Вячеслав Анисин долгие годы был одним из символов «Крыльев Советов». И в Суперсерии-1976 он вместе со своим постоянными партнерами по звену Юрием Лебедевым и Александром Бодуновым наравне со спартаковской тройкой больше всего терзал оборону клубов НХЛ.

 

От меня Харламов никогда не убегал

- Вячеслав Михайлович, в Северной Америке, многие считают Суперсерию-1976 главным противостоянием в истории мирового хоккея. Согласны?
- Не думаю, в 1972 и 1974 годах рубка была не меньше, и поражения они так же воспринимали болезненно. Не знаю, почему вдруг сейчас стали менять мнение.
- Но за океаном считали, что сборная, которая постоянно функционировала в СССР, и которой не было фактически в Канаде, не говорит о реальном соотношении сил.
- Нет, фигня. Я просто слышал, что за встречи с нами они хотели давать очки в зачет регулярного чемпионата. Так же, как и раньше в серии с ВХА, но потом от этой мысли отказались. А так играли и играли.
- Вы с «Крыльями» как-то готовились к турне, был ли какой-то перерыв в чемпионате?
- Нет, никак особо не готовились. Все как обычно шло первенство, потом сделали паузу на каникулы, потренировались чуть-чуть и отправились в Северную Америку. Мы их разве не знали? Хорошо изучили. Потом играли клубами, особо сыгрываться не надо, в отличие от сборной. Просто добавилась четверка «Спартака» к нам, а к ЦСКА - Васильев с Мальцевым из «Динамо» и еще кто-то.
- Вячеслав Солодухин из СКА. Как-то он вам запомнился?
- В СКА, который, за исключением 1971 года, не блистал в чемпионате Союза, хватало сильных ребят. В том числе, Солодухин. Просто именно им тогда решили усилить ЦСКА в поездке. Никаких «коронок» у него не было. А какая «коронка» у Харламова?
- Дриблинг, стартовая скорость.
- Обводкой тогда отлично владели все, кто выступал в Высшей лиге, не говорю уж про сборную. Ну а стартовая скорость была и у Балдериса, и у Капустина…
- Но таких все равно единицы в мировом хоккее.
- Лично от меня Харламов никогда с места не убегал - мы с ним соревновались практически с детства.
- Вы же начинали еще в юношеском возрасте вместе с Лебедевым и Бодуновым в ЦСКА.
- Да, вместе мы с 14 лет. На мастерский уровень вышли в 17 лет. Каждый матч выиграть не могли, но не уступили ни в одном. Нас даже овчарками прозвали.

 

В Питтсбурге решили, что приехала советская «Филадельфия Флайерз»

- Всех «грызли».
- Ну да. Бегали как заводные. Вступали в единоборства и не давали спокойной жизни никому. Запугать нас было невозможно. Нас так подготовили в ЦСКА. Я, к примеру, рвусь к воротам на тренировке, а шесть защитников армейцев меня не пускают. Если не пробьюсь, Тарасов кричит что-то типа: «Трус! У тебя характера нет вообще!» Естественно, после таких слов уже становилось без разницы, от кого и как получу. Правда, защитники иной раз жалели. Но им тут же доставалось от Анатолия Владимировича: «Почему упустили этого огольца?!» Он всех молодых так называл.
- Но с Харламовым канадцы, в отличие от вас, справиться не могли.
- Просто канадцы были тупые, не знали Валерку. Поэтому и говорили в 1976-м по-прежнему, что русских разорвем, но не получилось (смеется).
- Спартаковская четверка оказалась сильной подмогой в этой серии для «Крыльев»?
- Конечно, с «Баффало» просто они не очень сыграли. Но там вся команда провалилась. Почему? Хрен его знает? Там, в этом городе, была маленькая «коробка» даже по североамериканским размерам - 50 метров на 25. Просто ехать некуда.
- Но началось турне для «Крыльев» хорошо, разгром «Пингинов» 7:4.
- В Питтсбурге они просто испугались, сразу не разобрались.
- Чего делать?
- Приехала русская «Филадельфия Флайерз» писали в прессе, так нас представляли. И «Питтс­бург» обделался!
- Почему вдруг «Филадельфия»? Решили, что вы будете драться так же, как «летчики» в НХЛ?
- «Филадельфия» же грубой командой считалась.
- Да «Бандиты с Большой Дороги».
- А они так перевели «Советские Крылья» - русская «Филадельфия Флайерз».
- И что морально оказались сразу сломлены?
- Наверное, не знаю (смеется).
- Крикунов рассказывал, что хоккеистов «Баффало» уже игроки «Крыльев» недооценили. Пошли на матч с «Сейбрз» с «Лос-Анджелесом», в котором хозяева совсем не впечатлили. Поэтому команда решила, что возьмет соперника без шума и пыли.
- Да, мы посетили тот матч с «Лос-Анджелесом». Помню, Расько сказал: «Так у нас играют на заводе «Красный Октябрь». Бодунов, повернувшись ко мне, добавил: «Если пару-тройку не забьешь с «Баффало», я коньки на гвоздь повешу!» Но не повесил, хотя повод представился. У них играл Гэйр, такой яркий форвард. В портках длинных, на 20 сантиметров ниже колен. Спрашивали у игроков «Баффало», указывая на него: «А это что такое?» Оказалась, звезда!

