«На всю Россию найдётся только два игрока, равных Далеру и способных его заменить. Один в РПЛ, другой - за границей»

Наш постоянный эксперт, чем­пион СССР и главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев после матча с «Нефтчи» поразмышлял о проблемах подготовки молодёжи в российском футболе. Поговорил о проблемах, неизбежно возникающих у «Зенита» при возможном расставании с Венделом и Далером Кузяевым. А также предположил, смогли бы успешно вернуться в стан «сине-бело-голубых» Артём Дзюба или Сердар Азмун. И даже о «Русской пятёрке», блиставшей когда-то в НХЛ, вспомнили мы в этом разговоре…

 

Стратегия «большого зрелища» и детский футбол

- О чём ваши думы сейчас, когда первый матч сыграл «Зенит» после отпуска, а новички прибавляются не только в «Зените»?
- На самом деле не так уж их и много, новичков. Просто много мусора в соцсетях. Поэтому больше о том мысли, что события вокруг спорта являются отражением политики. Селекционные службы из-за этого сталкиваются с многочисленными проблемами. Хороших игроков трудно заманить, так начинается поиск на вторичном рынке. И в этой связи уделяется большое внимание переходам на внутреннем рынке - вроде Коваленко, который перебрался в «Зенит». Пару лет назад о таких переходах упоминали бы в лучшем случае вскользь.
Наш футбол сейчас на перепутье. Но дорога правильная одна: если качество футбола из-за отсутствия легионеров падает, нужно пристальное внимание обратить на молодёжь. Ставить задачи в спорте так, как они ставятся на политическом уровне - решительно и амбициозно. Вот поднимаем экономику. Но так бы и в спорте. Слышал, что в Москве будет решаться вопрос с новыми стадионами и спортивными площадками в аналогичном ключе. А надо - во всей стране.
- Тренеры клубов Первой лиги вас поддержат: они сетуют, что «Енисей» принимает соперников в манеже, за счёт чего имеет приличное преимущество. Нечестно.
- В наше время трудно было даже мечтать о таких стадионах, как сейчас в столице и тем более в Санкт-Петербурге. Кто же будет возражать, чтобы в миллионном Красноярке был построен стадион-красавец? Но первым делом нужны стадионы для детей.
Маленький экскурс в историю. В пору нашего детства проводились многочисленные детские соревнования. Сборная нашего города играла с сильнейшими сборными РСФСР, Украины и Грузии. Тогда одним из сильнейших игроков нашего поколения был Андрей Редкоус - впоследствии футболист «Зенита», кстати, родом из Красноярского края. Вместе с прославленным Сергеем Ломановым - пятикратным чемпионом мира - играл в хоккей с мячом. Так вот, говорили, что Редкоус на льду был круче Ломанова. Просто выбрал футбол. А в тогдашней юношеской сборной России чуть ли не половину составляли сибиряки. Помимо футбольного таланта - здоровые, крепкие парни. Сейчас таких поискать.
Всё это к вопросу о думах. Хорошо, у «Зенита» есть возможность комплектоваться качественными бразильцами. Но многие другие наши клубы лишены такой возможности. Мы уже подошли к черте, когда надо нашим футбольным руководителям решительно менять вектор развития, избрать ориен­тиром развитие детского спорта.
- А у «Зенита» какой вектор?
- Само наличие современного «Зенита» и его стратегии вполне вписывается в привычную для европейского футбола картину - суперклуб, как «Реал» в Испании или «Бавария» в Германии. Где-то рядом «Спартак», стараются соответствовать ЦСКА и «Локомотив», но другим клубам, которые не могут идти путём «Зенита» и не вытягивают стратегию «большого зрелища», нужно помочь с созданием условий для развития детского футбола. Что, к слову, не снимает такой же задачи и с «Зенита». Футбол, что ни говори, социальный проект. Вот и всё. Чтобы не случалось так, что вице-чемпион России, у которого однажды стало туго с финансами, скатывался в третий дивизион. А то растащили недавно «Крылья Советов» - кем они будут вакансии заполнять, легио­нерами с «вторички»? Нет, в нашей стране должны играть российские футболисты. Так что либо развитие, либо деградация.

