Осенью 1972 года, когда состоялась историческая Суперсерия Канада - СССР, а фактически НХЛ - СССР, стартовал первый регулярный чемпионат ВХА. Всемирная Хоккейная Ассоциация ставила перед собой «скромную» задачу стать лучшей на планете.
Добиться свое цели «бунтарям» в итоге не удалось, и в 1979 году она канула в лету. Но совсем не бесславно, во многом изменив ход событий в мировом хоккее.
Впрочем, болельщики нашей страны, прежде всего, вспоминают Суперсерию 1974 года, где уже сборная Канады под знаком команды ВХА бросила вызов лучшим советским игрокам. И на этот раз проиграла уже вчистую.
«Спорт уик-энд» начинает цикл материалов о второй в истории битве профессионалов и любителей, собравшей, как и в 1972 году, много историй, в которые сейчас спустя 48 лет поверить трудно. Но это все было.
Матч с Советами - как ответ НХЛ
Сказать, что ВХА сразу стала новой силой в хоккее Северной Америки, было бы преувеличением. Она конкурировала с НХЛ, на первых порах довольно успешно, но клубы терпели убытки, телевидение их практически игнорировало. Требовалось как-то подтвердить свою крутизну. Именно эта мотивация подвигла руководство ВХА на новый вызов СССР, как хоккейной супердержаве.
Вторая Суперсерию, которую запланировали на осень 1974 года, должна была, прежде всего, обеспечить хорошую прибыль, а во вторых - показать, что сборная звезд ВХА ни в чем не уступает, а то и превосходит сборную НХЛ, которая вырвала победу в серии у «коммунистов» только на последних секундах последнего, восьмого матча.
В Советском Союзе, кстати, не особо себя считали проигравшими в Суперсерии-1972. Официальная позиция заключалась в том, что канадцы хотя и одержали на одну победу больше, но забили меньше шайб, а значит проиграли.
Не избалованные матчами плей-офф советские болельщики в эту версию охотно поверили. И не требовали какого-то реванша.
Скорее всего, что обе стороны уже «подсели» на классный хоккей, хотели зрелища, которое способны выдать на-гора лучшие мастера обеих стран.
Впрочем, между Суперсериями 1972 и 1974 годов была существенная разница. Если в 1972 году канадцы бросали перчатку «Советам» и были на сто процентов уверены в своем успехе, то теперь таких шапкозакидальских настроений на родине хоккея уже не замечалось.
Да и наша сторона отнеслась к вызову спокойно. Если первой битве предшествовали длительные дебаты - стоит или нет соглашаться на вызов профессионалов, то теперь ответ был дан быстрый и положительный.
Кстати, за два года советская команда серьезно изменилась. Ее возглавлял новый главный тренер - Борис Павлович Кулагин.
По иронии судьбы сыграть на таком уровне с канадцами очень хотел Анатолий Тарасов, а реализовали его мечту два специалиста, которые были его антагонистами, - Всеволод Бобров и Кулагин. Последний, кстати, работал в ЦСКА помощником Тарасова десять лет. А потом и - Боброва в сборной, включая Суперсерию-1972.
Кулагин сделал ставку на «Крылья Советов»
«Гагарин русского хоккея» Всеволод Бобров успел выиграть со сборной еще чемпионаты мира 1973-го и 1974 годов, но на последнем турнире в столице Финляндии поругался с большими начальниками. По одной из версий на торжественном банкете в честь чемпионства в личной беседе он нелицеприятно высказался в адрес советского посла в этой стране. И после возвращения домой подал заявление об уходе из сборной.
Его место доверили Кулагину. И назначение выглядело вполне логичным. В сезоне 1973/74 «Крылья Советов» под руководством Кулагина сенсационно стали чемпионами СССР, опередив на 11 очков ЦСКА Тарасова и выиграв у них три матча из четырех.
Помощниками Кулагина стали недавно завершившие игровую карьеру Константин Локтев и Владимир Юрзинов.
Состав сборной СССР на матчи с ВХА тоже составили игроки нового чемпионата, по 10 игроков из ЦСКА и «Крыльев», а семеро остальных представляли остальные клубы.
Что же касается сборной Канады, то первоначально ВХА выступило с инициативой организовать подобную серию с участием хоккеистов из обеих лиг, но НХЛ категорически отказалась участвовать, запретила своим игрокам играть в объединенной команде. Новой организации пришлось отдуваться в одиночку.
Впрочем, классных игроков в ней хватало. Канадские газеты писали, что по подбору исполнителей эта сборная ничуть не уступает команде 1972 года. А по количеству звезд даже превосходит.
В составе канадцев было три участника предыдущей Суперсерии: Пол Хендерсон, забросившей тогда три победные шайбы в трех последних матчах, Фрэнк Маховлич и Пэт Стэплтон. В ВХА, в клуб «Ванкувер Блейзерс», звали и Фила Эспозито, но он наотрез отказался.
