ХОККЕЙ. Суперсерия-1974. Восьмой матч. Как это было

Сегодня «Спорт уик-энд» завершает серию публикаций, посвященных Суперсерии-1974. Речь пойдет о заключительном восьмом матче, который, впрочем, большого значения не имел, перейдя в чистую формальность. На этот раз советская сборная не повторила ошибку двухлетней давности - ничья в седьмой встрече гарантировала команде Кулагина досрочную победу над представителями ВХА.

 

Хоронить Шукшина разрешили только после восьмого матча

О значении, которое придавалась Суперсерии-1974 в советской стране, говорит ситуация, возникшая с похоронами Василия Шукшина. Великий писатель, режиссер и актер скончался 2 октября 1974 года на теплоходе «Дунай» во время съемок картины «Они сражались за родину». Режиссер фильма Сергей Бондарчук обошел все инстанции, включая КГБ, чтобы добиться разрешения похоронить Шукшина на Новодевичьем кладбище.
Добился, но не раньше понедельника, седьмого октября, поскольку пятого и шестого в столице проходили заключительные матчи противостояния СССР и Канады. Допустить два столпотворения почти в одном месте, а на матчи приходили иностранцы, КГБ никак не могло. Ведь Новодевичий монастырь располагался совсем рядом с «Лужниками».
Впрочем, вернемся к хоккею. Восьмая встреча началась с необычного события: из радиорубки прозвучало объявление на двух языках - английском и русском. Организаторы предупредили, если канадцы нарушат соглашение о недопущении грубости, то серия будет прекращена. Видимо, у многих сидела в головах память о буйстве энхаэловцев двумя годами раньше. Североамериканцы к предупреждению прислушались и вели себя более-менее корректно, хотя в итоге заработали все равно 28 минут штрафа, включая, дисциплинарный Стэплтона.
Кулагин, понимая, что дело уже сделано, вывел из состава большую часть лидеров. Третьяк, Васильев, Цыганков, Михайлов, Петров, Лебедев смотрели матч с трибун. Зато наконец-то получил свой шанс показать себя в воротах Сидельников из «Крыльев Советов», по прозвищу Костер - он великолепно провел чемпионат СССР сезона 1973/74. Впервые появился в составе молодой форвард ЦСКА Попов.
С Якушевым и Шадриным вышел еще один дебютант, Виктор Шалимов, давно стучащийся в двери сборной. А воссозданная тройка Викулов - Мальцев - Харламов напоминала о чемпионате мира-1972 и Суперсерии с НХЛ.

 

«Мы сильнее 20-25 профессионалов, а если собрать их 50 или 100»?

А вот канадцы выставили свои лучшие силы, надеясь, сохранить хотя бы честь и как-то подсластить горькую пилюлю общего поражения. Но выиграть им удалось только один период - первый.
Дальше начало действовать вновь созданное спартаковское звено. Во второй двадцатиминутке Якушев сравнял счет. А после перерыва наступил бенефис Шалимова, который в дебютном для себя матче сделал дубль, разница между двумя шайбам составила шесть минут.
Канадцы, конечно, хотели погромче хлопнуть дверью, но смогли только в концовке сократить отставание. Сидельников не дал гостям рассчитывать на большее - 3:2.
Серия закончилась убедительной победой нашей сборной: она выиграла четыре матча, три свела в ничью и только один проиграла при соотношении шайб 32-27.
Советские болельщики, конечно, ликовали. Но не все. Удивительна была тональность статьи, опубликованной в «Советском спорте» через несколько дней после завершения серии за подписью Кулагина. Тренер, только-только возглавивший сборную и убедительно переигравший канадских профи, призывал не переоценивать значение этого успеха.
Кулагин писал: «Эта серия показала, что наши лучшие игроки превосходят канадских профессионалов в сумме всех слагаемых. Но давайте задумаемся над одной деталью: мы сильнее в формате 20-25 лучших игроков, а если собрать 50 или 100 хоккеистов с каждой стороны? Боюсь, что однозначного ответа не даст, пожалуй, никто. И я призываю и тренеров, и игроков засучить рукава, чтобы через несколько лет команда Высшей лиги могла спокойно выходить на лед против любого зарубежного противника. И не просто выходить, но и побеждать!»
Кстати, перед тем, как возвратиться на родину, канадцы заехали в Прагу, но во встрече с чехословаками положительных эмоций им тоже не удалось получить - проиграли 1:3.
В ВХА постарались как можно быстрее забыть об этой серии. Как забыли потом и о лиге-выскочке. Но результаты серии все равно в Новом Свете многие восприняли со скепсисом. Великий Скотти Боумэн, тогда еще только начинавший славную карьеру, после завершения восьмого матча заметил: «Ответить на вопрос, кто сильнее, мы или русские, можно будет только после соперничества на клубном уровне».
И уже достаточно скоро, в следующем сезоне, в Северную Америку отправились две лучшие на тот момент советские команды - ЦСКА и «Крылья Советов», которых ждали сыгранные клубы НХЛ, а не сборная. Но это уже другая история…