 

Если Вендел уйдёт, то что дальше?

- А теперь - к матчу между «Зенитом» и «Нефтчи». Дебютировал за «сине-бело-голубых» бразилец Эдуардо Кейрос. О нём - первый вопрос. Что-то показал?
- Дело в том, что игра проходила с огромным преимуществом «Зенита». Игроки «Нефтчи» почти всю игру стояли недалеко от своей штрафной, поэтому возможностей себя проявить у Кейроса было немного. Да и молод он ещё, чтобы проявить себя с первых минут - это же не какой-то суперталант, а просто перспективный парень. Поэтому зенитовцы просто сыграли в футбол с командой довольно слабой, которая отдала инициативу, и, похоже, погружена в подготовительный процесс, далёкий от оптимальной формы.
- Однако те, кому положено, те же авторы голов были на высоте - Мантуан и Клаудиньо, Бакаев, в конце концов?
- «Зенит» на каждом участке поля имел большое преимущество, моменты были и в первом тайме, забить могли не только они. А гол пфропустили смешной. Думаю, особенно важной информации тренерский штаб «Зенита» после матча с «Нефтчи» не получил. Сыграли на хорошем уровне.
- Вендела пока «Зенит» не дождался, может бразилец и вовсе покинуть команду. Некоторые специалисты утверждают, что ничего страшного не случится. Что думаете по этому поводу?
- О том, что ничего страшного, говорят, как правило, москвичи, которые «Зенит» не так часто видят, чтобы выносить абсолютно правильные суждения. Понятно, что есть у «Зенита» командные действия, стратегия соответствующая, но есть ещё и три игрока - Вендел, Малком и Клау­диньо - которые на данный момент незаменимы. Разумеется, появятся однажды футболисты, которые смогут их заменить, но пока…
Надо сказать, что тренерскому штабу «Зенита» до сих пор везло - или фартило, как угодно. Был момент, когда возникли проблемы, но включилась селекционная служба толково - и вдруг появились в одночасье Ракицкий, Азмун и Барриос. И всё, коман­да начала играть в тот футбол, который позволил ей стать лидером.
Потом новый виток - ушла атака, и Дзюба в том числе, Ловрен, и вообще центральная зона обороны потребовала перемен, исчезли также длинные передачи. Но, словно опережая возможное негативное развитие событий, в ответ появилась нынешняя бразильская группа игроков, и время показало, что выбор был сделан правильный. В то же время ослабли конкуренты все как один, но не стал слабее «Зенит». Напротив, он теперь выше их на голову. Говорю же: есть фарт!
Однако никто не исключает очередного вынужденного обновления состава. Так себе иногда это представляю: спускаются с трапа самолёта бразильцы на родную землю, попадают в свою стихию - ламбада! - и, конечно, совсем не горят желанием её покидать. Начинаются разговоры с агентами, в ответ они слышат слова о репутации, долге и огромной армии бразильских игроков, ждущих своего часа за их спиной.
«Хорошо, сначала подыщем вам замену, а потом уже начнём думать», - примерно так. Думаю, должны все они вернуться, но замену им будут искать. Пока надо - здесь переждут, они обязаны быть здесь, но потом всё возможно.

 

Клаудиньо - «за себя и за того парня»?