Зато другие выдающиеся лица НХЛ к тому времени уже перешли в новую лигу: Бобби Халл, Жан-Клод Трамбле, Джерри Чиверс и другие.
В 1973 году благодаря ВХА вернулся на лед после двухлетнего простоя Горди Хоу, он же - Мистер Хоккей, он же - Мистер Большой Локоть. Седовласый хоккеист выходил на лед вместе с сыновьями Марти (20 лет) и Марком (19 лет). В одной команде они выступали и в «Хьюстон Аэрос». Кстати, Марти и Марк имели американское гражданство, как и их мать.
Поэтому на свитерах команды хотя и появилась надпись «Канада», но над номером, где сейчас указывается фамилия игрока, располагалась маленькая оговорка - «Интернэшнл». То есть, «международная Канада».
Но вообще состав у «кленовых» получился очень возрастной: Хоу-старшему исполнилось уже 46, Ральфу Бэкстрему - 37, 36 - Джону Маккензи, по 35 - Халлу и Трамбле, 34 - Стэплтону и Чиверсу.
Два миллиона желающих попасть на стадион
Хоккеисты сборной СССР на их фоне выглядели мальчиками. Самый старший из команды - ее капитан Борис Михайлов - начинал серию, еще не достигнув 30-летнего возраста.
К рулю сборной ВХА был поставлен Билл Харрис, который в свое время выступал за канадцев в Москве на Кубке «Известий», а тренерскую деятельность начал в Европе. В сезоне 1971/72 он возглавлял шведов на Олимпиаде в Саппоро, где они дали бой СССР - 3:3.
Перед Суперсерией-1972, зная о соперниках не понаслышке, Харрис был одним из немногих, кто предрекал равную борьбу и почти точно предсказал исход серии. В первый год существования ВХА его позвали работать с клубом «Оттава Нэшнлз», который потом переехал в Торонто.
Так что к моменту, когда Харрису пришлось на высшем тренерском уровне противостоять сборной СССР, он слыл уже вполне серьезным, хотя и молодым (39 лет) специалистом. И к тому же знатоком и ярким приверженцем советского игрового стиля. Его даже прозвали в Канаде «русским студентом».
Вообще отношение к советскому хоккею сильно поменялось. Если в 72-м тональность общественного мнения были на уровне «мы закусим вами на ужин», то в 1974 году сборную СССР воспринимали уже как уважаемого и как минимум равного соперника.
Что, кстати, появилось с самого начала серии и на бытовом уровне. Русских поселили в Квебеке, где начиналась противостояние, в пятизвездочном «Хилтоне», а на тренировки и матч они ездили с мотоциклетным эскортом по «зеленой улице».
Увидеть самое первое занятие сборной СССР пришел полный зал, были среди зрителей и вэхаэшники во главе с Халлом.
Билеты же на матчи канадской серии были распроданы за несколько месяцев до начала. В Квебеке они разыгрывались в лотерею - за мизерный шанс получить квиток на игру платили два доллара, не такие уж меленькие деньги в те времена. Из двух миллионов купивших лотерейный билет попали на матч только 15 тысяч. Но попавшие в «Колизей» 17 сентября не пожалели о мытарствах, через которые прошли - зрелище они увидели достойное.
Третьяк попал под непрекращающийся обстрел
Встретили канадские болельщики советских хоккеистов на квебекской арене психической атакой - играл электроорган, пронзительно вскрикивали трибуны, гремели кастрюли и барабаны. Может, в том числе и поэтому, как и два года назад, первую шайбу в Суперсерии забросили канадцы в середине стартового периода, но на этом все сходство в сценарии закончилось.
Уже после первого перерыва Лутченко сравнял счет. Дальше начался бенефис Халла, к результативной передачи он добавил гол.
Впрочем, концовка вновь оказалась за «Советами» - через две минуты Харламов ответил шедевром, вошедшим в историю. Многие считают его лучшим голом за всю историю хоккея.
17-й номер ринулся на двух опытнейших защитников - Стэплтона и Трамбле, финтами раскидал их и поднял шайбу под перекладину над распластавшимся Чиверсом, двукратным обладателем Кубка Стэнли.
«Когда мы со Стэплтоном откатывались назад, я был спокоен, - вспоминал позже Трамбле. - Ни один форвард НХЛ или ВХА не рискнул бы сунуться между нами. Без ложной скромности скажу, что менее опасно было бы оказаться между двумя жерновами. Но этот русский понесся прямо на нас. Что было потом? Я видел, что нападающий хочет обойти меня слева, с внешней стороны. Стэплтону, как потом выяснилось, показалось совсем другое, что русский собирается обежать его справа и тоже с внешней стороны. Когда мы разъехались, чтобы каждый мог поймать своего Харламова, то настоящий проскочил межу нами и забил гол. Я по сей день не понимаю, как он прошел. Знаю одно: другого такого хоккеиста нет и не будет».