 

Открыли путь европейцам и Гретцки

…А в этой стоит все-таки отдать должное ВХА, которая прожила всего пять лет, с 1974 по 1979 годы. Но след о себе оставила достаточно яркий.
Именно Всемирная хоккейная ассоциация стала катализатором многих и многих процессов, которые способствовали активному развитию хоккея не только в Северной Америке, но и во всем мире.
ВХА начала серьезно конкурировать с НХЛ, как с континентальным хоккейным бизнесом. Благодаря ВХА игроки начали получать серьезные деньги и обрели значительные права и свободы, прежде всего - свободу передвижения. ВХА создала четыре новые «франшизы» - «Виннипег», «Эдмонтон», «Калгари», «Квебек», а также раздвинула границы хоккейных рынков, показав, что этот вид спорта можно культивировать и в южных штатах.
ВХА первой начала в массовом порядке приглашать маститых европейских мастеров и проводить матчи в Европе. В ней звезды Старого Света обрели второе дыхание и заиграли едва ли не лучше прежнего.
Например, Бобби Халл считал, что со своими партнерами по звену в «Виннипеге» - шведами Ульфом Нильссоном и Андерсом Хебергом - образовал вообще «самую интересную тройку в истории хоккея».
Появились там даже беглецы из соцлагеря - выступающий за «Торонто Тороз» чехословак Вацлав Недомански. Тот самый, который был «второй проблемой СССР после острова Даманский».
ВХА дала путевку в большой хоккей многим знаменитым игрокам, включая планетарную звезду, тогда еще совсем юного Уэйна Гретцки - автора классической фразы: «Ненавижу посредственность».
И, наконец, ВХА подарила советским любителям хоккея вторую в истории Суперсерию, которая по качеству хоккея, возможно, превосходила первую.
Учредители ВХА предполагали и даже закладывались на то, что в первые годы своего существования финансовый баланс будет отрицательным и придется переживать трудности роста. Но этот «рост» был заметным, требовались усилия, чтобы его продолжить. Именно эта мотивация подвигла руководство ВХА на новый вызов Советскому Союзу, как хоккейной супердержаве. Вторая Суперсерия должна была, прежде всего, обеспечить хорошую прибыль, а во-вторых - показать, что сборная звезд ВХА ни в чем не уступает, а то и превосходит звездную сборную НХЛ, которая в серии с «Советами» добилась итоговой победы лишь на последних секундах решающего матча.
С поставленными целями удалось справиться только частично. Возможно, поэтому в Канаде предпочитают не вспоминать, что когда-то существовала лига столь же могущественная, как НХЛ.

СССР - Канада - 3:2 (0:1, 1:0, 2:1)
6 октября 1974 года. Москва. ДС «Лужники». 14 000 зрителей.
1-й период: 13:47 - Бэкстрем (Трамбле, Халл) - бол., - 0:1. 2-й период: 26:27 - Якушев (Шадрин) - бол., - 1:1. 3-й период: 40:53 - Шалимов - 2:1; 46:59 - Шалимов (Якушев) - 3:1; 52:42 - Бэкстрем (Г. Хоу) - 3:2. Броски: 30 (10+12+8) - 25 (10+8+6). Штраф: 13 (4+2+7) - 31 (4+13+14).
СССР: Сидельников; Лутченко - Гусев, Кузнецов - Ляпкин, Тюрин - Шаталов; Викулов - Мальцев - Харламов, Шалимов - Шадрин - Якушев, Котов - Анисин - Капустин, Петров, Попов.
Канада: Чиверс; Трамбле - Стэплтон, Лэй - Селвуд, Марти Хоу - Хэмилтон; Г. Хоу - Бэкстрем - Марк Хоу, Бернье - Хоул - Маховлич, Тардиф - Лакруа - Халл, Уолтон - Уэбстер - Харрисон.
Счет в серии: 4-1 (3:3, 1:4, 8:5, 5:5, 3:2, 5:2, 4:4, 3:2). Разница шайб: 32-27.