- Но если Вендел уйдёт прямо сейчас, то кто его заменит?
- Потеря одного игрока, так и хочется сказать, не может быть потерей, но ведь это всё-таки Вендел! Кто тогда будет начинать атаки? Вендел - это игрок, который получает мяч возле своей штрафной площадки, и, в зависимости от ситуации, при помощи индивидуальных действий или парт­нёров доставляет его к чужой. Немногие на это способны. Возможно, эту функцию может выполнять Клау­диньо, потому что больше некому. Остальные игроки «Зенита», не в обиду им будь сказано, такими техническими возможностями не обладают. Ни Малком, ни тем более Барриос. Остаётся бить длинными передачами? Но нет в «Зените» такого игрока, на которого надо мяч лупить.
- Если Клаудиньо возьмёт на себя заботы Вендела, не будет ли это в ущерб его прежней работе?
- Если Клаудиньо получит такое задание, не сомневаюсь, что он постарается выполнить его добросовестно. Но один в поле не воин. Да одного сопернику и легче закрыть. Поэтому нужно с кем-то налаживать связи. Кроме того, ещё один вопрос: понравится ли ему такая перестройка? Он всё-таки игрок в большей степени творческий, и для того чтобы себя лучше проявлять, ему нужна чужая штрафная или хотя бы подступы к ней.
- Допустим, дело пошло. С кем лучше налаживать связи Клаудиньо при том, что он останется теперь и за себя, и за Вендела?
- Только Малком. Но здесь есть проблема: Малком - лучший кандидат, но не игрок многоходовых комбинаций. Он с его сочетанием мощи и техники больше полезен в завершающей стадии атаки в чужой штрафной. Скорее всего, потерю Вендела надо закрывать с помощью нового нападающего. Среднюю линию «Зенит» летом укрепил, так нужен форвард. Готовый уже игрок, а не «на вырост».
- Почему форвард, если мы говорим о последствиях потери Вендела?
- Потому что хороший нападающий своей результативной игрой может компенсировать проблемы в средней линии, которые неизбежно возникнут с уходом Вендела. Но таких практически нет.

 

Нужен ли теперь «Зениту» Азмун?

- А если Дзюбу вернуть? Человек весной расцвёл в «Локомотиве».
- Дзюба такой же зависимый игрок, как и все наши российские форварды. Все! Какого центрального нападающего ни возьмёшь, не то. Вот вопрос: почему Писарский перестал забивать во второй части сезона? Вот ответ: он игрок последнего касания, как и Дзюба. Конечно, за Дзюбу и опыт, и рост, и другие аргументы в его пользу найдутся, но он не из тех футболистов, которые возьмутся выполнять черновую работу. Так, как это делают, например, сейчас в «Зените» Кассьерра и Сергеев. Словом так: с такой искус­ной средней линией, какая имеется в «Зените», Дзюба не нужен.
- А кто нужен?
- Нападающий, который самостоятельно может разобраться с защитниками в штрафной площадке. Поэтому и говорю: хорошие нападающие у нас наперечёт.
- Чалов подходит?
- Он не значится в списке кандидатов в «Зенит». Вы ещё вспомните Смолова, который после пробы за рубежом и возвращения в РПЛ ничем особо не выделяется. Чалов, правда, изменился отношением к игре, резко прибавил, но не могу сказать, что он игрок для суперклуба.
- Тогда форвард типа Промеса, которому вы всегда даёте высокую оценку?
- Промес - фланговый игрок, а у «Зенита» с флангами порядок. Поставишь его выдвинутым форвардом - вообще может потеряться. Он от бровки атакует, хороший удар, дриблинг - идентичен Малкому. «Зениту» нужен форвард с быстрым рывком - хотя бы на десять метров. Да, со стартовым рывком, который помогал бы ему в штрафной площадке играть на опережение, преуспевать на добивании. В «стеночку» отыграться, наконец. Это совершенно иной тип нападающего.
- Кто же это такой, кто у нас соответствует заданным характеристикам?
- Азмун, который много забивал и приносил много штрафных на себе. Совсем недавно играл, все его помнят. Это был игрок, на которого коман­да опиралась в контратаках. Зарабатывал «стандарты», умело играл на «втором этаже». Быстрый, прыгучий. Он не выдающийся, но в нашем чемпионате играл огромную роль. Тогда в «Зените» не было такой средней линии, как сейчас, но результат он давал. Добавим его сейчас к бразильцам - не именно Азмуна, а такого типа форварда - думаю, получится гремучая смесь.
- Азмун в Германии потускнел. Если всё-таки его вернуть, будет ли он прежним блистательным нападающим?
- Об Азмуне так: он был относительно недорогой, возможно, его брали дублёром основного форварда. Задачу дублёра он выполнял. Что до возвращения, то сейчас наш чемпионат стал слабее того, из которого уезжал Азмун. Промес тоже в своё время уехал из РПЛ, в Европе не зажигал, потом вернулся - и справляется спустя годы. Ему тут нетрудно, в оборону возвращаться не надо, и - в числе лучших бомбардиров. Козыри Азмуна позволяют предполагать, что он уж никак не слабее, чем Сергеев и Кассьерра.

