Валиева настаивает на полной невиновности и возвращении тех наград, которых ее лишили по настоянию РУСАДА. Это всего-навсего золото предолимпийского чемпионата России. Представители РУСАДА настаивают на минимальном наказании и вынесении предупреждения, а вот WADA и ISU требуют четырехлетнего бана, что, по сути дела, будет означать завершение карьеры Валиевой. Увы, приходится думать и о худшем.
Вспомним историю с керлингистом Александром Крушельницким, у которого в Пхенчхане нашли мельдоний. Российские функционеры клялись и божились, что найдут супостата, подмешавшего бронзовому призеру Олимпиады-2018 допинг, а в итоге Крушельницкий получил четырехгодичную дисквалификацию, которой в керлинге отродясь не бывало.
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Фигурное катание Валиева Камила
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

20 января