 

Спустя 48 лет

Советник Ротенберга и советский бизнесмен

Наше издание уже писало об игроках сборной СССР, принимавших участие в Суперсерии-1972. Многие из них и спустя два года сыг­рали с заокеанскими профессионалами. Повторяться не будем. Но для многих из хоккеистов и тренеров этой сборной Суперсерия-74 стала дебютной в карьере. И их жизни сложились не менее драматично.

Борис КУЛАГИН. Выиграл чемпионат мира 1975 года (десять побед из десяти), а через год привел команду к победе на Олимпийских играх в Инс­бруке. Однако два следующих мировых первенства не принесли побед советской сборной, и Борис Палыч оставил свой пост. Его отправили в почетную отставку - в чемпионат Дании (клуб «Редовре»). О великом тренере вспомнил «Спартак» в 1979 году. И не ошибся. На протяжении пяти лет «красно-белые» были единственными, кто составлял реальную конкуренцию ЦСКА Тихонова. Скончался после тяжелой и продолжительной болезни 25.01.1988 года (63 года).

Константин ЛОКТЕВ. В течение еще трех лет работал главным тренером в ЦСКА и ассистировал Кулагину в сборной. Вместе с ним был отправлен в отставку, а потом удален из армейского клуба после чемпионства - его место занял Тихонов. Сначала помогал «дружественным» странам в качестве тренера: в Югославии - «Партизану», в Польше - «Легии» и в Болгарии - ЦСКА. Конец 80-х начало 1990-х получились для олимпийского чемпио­на такими же неоднозначными, как и для всей страны. Успел поработать инженером по гражданской обороне и технике безопасности, бизнесменом и вице-президентом ФХР. Скончался от цирроза печени 04.11.1996 (63 года).

Владимир ЮРЗИНОВ. После работы с Кулагиным не покинул сборную, а более десятка лет был верным оруженосцем Тихонова. В сборной России работал уже главным и стал единственным специалистом, который сумел привезти команду к серебру на Олимпийских играх с участием энхаэловцев (Нагано-1998), а потом входил в штаб на еще двух Олимпиадах - 2002 и 2006 годов. Считается одним из вдохновителей подъема финского хоккея, шесть лет отработал в ТПС. В 83 года продолжает трудиться на благо отечественного хоккея, советником главного тренера СКА.

Александр СИДЕЛЬНИКОВ. Так и не смог выйти из тени Третьяка, хотя вначале 1970-х ранжировался с ним наравне. Выиграл золото на Олимпиаде в Инсбруке, а спустя несколько месяцев стал антигероем после сенсацион­ного поражения советской сборной от Польши на чемпионате мира (4:6). Всю карьеру провел в «Крыльях Советов», там же работал тренером детей. Последнее место работы - ХК МГУ, где сначала работал тренером, а потом начальником команды. Скончался 23.06.2003 на отдыхе с друзьями в Архангельской области (52 года).

Юрий ТЮРИН. Прославился тем, что в одном из матчей поймал на мельницу самого Рагулина. В состав сборной привлекался еще только один раз, став чемпионом мира 1975 года. Практически всю карьеру провел в «Крыльях Советов», но последние три года выступал за тольяттинскую «Ладу» (1980 - 1983). Скончался 18.11.2017 (в возрасте 68 лет).

Виктор КУЗНЕЦОВ. 1974-й год - лучший в карьере воспитанника свердловского хоккея. Кроме участия в Суперсерии стал и чемпионом мира. Потом были только клубы: «Крылья», ЦСКА, «Автомобилист», «Химик». Неплохую карьеру сделал на тренерском поприще. Возглавлял саратовский «Кристалл», родной «Автомобилист» (именно при нем первые шаги начал делать Алексей Яшин), казанскую «Итиль» (прародительница «Ак Барса») и «Нефтехимик». Скончался от лейкемии 16.02.1998 (в возрасте 47 лет).