 

О «рабочей лошадке», с которой бразильцам игралось удобно

- Кузяев - ещё она фигура под знаком вопроса. Контракт закончился, попрощался, но может вернуться. А если не вернётся? И ещё: вы понимаете его как футболист футболиста?
- Ещё в прошлом сезоне мы говорили с вами: когда на поле нет кого-то из бразильцев или Кузяева, «Зенит» начинал испытывать проблемы. Ели первые несут на себе организаторскую функцию, то Кузяев - рабочую. С ролью рабочей лошадки он очень хорошо справлялся, тут никуда не денешься - такие футболисты в любой команде нужны позарез. А что от поиска места в Европе, то, скорее всего, тут влияние семьи и надежда на другие условия проживания, или фантазии самого футболиста, который хочет испытать новые футбольные эмоции. Но тогда надо было раньше уезжать. Хорошо там, где нас нет. Вероятно, Чалов, Смолов и Дзюба это уже поняли - и вернулись на исходные позиции.
- Президент турецкого клуба, сообщают, интересовался Кузяевым.
- Эпитет «интересуется» тут не­уместен. Это, возможно, неправильные переводы. Интересуется - это когда в НХЛ десятки наших хоккеистов, и все востребованы. Когда Скотти Боумэн формировал «Детройт Ред Уингз», который потом задавал там жару несколько лет. Ему нужно было создать «Русскую пятёрку», и вот тут слово «интересовался» применительно к его работе очень подходит. Под Фетисова, кажется, Боумэн пригласил Константинова, потом был Фёдоров, и ему были нужны ещё двое русских - вот он интересовался Ларионовым и Козловым. Это были настоящие мастера, которых мог взять любой клуб. Вот тогда тренер действительно «интересовался». А по поводу наших футболистов так говорить не стал бы…
- Итак, фантазируем вместе с Кузяевым. Не вернулся он - кто вместо него?
- Мантуан. Но лимит вносит коррективы. Если в атаке играет Сергеев, то тогда на поле выходит Мантуан. Если вместо Сергеева появляется Кассьер­ра, то в этом случае должен русский выходить - Круговой, скажем.
- А Бакаев?
- Он никогда не будет двигаться так, как Кузяев. Бакаев - не «рабочая лошадка», поэтому и сидел на лавке. А Мантуан сможет Кузяева заменить. Вообще-то сейчас надо рыскать по стране и русского игрока искать вместо Кузяева. Такого же, который может и слева, и справа сыграть, и в опорной зоне - он вообще универсал. Вместе с Сантом по ходу матча решал любые позиционные проблемы. И успешно решал главную задачу - вовремя возвращался в оборону, а во время атаки прибегал в чужую штрафную. Бразильцам было с ним удобно, им вообще удобней, когда партнёры быстро двигаются. Потому что когда впереди просто стоит Дзюба, футболист теряется - а что мне делать то надо, если он стоит? А когда один бежит, второй, третий - совсем иная игра. Новые варианты открываются.
- А в России могут найтись достойные футболисты на позицию Кузяева?
- Готовые? Таких только двое. У нас в стране это Зобнин - такой же по работоспособности, как Кузяев. А второй играет за границей - Головин. Из этой же плеяды игрок. С одной грядки ребята, с двумя сердцами. А молодых не видел. Возиться с ними нужно и должно, но если необходим результат, то нужен готовый игрок. Так что ждём Кузяева обратно (смеётся).
Андрей БАРАБАШ.

Футбол «Зенит» ФК Кузяев Далер Веденеев Сергей Вендел
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

24 января