Чемпион СССР, главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев уверен, что «Зенит» разгромит «Урал» со счётом 3:0.
- В очередной раз вы делаете прогноз на крупную домашнюю победу «Зенита». Откуда уверенность?
- Товарищеский матч с «Фенербахче» подсказывает, что «Зенит» сыграет уверенно.
- 2:2 с турками - что тут особенного?
- Дело не в результате. Бразильцы порадовали. Словно отошли душой, живо сыграли. Приободрились, словом. Малком отличился, Клаудиньо, Вендел мог и третий мяч забить.
- А что за метаморфоза с ними произошла?
- Мне кажется, надо было им обстановку сменить. Из нашего чемпионата - на хороший стадион с хорошим полем. От наших холодов и снегов - в тёплый климат. Своего рода психологическая разрядка. Идея, в общем, здравая. И, наверное, хотели себя в Европе показать.
- А наши?
- Наши и так стараются. Им деваться некуда (смеётся). Три мяча «Зенит» забьёт «Уралу».
- Актуальный вопрос: президент России поручил упростить систему использования системы карты болельщика. Вот до чего дошло: потребовалось распоряжение президента. Что скажете?
- Была у меня карта болельщика - на чемпионате мира, сын сделал без проблем. Предложено оформить - значит, надо сделать. А «спасибо» скажем тем, кто устраивает беспорядки на стадионах, кидает бананы, жжёт файеры, устраивает стычки. Иногда ловлю себя на мысли, что не хочу идти на футбол. В очереди у стадиона после прогулки в толпе от станции метро надо постоять, а потом пройти процедуру проверки, похожую на обыск. Заходишь - и видишь мороженое по 300 рублей. Настроение портится.
Занимаешь место за воротами, после матча опять в толпе, у метро очередь. Много неудобств, связанных с посещением арены. Так вот, анализируя всю эту цепочку, делаю вывод, что процедура оформления карты болельщика в ней не самая унизительная или трудная. Оформил один раз - и иди на футбол.
Когда какая-то группа болельщиков становится невменяемой, и её невозможно вычислить на стадионе, власть принимает меры. А если систему использования системы карты болельщика упростят, этому можно порадоваться. Мы, тренеры, в городском чемпионате заполняем электронные протоколы - на телефоне, заранее, дома. Удобно. Может быть, так и карту болельщика можно было бы заполнять….
- О городском чемпионате - в тему. Резонансное интервью дал Дмитрий Белоруков, воспитанник питерского футбола, который большую часть карьеры провёл в «Амкаре», а сейчас возглавляет петербургское «Динамо». Рассказал, что в Перми, городе-миллионнике, нет городского турнира. А в Петербурге как ситуация?
- Футбол продолжает оставаться видом спорта, которым должны заниматься дети из малообеспеченных семей.
- Почему?
- Чтобы играть на высоком уровне, нужна очень сильная мотивация. Пример - Бразилия или Африка - их уроженцев где только нет. Дети без телевизоров и компьютеров, с утра до вечера играют в футбол. Вот у них мотивация. А дальше о проблеме - штрихами. В Голландии каждый клочок земли занят полями - вот откуда там столько футболистов. Пройдём сейчас по Петербургу - много полей у нас?
В наше время играли везде. Поставили два портфеля вместо ворот - и вперёд. Зато сейчас детско-юношеский футбол полностью систематизирован, но знаете, как: где система, там дворового футбола быть не может. Или ещё: там, где поля есть, все перешли на искусственные газоны. И вот думаю: почему в Питере вдруг не стало быстрых игроков? Потому, видимо, что бегать по траве или земле - это совсем не то, что по искусственной крошке.
В детских садах загоняют детей чуть ли не с трёх лет в платные группы. Но раннее развитие приводит к быстрой потере интереса к учёбе. В результате в 15 лет они заканчивают с футболом. Назову вопиющий, на мой взгляд, факт: в чемпионате города в лиге «Б» у нас 40 клубов выставляли команды разных возрастов. Прошлый год был последним, когда было 40 участников. В этом году команд 17-летних вместо 40 стало 26, то есть 14 команд снялись. А среди 16-летних - минус 18 команд. Куда подевались эти ребята, которые перестали играть в футбол?
- Причина?
- Дети перестают ходить на тренировки. Неинтересно. Надоело. Та самая мотивация, точнее, её отсутствие. Так идёт разрушение, и, наверное, не только в футболе. Именно поэтому считаю, что футбол интересней тем, кто с его помощью надеется устроить свою жизнь.
- Анзор Кавазашвили недавно воздал должное Абаскалю, который сделал команду из своих воспитанников, и этим «Спартак», по его словам, отличается в лучшую сторону по сравнению с «Зенитом». Или вот Леонид Слуцкий: в «Спартаке», утверждает, российские футболисты выиграли конкуренцию у легионеров. Оба дают понять, что «Зенит»- не ровня «Спартаку» в плане подготовки воспитанников. Действительно, в одном из последних матчей на поле в составе «красно-белых» вышли десять российских игроков.
- Чем больше будут об этом трубить, тем хуже будут играть иностранцы. Реакция легионеров на подобные высказывания не может быть положительной. Теперь - о «Спартаке»: когда нет Джикия, то сразу вся оборона разваливается. Когда нет Промеса - притупляется атака. Мысль уходит, остаётся одна беготня. Если о талантливых парнях говорить, то пока вижу там одного - Зиньковского. Но он, к слову, не воспитанник «Спартака».
Там трое, кажется, воспитанников - все играют на самоотдаче, и ничего больше. Так и будет «Спартак», в отличие от «Зенита», бороться за второе место, а финишировать может в четвёрке на любой позиции кроме первой. Ещё Дик Адвокат сказал, и никто с ним не спорил: если вы хотите успехов на международной арене, то не должны заглядывать в паспорт. Если же вы хотите поднять детский футбол, то выгоняйте иностранцев и играйте только своими.
- Лет 20 назад, когда плеяда своих воспитанников заиграла в «Зените», вся страна симпатизировала «Зениту». Но, согласитесь, сегодня скорее возникнут симпатии к «Спартаку», чем к «Зениту». Потому что в «Спартаке» человек видит множество русских парней. В «Зените» - множество чужих лиц. Симпатий больше к Алёше Поповичу, чем к Чинганчгуку. Десять русских игроков - это разве не повод для гордости за «Спартак»?
- Чувство гордости возникает у меня, когда вижу наших девушек из фигурного катания, гимнастики, синхронного плавания. Они пашут как сумасшедшие. Сохраняют победные традиции нашего спорта. Вот они вызывают чувство гордости, даже когда кто-то из них остаётся без медали. Все знают, какие у них зарплаты. Видно, что их успехи - результат титанического труда. А когда мы говорим про наших футболистов…
Разве можем сказать, что они перетрудились? И разве дают повод подумать о том, что за их игрой стоит многолетний труд? Если Джикия и Промес вдруг перестанут играть, то их команда будет бороться за десятое место. Вот что отвечу тем, кто гордится десятью русскими футболистами в «Спартаке». В стране нет защитников центральных и нет «опорников» - ну не найдёшь ты русского, такого уровня как в «Зените» и Барриос. Что на это скажут те, кто гордится тремя воспитанниками «Спартака»?
Андрей БАРАБАШ.