НХЛ - СССР. Клубная Суперсерия-1976. От первого лица

В продолжении интервью известный советский арбитр поделился своими воспоминаниями о Суперсерии-1976 и других знаковых международных турнирах.

 

За океаном писали: «ЦСКА неправильно играет против нас»

- Юрий Павлович, если в стороне оставить матч «Филадельфия» - ЦСКА, возникали ли у других клубов претензии по судейству в этой серии?
- Нет, никаких. В семи остальных играх все вышло гладко, только у ЦСКА возникли претензии после встречи с «Филадельфией». Правда, когда я судил, заокеанские журналисты выкаблучивались. Мол, Карандин - советский арбитр, он «свистит» в пользу своей команды. Впрочем, и не такое писали в Северной Америке. Например, ЦСКА неправильно играет против нас.
- Это почему?
- Локтев понимал, что против таких верзил, здоровых мужиков в силовой борьбе успеха его команда не добьется, хотя у нас тоже защитников хватало приличных - Цыганков, Лутченко, Гусев… Но задача у них была простая - овладеть шайбой у себя в зоне и сделать длинную передачу в нейтральную. А быстрые форварды свое дело исполнят. Комбинационный хоккей.
- И чем североамериканцы были недовольны?
- Считали это неправильной игрой. Мол, надо всей пятеркой атаковать, а когда потерял шайбу - всей пятеркой ее пытаться отобрать… Хотя, если вспомнить судейство, помню Эспозито задали вопрос по моей работе. И он четко озвучил, что претензий к Карандину никаких, мы проиграли сами. Почти дословно.
- Жили вы отдельно от советских команд или вместе с ними?
- Понятно, что канадские арбитры всегда жили отдельно, а мы - с нашей сборной. Помню историю из серии 1972 года. Тогда советские судьи прилетели заранее и ждали команду. А перелет был долгий. Сначала посадка в Ньюфаундленде, оттуда уже по назначению - в Монреаль или в Филадельфию. Первым делом тренеры - Бобров с Кулагиным - через переводчика Алекса Кукуловича попросили найти им хоккейную площадку.
- Зачем?
- Рейс двенадцать часов - все части тела затекают за это время. Надо немножко потренироваться. Ну, нашли какую-то «коробку», а там уже собрались болельщики, журналистов много. Разминка началась, какие-то упражнения. Понятно интенсивность не та, вялость и все прочее. И слышу разговор двух местных репортеров: «Да чего с ними играть? Во всех матчах победим и ни одной шайбы нам не забьют».

 

Газетную статью раскрошили в борще

- Категорично.
- Вот и его коллега спрашивает: «А если все-таки одну забьют. Тогда что»? «Если забьют - я съем газету, в которой будет напечатан репортаж об этом матче». Первая игра завершилась, наши хоккеисты разнесли канадцев 7:3. Мы с Домбровским первые уехали в гостиницу, а игроки позже. Направляемся к своим номерам и видим, что огромный холл отеля заполнен, посередине толпа.
- Какое-то шоу начинается?
- Да, люди с фотоаппаратами, веселье. С трудом протиснулись к центру и что увидели? Стоит чугунный котелок и в нем красный, московский борщ. Рядом привязана ложка хохломской росписи. И там два этих чудака, журналиста, которые поспорили. Победивший берет газету с материалом, а она большая - рвет на мелкие кусочки и бросает все в борщ. А проигравший хлебает ложкой эту «похлебку» под треск фотоаппаратов и шум вспышек. Потом этот репортаж вышел на первой полосе.
- Если уж коснулись серии 1972 года, почему наши хоккеисты все-таки не сумели дожать энхаэловцев в Москве, хотя в Канаде сыграли успешно?
- Все же решалось в последнем матче, нас устраивала и ничья - становились бы победителями. Но, думаю, злую шутку сыграло все-таки судейство - неквалифицированное. Оно вывело не только канадцев из себя, но и нас. Эти вспышки гнева со стороны профессионалов, разборки, а советские игроки просто стояли, не двигались, смотрели на происходящее. Только войдешь в игровой ритм, и опять какая-то пауза гасит весь настрой.
- Да, сложно.
- А энхэловцы уже озверевшие, злобные. Далее Иглсон выскочил на лед, игроки его начали защищать, клюшками махать. Состояние нервозности повлияло на нашу команду... И потом Третьяк немного зевнул при пропущенном голе. Хендерсон прошел с правой стороны и бросил. Наш вратарь был перекрыт и пропустил в ближний верхний угол. У Канады такое ликование началось. Находились же на краю грандиозного поражения.