 

Именно Кулагин остановил бойню. У нас Олимпиада на носу, а мы будем «палками» фигачиться

- Чем все-таки «Баффало» взяло?
- Команда у них хорошая, сильная. Тройка Перро - Мартин - Робер все родом из Монреаля, просто класс. Достаточно молодые, 1950-го года рождения, летали по площадке как истребители. Их еще в 1972-м году на серию должны были взять в канадскую сборную, но потом чего-то переиграли, и они в Москву не поехали. А троечка очень сильная, посильнее некоторых в той сборной была.
- Но все остальные матчи в серии «Крылья» выиграли, хотя «Чикаго» и «Айлендерс» в те годы тоже не подарок.
- Площадка, повторяю, там маленькая. Нам сразу сказали, что здесь в Баффало вы не вы­играете, здесь даже никто из клубов НХЛ добиться победы не может. За воротами такое маленькое пространство, что разъехаться нельзя. Ты двигаешься на встречу - и мне уже деваться некуда. На вбрасывании стоит нападающий коньками на синей линии, а задница в борт упирается.
- И по игре «Баффало оказалось самое сильное?
- Пожалуй, да. Но по классу «Айлендерс» считались сильнее всех в НХЛ - из тех, с кем мы встречались. Там братья Потвины за них выступали, Реш, который тогда считался лучшим вратарем в заокеанской лиге. Вскоре они четыре раза подряд Кубок Стэнли взяли.
- Правда, что иммигранты пытались сорвать матч в Питтсбурге?
- Нет, болтовня это все. Никто нам дорогу не перегораживал, а то, что нас закидывали весь матч, - тоже преувеличение. Два дебошира нашлось - девка да парень - бросили краску. Попали в итоге в канадскую лавку, болельщики их за шиворот схватили, рожу набили и в полицию сдали. Вот и вся история.
- Бойню «Филадельфии» с ЦСКА видели своими глазами?
- Да, если бы «летчики» эту встречу проиграли, то вся серия для НХЛ завершилась бы провалом. И там такое рубилово началось. Они «палками» только так фигачили. Кстати, именно Кулагин, который тренировал тогда сборную СССР, увел команду, настоял на том, чтобы матч прервали. Мол, у нас Олимпиада в Инсбруке на носу, а мы будем тут палками фигачиться, а не в хоккей играть.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

 

Суперсерия-1976

Конфуз «Крыльев». Каждый четвертый бросок летел в цель

На стыке 1975 и 1976 годов состоялась первая в истории встреча лучших клубов НХЛ и СССР. «Спорт уик-энд» продолжает серию материалов об этом грандиозном событии, которое заставило родоначальников хоккея признать, что мир окончательно перестал быть однополярным.

 