А вскоре партнер Харламова по звену Петров вывел гостей вперед - 3:2.
Третий период начался с бешеных атак канадцев. Однако надежно стоял Третьяк. Как вспоминает он сам: «Работать мне пришлось так много, что если спросить, как проходила игра, то я вряд ли смогу обстоятельно рассказать о ней: весь матч для меня слился в почти непрекращающийся обстрел. Будто на площадке была не одна, а по меньшей мере с десяток шайб, которые канадцы беспрерывно швыряли в мои ворота».
И все же канадцам удалось уйти от поражения. Причем спас их от позора все тот же Бобби Халл, сделавший дубль - 3:3.
После завершения встречи канадская пресса отметила такой любопытный факт: за те два с небольшим часа, что длился матч, в таком городе, как Монреаль, который считался криминальной столицей страны, было совершено всего лишь одно (!) преступление. К телевизорам прилипли даже воры и бандиты.
Канада - СССР - 3:3 (1:0, 1:3, 1:0)
17 сентября 1974 года. Квебек. «Колизеум». 10 958 зрителей
1-й период: 12:13 - Маккензи (Лакруа, Халл) - 1:0. 2-й период: 27:26 - Лутченко (Цыганков, Капустин) - 1:1; 32:07 - Халл (Г. Хоу, Уолтон) - 2:1; 34:04 Харламов (Васильев, бол.) - 2:2, 37:10 Петров (Гусев, Харламов) - 3:2. 3-й период: 54:18 - Халл (Лакруа, Маккензи) - 3:3. Броски: 34 (9+10+15) - 28 (8+11+9). Штрафы: 10 (0+10+0) - 6 (0+4+2).
Канада: Чиверс; Трамбле - Стэплтон, Лей - Селвуд, Смит - Шмир; Г. Хоу - Бэкстрем - Тардиф, Бернье - Хоул - Маховлич, Маккензи - Лакруа - Халл, Макгрегор - Уолтон - Хендерсон
СССР: Третьяк; Васильев - Гусев, Лутченко - Ляпкин, Цыганков - Кузнецов; Михайлов - Петров - Харламов, Мальцев - Шадрин - Якушев, Лебедев - Анисин - Бодунов, Капустин.
Состав сборной СССР на Суперсерию-1974
Вратари: Владислав Третьяк (ЦСКА, Москва), Александр Сидельников («Крылья Советов», Москва). Защитники: Александр Гусев, Владимир Лутченко, Геннадий Цыганков (все - ЦСКА), Виктор Кузнецов, Юрий Шаталов, Юрий Тюрин (все - «Крылья Советов»), Юрий Федоров («Торпедо», Горький), Юрий Ляпкин («Спартак», Москва), Валерий Васильев («Динамо» Москва). Нападающие: Борис Михайлов, Владимир Петров, Валерий Харламов, Владимир Викулов, Александр Волчков, Владимир Попов (все - ЦСКА), Сергей Капустин, Юрий Лебедев, Вячеслав Анисин, Александр Бодунов, Сергей Котов, Константин Климов (все - «Крылья Советов»), Александр Якушев, Владимир Шадрин, Виктор Шалимов (все - «Спартак»), Александр Мальцев («Динамо» М).
Главный тренер - Борис Кулагин. Тренеры - Константин Локтев, Владимир Юрзинов.
Состав сборной Канады на Суперсерию-1974
Вратари: Джерри Чиверс («Кливленд Крузейдерс»), Джилс Грэттон («Торонто Торос»), Дон Маклеод («Ванкувер Блейзерс»). Защитники: Брэд Селвуд, Рик Лей (оба - «Нью-Инглэнд Уэйлерс»), Пол Шмир («Кливленд Крузейдерс»), Рик Смит («Миннесота Файтинг Сайнтс»), Пэт Стэплтон («Чикаго Кугарс»), Марти Хоу («Хьюстон Аэрос»), Александер Хэмилтон («Эдмонтон Ойлерз»), Жан-Клод Трамбле («Квебек Нордикс»). Нападающие: Фрэнк Маховлич, Пол Хендерсон (оба - «Торонто Торос»), Серж Бернье, Реджин Хоул (оба - «Квебек Нордикс»), Марк Хоу, Горди Хоу (оба - «Хьюстон Аэрос»), Джим Харрисон, Майк Уолтон (оба - «Кливленд Крузейдерс»), Бобби Халл («Виннипег Джетс»), Андре Лакруа («Сан-Диего Маринерс»), Брюс Макгрегор («Эдмонтон Ойлерз»), Джон Маккензи («Ванкувер Блейзерс»), Ральф Бэкстрем («Чикаго Кугарс»), Марк Тардиф («Мичиган Стэгз»), Том Уэбстер («Нью-Инглэнд Уэйлерс»).
Главный тренер - Билл Харрис. Тренер - Рик Нунэн.