 

Харламов был совсем не жадный. Если видит, что у партнера лучше ситуация, всегда отдаст

- Действительно ли шла целенаправленная охота за Харламовым? Канадцы считали, что его надо первым делом вывести из строя?
- Один штришок могу привести, который характеризует отношение к Харламову в Северной Америке. На Кубке Канады-1981, куда Тихонов его не взял, когда стало известно, что хоккеист погиб, все зрители встали, когда объявили минуту молчания. Это признание! Да - великий мастер, это раз. А второе - он был совсем не жадный на льду. Если видит, что у партнера лучше ситуация для взятия ворот, всегда отдаст. У меня с Валеркой были очень хорошие отношения.
- Кто для вас главный талант советского хоккея?
- Очень много одаренных, не случайно, что у советской сборной столько побед было на чемпионатах мира, Олимпийских играх. Харламова, понятно, за скобки берем. Но и Мальцев ничуть не хуже, Якушев. Тройка Анисин - Бодунов - Лебедев: у них такое взаимопонимание было. Тарасов говорил, что в каждой пятерке игроки должны дополнять друг друга. В этом направлении все тренеры и работали, подбирали игроков. Еще братья Майоровы и Старшинов - великое звено.
- Уже после серии-1972 клубы НХЛ готовы были миллионы платить нашим звездам, если они согласятся на переход. А вас не пытались переманить в 1976-м?
- Нелегально не переманивали, а вот официально вели переговоры, хотели заключить контракт на год моей работы в НХЛ. Тогда же поступило приглашение Третьяку от «Монреаля». Но по Владиславу быстро разошлись, сказали, что военнослужащий и не имеет право где-то еще играть, кроме ЦСКА. «А по Карандину мы будем решать вопрос», - ответили. И довольно долго обсуждали, шла связь с Москвой, посольство подключалось... Но в итоге не получилось. Наверное, в те годы нереально было так просто уехать.
- Жалеете?
- Если честно, заманчиво было бы попробовать себя за океаном в судействе. Наверное, во мне видели квалифицированного арбитра. Помню, историю перед Кубком Канады-84. Я уже так надоел москвичам, и они сделали все, чтобы на этот турнир не поехал. На мое место включили Морозова, столичного арбитра. Но, когда в канадском посольстве начали оформлять документы на всю нашу делегацию и увидели, что меня нет, последовал звонок: «Почему нет Карандина?» - «Карандин заболел».

 

Благодаря канадцам продлил карьеру до 50 лет

- А вы здоровый?
- Да, вполне. Тогда оттуда последовал четкий ответ: «Если Карандина не будет на турнире, то и никаких других советских судей. Мы вычеркиваем из списка, кого вы внесли». Что нашим функционерам оставалось делать? Отрапортовали, что Карандин срочно поправился. Кстати, получилось, что я дважды обязан канадцам. Первый раз, когда они отменили чемпионат мира в 1970 году - он должен был впервые в истории проходить на родине хоккея. И в 1969 году мы отправились с Анатолием Сеглиным за океан на сборы судей-любителей. Видели, что вся атрибутика уже к турниру готова - значки, флажки, шарфики, как обычно.
- Но его отменили?
- Да, в 1969-м канадцы проиграли нам чемпионат мира в Стокгольме и потребовали у президента Международной федерации (тогда им был господин Ахерн), чтобы им разрешили включать в заявку сборной девять энхаэловцев. Почему именно девять, не знаю. Но Ахерн заявил, что чемпионат мира только для любительских команд, короче, им отказал. А они в отместку назло ему решили отказаться от чемпионата мира. А такой глобальный турнир требует длительной подготовки.
- Понятно, стадионы, гостиницы...
- Да, не случайно очередного хозяина мирового первенства ИИХФ объявляет за четыре года до его начала. И в этом цейтноте Ахерн обратился к шведской федерации, у них вся инфраструктура была готова. Именно там я дебютировал. Не откажись канадцы, неизвестно, как бы все сложилось… Ну а второй раз, повторю, Канада пришла на помощь перед 1984 годом, когда меня хотели убрать - всякие гадости писали, старались что-то нехорошее отыскать в моей жизни.
- Неприятно.
- И вот благодаря настойчивости канадцев мне удалось продлить свою карьеру до 50 лет. В 1987-м отработал прощальный матч Канада - Финляндия на чемпионате мира в Австрии. Вот сижу сейчас и передо мной золотой диплом в подарок от ИИХФ, где написано, сколько провел крупнейших международных турниров. Кстати, если говорить про заграницу, то больше десяти дней там находиться не мог, хотя и в Канаде, и США был более 30 раз.