Юрий ФЕДОРОВ. Большую часть карьеры провел в горьковском «Торпедо» - 15 сезонов. Дважды становился чемпионом мира - в 1975 и 1978 годах. Один из самых результативных защитников в истории советского хоккея - забросил в чемпионатах СССР 102 шайбы. На склоне карьеры успел поиграть два года в Японии, а с 1988 года работает в «Торпедо»: главным тренером, помощником, старшим тренером СДЮСШОР.

Сергей КАПУСТИН. Считается одним из лучших и недооцененным форвардов отечественного хоккея, хотя стал олимпийским чемпионом и семикратным чемпионом мира. За карьеру забросил 416 шайб. Кроме «Крыльев» играл за ЦСКА (под него была создана тройка с Жлуктовым и Балдерисом) и в «Спартаке» (звено с Шепелевым и Шалимовым). Последние два года в качестве игрока провел в «капиталистической» Австрии. После ухода из большого хоккея закончил ВШТ, но команды не нашел. Семья осталась без средств существования - его приглашали попробовать силы в бизнесе и стать администратором «Спартака», но коммерция и бумажная волокита не вдохновили. Трагически скончался от заражения крови, порезав локоть ржавым гвоздем во время купания 04.06.1995 (в возрасте 43 лет).

Виктор ШАЛИМОВ. Легенда «Спартака», за который провел 16 сезонов. Стал ключевым игроком двух легендарных звеньев «красно-белых» - с Якушевым и Шадриным в 1970-х, и с Капустиным и Шепелевым - в начале 1980-х. В составе сборной побеждал на Олимпиаде-1976 и четырех чемпио­натах мира. Завершал игровую карьеру в Австрии, где в местном элитном дивизионе в среднем набирал два очка за матч. Успел поработать пару сезонов и тренером «Спартака» в 1990-х. С 2005 года работает советником главы Мытищинского района Подмосковья и завкафедры физического воспитания и спорта Мытищинского филиала МГТУ имени Баумана. Продолжает выступать за ветеранов в составе «Легенд хоккея».

Сергей КОТОВ. После Суперсерии-1974 в сборную на официальные турниры не приглашался. Большую часть игровой карьеры провел в «Крыльях Советах». Там же начинал работу тренером. Кроме того работал во многих клубах Суперлиги и КХЛ - «Ак Барсе», ХК МВД, «Сибири», московском «Динамо», «Югре», «Кузне», «Нефтехимике». Сейчас пенсионер.

Александр ВОЛЧКОВ. Входил в расширенный состав еще на Суперсерии-1972, но тогда ни одного матча не провел. В ЦСКА успел поработать и с Тарасовым, и с Тихоновым, но завершил карьеру в ленинградском СКА. Во время учебы в ВШТ по собственной инициативе занимался с детскими коман­дами из «Золотой шайбы». Начинал работу тренером в фарм-клубе ЦСКА - через его руки прошли братья Мироновы, братья Квартальновы, Коваленко, Самсонов, Зелепукин, Кваша... Затем возглавлял первую команду армейцев, «Витязь», «Сибирь», клуб в Белоруссии. В настоящее время принимает участие в ветеранских турнирах в составе команды «Легенды хоккея», пенсионер. Его сын, тоже Александр Волчков, был задрафтован в 1996-м году «Вашингтоном» под общим 4-м номером. Ему выдавались такие авансы, как и Овечкину, но провел в НХЛ только три игры.

Константин КЛИМОВ. Считался одним из самых талантливых нападающих 1970-х, но свой дар не реализовал. За сборную сыграл только в Суперсерии-1974, карьеру провел в «Крыльях» и в «Спартаке». Со временем любовь к хоккею стал делить с коммерцией, хотя тогда это преследовалось законом. Повторил судьбу Харламова, трагически погиб в автокатастрофе 08.01.1982 (в возрасте 30 лет).
Владимир Попов. После Суперсерии-1974 ни одного шанса показать себя в сборной больше не получил, хотя выступал за ЦСКА еще пять сезонов, а завершил игровую карьеру «отслужив» еще четыре года в составе ленинградского СКА. С 30 лет начал работать тренером, с 1988-го до 2000-х был постоянным ассистентом Виктора Тихонова в армейском клубе. С 2010 года тренер-методист ЦСКА. Его до сих пор продолжают привлекать к работе с молодежными и юниорскими сборными России в качестве помощника.
Подготовил Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.

Хоккей Суперсерия-1974
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

26 декабря