Приравняли к балету

Проведенный 31 декабря (в Мос­кве уже наступило первое января) матч между «Монреалем» и ЦСКА, завершившийся вничью 3:3, вызвал огромный резонанс в Северной Америке. «Эти шестьдесят минут были лучшей хоккейной игрой, в которой я когда-либо принимал участие. С точки зрения голевых ситуаций, владения и всего прочего», - спустя годы признавался Пит Маховлич, выступавший тогда за «Канадиенс».
«В новогодний вечер хоккейный бог был советским, - резюмировал Серж Савар, защитник «канадцев», принимавший участие в серии 1972 года. - Перед матчем у нас было что-то около недельной паузы. Календарь НХЛ составили так, чтобы наш тренер Скотти Боумэн успел как следует подготовить нас к встрече с русскими. Он отлично знал советский хоккей и старался внушить нам мысль, что придется играть с лучшей командой Европы. В составе ЦСКА самым известным был Третьяк, но меня впечатлил и Харламов - его скорость, работа с шайбой. Пожалуй, в этих компонентах он был лучшим в мире».
Не скупились на восторженные слова в адрес советской команды и местные газеты. «Наблюдать за игрой русских хоккеистов - все равно, что присутствовать на хорошем спектакле, - отмечала «Нью-Йорк Таймс». А журналист одного из изданий написал о том, что «смотреть русский хоккей так же прекрасно, как и русский балет».
Все ждали продолжение банкета и в следующем матче русских: «Крыльев Советов» против «Баффало», четвертого января. Тем более что «Питтсбург» оказался на фоне команды Кулагина мальчиками для битья, уступив 4:7. Но вместо очередного триумфа вышел конфуз, который ни до, ни после советские команды в играх с профессионалами не испытывали.
В планах подготовки к следующему сопернику игроки «Крыльев» сходили на матч регулярного чемпионата НХЛ «Баффало» - «Лос-Анджелес». Встреча завершилась со счетом 9:6 в пользу гостей, но проходила в невысоком темпе и большого впечатления на москвичей не произвела. Впрочем, первым взгляд часто бывает обманчивым - «клинки» выглядели уставшими после многодневного гостевого турне.
А так команда была очень сильной, хотя и выступала в НХЛ сравнительно недавно, с 1970 года. Бурный прогресс совпал с приходом на пост генерального менеджера Панча Имлаха, который до этого долгие годы успешно работал в «Торонто». Сначала главным тренером, но после инфаркта миокарда врачи запретили ему находиться на скамейке.

 

«Французская связка»

Но и в качестве «джи эма» Имлах трудился здорово. В двух первых драфтах он выбрал для «Баффало» воспитанников монреальской системы Жильбера Перро (под первым номером) и Рика Мартина (под пятым). Вместе с Рене Робером, выменянным у «Питтсбурга», они образовали так называемую «французскую связку» (отсылка к популярному в то время фильму «Французский связной»), одну из самых забивающих в НХЛ. В матче с «Крыльями» она в итоге набрала десять очков.
Еще выделялся в нападении Дэнии Гэйр, который уже во второй свой сезон в НХЛ достиг гроссмейстерского показателя в 50 шайб за чемпионат. Одним словом, «клинки», могли потрепать нервы любому клубу.
В сезоне 1974/75 «Баффало» дошло до финала Кубка Стэнли, где в шести матчах уступило «Филадельфии». И на следующий год старалось доказать не случайность этого успеха. «Сейбрз» начали чемпионат с восьми побед подряд, а в первых 20 матчах про­играли только трижды. По шесть-семь шайб они забрасывали регулярно, «Рейнджерс» в том чемпионате они разгромили 9:1, а «Вашингтон» - 14:2. Правда, в те годы «Кэпиталз» считался безнадежным аутсайдером, занимавшим последнее место с огромным отрывом.
Игра «Сейбрз», которую хоккеисты «Крыльев» увидели с трибуны, не была показательной - многоматчевый марафон «регулярки» НХЛ пройти без провалов практически невозможно. Но она повлияла на общее настроение наших хоккеистов, создав вместе с эйфорией от легкой победы над «Питтсбургом» иллюзию легкости в решении и следующей задачи. Один только главный тренер, Борис Кулагин, похоже, понимал, что «расслабон» до добра не доведет.
«Еще раз напоминаю - соперник нас ждет очень сильный, пожалуй, самый могучий из тех с кем нам предстоит сыграть. Прошу вас еще раз настройтесь на битву», - взывал к своим подопечным наставник «Крыльев» перед встречей. Но достучаться так не смог.
Кстати, после матча с «Питтсбургом» Кулагин, несмотря на убедительную победу, по обыкновению, был настроен критично, отмечая негативные моменты в игре своей команды: вбрасывания проигрываем, в жесткости уступаем… Еще его поразило, как быст­ро успевают вратари НХЛ добраться до скамейки при отложенном штрафе.
Изучение соперника, предпринятое коучем «Баффало» Флойдом Смитом, оказалось более продуктивным. Позже он расскажет, что просмотрев видеозапись матча «Крылышек» в Питтсбурге, полностью изменил первоначальный план на игру, наказав защитникам действовать как можно осмотрительно и строже, им было запрещено выходить за синюю линию, форвардов соперника они должны были встречать в своей зоне и как можно жестче.