 

«Замдиректора ты всегда станешь. А вот поехать на чемпионат мира из Новосибирска, да с нашего завода - не каждому дано»

- Ностальгия?
- Совершенно другой менталитет, взгляды, психология. Но, может, я человек другого времени, молодежь все это по-другому воспринимает. Даже, когда прилетал из Северной Америки в Москву, у меня была зависть к игрокам - они уже дома, а мне еще добираться до Новосибирска четыре часа.
- Новосибирску были преданы, хотя в Москву не раз приглашали.
- Да, особенно в 1990-е годы, когда сами знаете, какая сложилась ситуация. Обещали квартиру, говорили даже, что меня будут рекомендовать в ИИХФ - отвечать за судейство от России. Но я им сказал тогда: «Мужики, Новосибирск могу поменять только на один город!» - «Какой?» «Ленинград!» Спросите почему?
- Да, интересно.
- Из уважения к этому городу и его жителям. Из Ленинграда в 1942 году, во время Великой Отечественной войны, эвакуировали в Новосибирск завод «Светлана» - со всеми его лучшими кадрами. Потом завод переименовали в Электровакуумный, почтовый ящик 92. Была там и хоккейная команда «Энергия» - сначала выступала на первенство города, потом по классу Б. И я, учась в институте, играл за нее. Когда вуз закончил, меня взяли на завод. И там 37 лет отработал. Замдиректора был Евгений Иваныч Гропов, коренной ленинградец, который любил хоккей.
- Тогда вам, наверное, было проще работать.
- Помню, в 1970 году я должен был занять должность руководителя капитального строительства. А мне пришла телеграмма из Лондона, от Ахерна, что меня вызывают на чемпионат мира в Стокгольм. Прихожу к Евгению Иванычу, он прочитал и говорит: «Вот там в серванте стоит бутылка коньяка и пара рюмочек - поставь на стол и наливай». И продолжает: «Знаешь, замдиректора ты всегда станешь. А вот поехать на чемпионат мира из Советского Союза, из Новосибирска, да с нашего завода - это не каждому дано».
- Трудно не согласиться.
- И с его легкой руки я отправился в Стокгольм. Так что вся моя жизнь с ленинградцами прошла, это честнейшие люди, сильные духом и характером. Все лучшее от них впитал. Плюс еще сибирский характер.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

 

Хоккей. НХЛ - СССР: клубная Суперсерия-1976

Гангстеры вместо джентльменов. Запугать «Крылья» не получилось

На стыке 1975 и 1976 годов состоялась первая в истории встреча лучших клубов НХЛ и СССР. «Спорт уик-энд» продолжает серию материалов об этом грандиозном событии, которое заставило родоначальников хоккея признать, что мир окончательно перестал быть однополярным.

 

Стратегия «Чикаго»: «Обводит тебя соперник - накажи его»

Разгром «Крыльев» в Баффало очень болезненно встретили на родине. Никогда еще советская команда с таким счетом не проигрывала профессионалам. Главному тренеру Борису Кулагину и его подопечным грозили оргвыводами, если не возьмутся за ум и не реабилитируются в следующем матче. Поэтому, естественно, никого настраивать дополнительно на встречу с «Чикаго», которая состоялась седьмого января, не требовалась.
Но легкой прогулки все равно не ожидалось. Противник для сатисфакции не простой. Чикагцы лидировали в своем дивизионе - Конна Смайта, хотя многие считали его слабейшим в НХЛ.
В составе «ястребов» выступало сразу четыре участника серии 1972 года - вратарь Тони Эспозито, Деннис Халл, Билли Уайт и Стэн Микита. Первые двое были известны тем, что имели в НХЛ братьев, причем более известных - Фила Эспозито и Бобби Халла. Защитник Дик Редмонд, в свою очередь, приходился братом Мики Редмонду, еще одному участнику серии-1972.
Ну а главной звездой «Блэкхоукс» в тот момент, конечно, считался Стэн (Станислав) Микита. Он всегда себя считал словаком, а не канадцем. В Страну кленового листа его перевезли дядя и тетя в 1948 году, в возрасте восьми лет - родители мальчугана надеялись, что в Канаде у него будет больше шансов преуспеть.
И оказались правы - форвард был уникальный. Всю свою карьеру - 22 года - провел в составе «Чикаго». Стал единственным игроком в истории НХЛ, получившим (причем дважды) в один сезон «Харта» (самый ценный игрок), «Арт Росса» (лучший бомбардир») и «Леди Бинг» (образец честной борьбы, джентльмен).
А еще словак был одним из первых игроков лиги, который начал пользоваться шлемом. «Я хочу проводить лето, подстригая травку, вместо того, чтобы покоиться под травой», - говорил он.
Впрочем, в матче с «Крыльями» Микита и его партнеры особыми джентльменами себя не показали, скорее, наоборот.
Перед встречей главный тренер чикагцев Билли Риэй открыто грозился устроить нашим хоккеистам мясорубку. Как писала газета «Глоб энд мейл», перед матчем коуч «ястребов» весь день провел у видеомагнитофона, просматривая запись победной игры «Баффало». Едва на экране появлялся защитник «Сейбрз» Кораб, как Риэй включал аппарат на замедленный повтор. Кадры, где канадец «укладывал» на лед наших игроков, у него, по словам репортера, вызывали восторг.
Чикагцы пытались подвигам своих коллег из «Баффало» подражать. Некоторые газеты писали, что вся стратегия команды в этой встрече свелась к одному: «Обводит тебя соперник - накажи его». В результате постоянно возникали стычки, и дважды все закончилось драками - Редмонда и Расько в концовке первого периода и того же Редмонда, но уже с Шадриным - в концовке второго.