 

«Для тебя нет хоккея, есть только Якушев»

А к Якушеву приставил персонального опекуна - Джерри Кораба. «Тренер мне сказал - для тебя нет хоккея, а есть только Якушев, которого ты должен выключить из игры», - рассказывал потом Кораб.
И со своей задачей защитник справился на отлично. ЯК-15 только однажды выступил в роли второго ассистента, да и то при реализации большинства. Да и его партнеры по звену, Шалимов и Шадрин, сделавшие результат матча с «Питтсбургом» (на их счету пять шайб из семи), оказались малоэффективны - отличился один раз только Шалимов. Кстати, сам Кораб, набрал за встречу три очка - гол и две передачи.
Начался матч с ожидаемого навала хозяев, но его удалось сдержать. Посыпались москвичи чуть позже - с 6-й по 11-й минуту, когда в их ворота влетело три шайбы. Усилиями Репнева и Капустина в концовке периода счет стал более приличный для команд одного уровня - 4:2.
Но на старте второй двадцатиминутки вновь последовал провал, на две-три шайбы противника советские хоккеисты отвечали только одной. Не помогла и вратарская рокировка.
Александр Сидельников проводил не то, чтобы совсем ужасный матч (только одна шайба откровенно на его совести), но ему, как и всей обороне, в тот день явно не везло, любая атака «клинков» могла завершиться голом.
И после пятой пропущенной шайбы Кулагин его убрал. Но и сменивший Сидельникова на четыре минуты Куликов умудрился за этот отрезок пропустить дважды. Пришлось возвращать основного голкипера, но пользы это не принесло.
Каждый четвертый бросок «Сейбрз» достигал цели, и их преимущество было очевидным во всех трех периодах. Все закончилось унизительным 6:12. Танец с «саблями» оказался смертельным номером. «Это был лучший матч «Баффало» за всю историю клуба», - заметил Смит после финальной сирены.
С большим счетом никто из советских команд представителям НХЛ не проигрывал за всю историю этих противостояний. Да и по 12 шайб не пропускал. Хотя ЦСКА практически повторил этот результат в январе 1980 года - 1:6 (самое крупное поражение армейцев в международных матчах). А «клинки» в те годы уже шли на спад, правда, тренировал их Скотти Боумэн.
Что же касается «Крыльев», то неудача в Баффало, как показало время, не сломала коллектив. Свою часть турне они закончили на позитивной ноте, обыграв в двух последних матчах энхаэловцев. А запоминается, как известно, именно последнее.

«Баффало Сейбрз» (НХЛ) - «Крылья Советов» (Москва) - 12:6 (4:2, 5:2, 3:2)
4 января 1976 года. Баффало. «Мемориал Аудиториум». 16 433 зрителя. Судьи: Рон Уикс (НХЛ), Джон Д’Амико (НХЛ), Виктор Домбровский (СССР).
1-й период: 1:0 - Гевремон (Спенсер, Хайт, 06:10); 2:0 - Перро (Кораб, 07:10); 3:0 - Мартин (Стэнфилд, 11:32); 3:1 - Репнев (Шалимов, Якушев, бол., 13:45); 4:1 - Мартин (14:23); 4:2 - Капустин (Котов, 19:16).
2-й период: 5:2 - Лоренц (Гэйр, Гевремон, бол., 24:32); 6:2 - Робер (Макнаб, 25:32); 6:3 - Репнев (Капустин, Кузнецов, 25:59); 7:3 - Кораб (Мартин, Перро, бол., 28:26); 7:4 - Шалимов (28:40); 8:4 - Гэйр (Стэнфилд, Кораб, 31:44); 9:4 - Макнаб (Мартин, Спенсер, 37:17).
3-й период: 9:5 - Капустин (Кузнецов, 43:28); 10:5 - Стэнфилд (Мартин, Перро, 49:41); 10:6 - Лебедев (Бабинов, Крикунов, 51:32); 11:6 - Гэйр (Стэнфилд, Рамсей, 54:04); 12:6 - Спенсер (Макнаб, Робер, бол., 58:04).
«Баффало Сейбрз»: Крозье (Десжардан); Макинтош - Кораб, Феберлинд - Хайт, Маккаден - Гевремон; Лоренц - Ришар - Рамсей, Макнаб - Стэнфилд - Стенсер, Т. Мартин - Льюис - Гэйр, Р. Мартин - Робер - Перро.
«Крылья Советов»: Сидельников (Куликов, 24:32 - 28:26); Ляпкин - Тюрин, Крикунов - Терехин, Бабинов - Кузнецов; Шалимов - Шадрин - Якушев, Лебедев - Анисин - Бодунов, Котов - Репнев - Капустин, Климов, Расько, Маслов.
Штраф: 14 (6+4+4) - 16 (4+4+8). Броски: 46 (17+17+12) - 22 (9+7+6)
Счет в серии НХЛ - СССР: 1-2 (3:7, 4:7, 3:3, 12:6)

Хоккей Суперсерия-1976
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

26 декабря