 

Выходить из отеля опасно!

Но Карандин, судивший эту встречу по европейской трактовке правил, все-таки не дал разжечься большому пожару на льду. Хотя «ястребы» со своим напором рисковали провести всю игру в неполном составе. И набрали к финальной сирене 24 минуты - это был самый грубый матч из шести сыгранных на тот момент в Суперсерии-1976. Трижды за это были наказаны, пропустив в меньшинстве (один раз - в двойном).
Однако попытки запугать «Крылья» - единственное, в чем преуспели в этот вечер чикагцы. Риэй почему-то решил использовать в этой встрече всего 13 полевых игроков: две пары защитников и три тройки нападения. То ли оказался так стеснен в выборе кадров, то ли, несмотря на все громкие обещания, не придавал игре особого значения.
Город Чикаго вообще оставил у советских гостей странные воспоминания. Приставленный к команде детектив-охранник на полном серьезе предупреждал хоккеистов, что выходить из отеля опасно. Мол, родина гангстеров, чего вы хотите? Те пытались отшутиться, но специалист твердо стоял на своем.
Что касается состава московской команды, то Кулагин решил оставить без изменений две тройки: «спартаковскую» и Котов - Репнев - Капустин, к которым было меньше всего претензий после провала в Баффало. А вот свое сыгранное звено подкорректировал - в пару к Анисину и Лебедеву поставил молодого Гостюжева, убрав из состава Бодунова.
Впрочем, желаемого эффекта это не принесло - ни к одной из четырех заброшенных шайб эта троица отношения не имела. Анисин с партнерами вообще не могут занести это турне в актив - и в «Крыльях», и в сборной видели и лучшую игру в их исполнении. Другое дело, что бороться в Суперсерии-1976 им приходилось против лучших сил соперника.
Что касается сценария матча, то более или менее в равной борьбе прошел только один период - первый. На выстрел Терехина спустя полминуты ответил Редмонд.
Начиная же со второй двадцатиминутки гости наладили игру в быстрый пас, и «американцы» ничего не могли им уже противопоставить. Капустин, Шалимов и Ляпкин довели преимущество своего клуба до убедительного - 4:1.
В последнем периоде «ястребы» все-таки забили усилиями Денниса Халла, но практически не атаковали ворота Сидельникова. И к финальной сирене преимущество «Крылышек» по броскам оказалось подавляющим и непривычным - 30:18.
Чтобы не проиграть свою часть Суперсерии, теперь дружине Кулагина было достаточно сыграть вничью в последнем матче - против «Нью-Йорк Айлендерс».

«Чикаго Блэкхоукс» - «Крылья Советов» - 2:4 (1:1, 0:3, 1:0)
7 января 1976 г. Чикаго. «Юниондеййл». 18 500 зрителей. 14 865 зрителей.
1-й период: 0:1 - Терехин (Якушев, Крикунов, бол., 08:46); 1:1 - Редмонд (Малвей, 09:11). 2-й период: 1:2 - Капустин (Расько, Кузнецов, 24:03); 1:3 - Шалимов (Терехин, Ляпкин, бол., 28:41); 1:4 - Ляпкин (Тюрин, Якушев, бол., 37:13). 3-й период: 2:4 - Д.Халл (Микита, Малвей, 47:44). Штраф: 24  (6+10+8) - 12 (2+8+2). Броски: 18 (8+6+ 4) - 30 (9+12+9).
«Чикаго Блэкхоукс»: Т. Эспозито; Рассел - Таллон, Уайт - Редмонд; Королл - Микита - Маркс, Малви - П. Мартин - Д.Халл, Борделло - Шиан - Рота.
«Крылья Советов»: Сидельников; Ляпкин - Тюрин, Крикунов - Терехин, Бабинов - Кузнецов; Шалимов - Шадрин - Якушев, Лебедев - Анисин - Гостюжев, Котов - Репнев - Капустин, Расько.
Счет в серии НХЛ - СССР: 1-4 (3:7, 4:7, 3:3, 12:6, 2:5, 2:4)

Хоккей Суперсерия-1976
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в понедельник,

13 мая