Последняя, восьмая игра Суперсерии стала квинтэссенцией всего противостояния. За 60 минут болельщики, вновь заполнившие дворец спорта в Лужниках, увидели все: драму и комедию, боевик и мелодраму. Это день вошел в историю Канады и СССР, для одних - как Аустерлиц, для других - как Бородино. Но точно можно сказать, что после 28-го сентября 1972 года хоккейный мир окончательно стал другим.

 

Вновь угроза бойкота

После успеха канадцев в седьмой игре счет в серии сравнялся, команды одержали по три победы при одной ничьей. Впрочем, «путь» советских хоккеистов все равно казался проще, разница шайб позволяла разойтись с соперником миром, но при этом добиться итоговой виктории.
Матч вновь едва не сорвался из-за разногласий по судьям. Один из руководителей канадской делегации Алан Иглсон пригрозил отъездом, не сыграв восьмую встречу, и его поддержало большинство игроков. Руководители советской команды настаивали на паре судей из ФРГ, обслуживающих шестую игру и вызвавших ярость канадцев, гости - на паре из Чехословакии и Швеции. Лишь за несколько часов до стартового вбрасывания удалось найти компромисс - каждая из команд выбрала по одному арбитру. От СССР - немец Компалла, от Канады - чехословак Батя.
Перед этим матчем, понимая, какие ставки на кону, руководство советской сборной решается на отчаянный шаг. Тренеры уговорили Харламова, травмированного Бобби Кларком, все-таки выйти на лед. Главный тренер Всеволод Бобров был убежден, что само присутствие на площадке виртуозного форварда укрепит боевой дух команды и свяжет энхаэловцев, которые будут вынуждены выделить для его присмотра отдельного опекуна.
Опасения Канады относительно Компаллы быстро оправдались. Уже через две с небольшим минуты после начала матча на скамейке штрафников оказались Уайт и Пит Маховлич. Чуть меньше 30 секунд ушло у сборной СССР, чтобы реализовать численный перевес - отличился Якушев, ставший лучшим бомбардиром советской команды в этой серии.

 

Паризе собирался снести голову судьи

Меньше чем через минуту вновь раздался свисток судьи. За весьма спорную блокировку соперника наказали Паризе. Он был взбешен, выругавшись, расколотил клюшку об лед. Компалла добавил еще десять минут штрафа за неспортивное поведение. Это совсем вывело из себя Паризе. Канадец поехал по направлению к немецкому судье и собирался снести ему клюшкой голову, но в последний момент передумал.
«Я атаковал русского хоккеиста с шайбой, а Компалла зафиксировал атаку игрока, не владеющего шайбой. Я совершенно спокойно и вежливо сказал об этом немецкому судье и тут же получил десятиминутный штраф, - оправдывался потом Паризе. - И тут я взбесился. Мне всегда неприятно вспоминать тот момент, у меня не присутствовало намерение ударить его. Иногда вы говорите «убить готов», хотя вовсе не собираетесь это делать. Это просто взрыв эмоций».
Но даже за имитацию казни дебошир получил удаление до конца встречи. Тут же на лед со скамейки энхаэловцев полетели полотенца, краги, клюшки и даже стулья. Пока все это несколько минут убирали, страсти немного улеглись. Тем более что вскоре большинство получила и Канада, и Фил Эспозито, всеми забытый на «пятачке», восстановил равновесие.
До окончания периода соперники еще раз обменялись голами, причем с участием защитников, - сначала еще одно большинство дальним броском реализовал Лутченко, а затем отличился Парк.
Вторая двадцатиминутка тоже началась для профессионалов неудачно. Уже через 21 секунду спартаковский дуэт Якушев с Шадриным организовали третий гол. Якушев издали верхом бросил шайбу в сторону ворот, и она, отлетев от сетки (плексигласовых экранов за воротами еще не было), выскочила на пятачок перед Драйденом, и Шадрин щелчком загнал ее в ворота.
Догонялки продолжались, и еще один защитник «кленовых листьев» Уайт на 31-й минуте счет сравнял, но концовка вновь осталась за «Советами».
Сначала дубль сделал Якушев. Канадцы помчались вперед, но шайба неожиданно рикошетом отлетела к «Як-15», остальное было делом техники. На 37-й минуте всех ждало еще одно дежавю: вновь реализованное большинство и опять после броска защитника - на этот раз Васильева.

 

Битва за Иглсона с милицией

По иронии судьбы первая шайба динамовца в этой серии оказалась последней - 32-й из числа заброшенных в ворота канадцев по итогам восьми матчей. Но еще хуже, что защитник стал одним из главных виновников итогового поражения.
Ведь, несмотря на отставание в счете, канадцы сдаваться совсем не собирались. Вытаскивать их из болота бросился Фил Эспозито. Наставник «кленовых» Гарри Синден потом назовет третий период его звездным часом. Именно с Фила начался камбэк. На 43-й минуте, получив пас от Пита Маховлича, он остановил шайбу рукой и сразу переправил ее клюшкой за спину Третьяку - 4:5.
Он же спустя еще десять с половиной минут создал из ничего и пятый гол своей команды. Эспозито стряхнул с себя двух защитников и проверил советского вратаря Третьяка сложным броском, после чего Курнуайе оказался первым на добивании.
Тут же разгорелся главный скандал серии. Судья за воротами лампочку сразу не зажег, чем привел в состояние помешательства Иглсона, находившегося на трибунах. Глава энхаэловского профсоюза попытался пробраться к арбитру, но был остановлен милиционерами, которые его схватили и стали волоком тащить обратно - кто был перед ними, они вряд ли представляли.
В этот момент на помощь Иглсону бросился Пит Маховлич, перемахнувший через бортик и начавший тыкать клюшкой в сотрудников МВД. Тут же подлетели другие канадские игроки и профсоюзного босса отбили, сопроводив до своей скамейки. Иглсон еще долго не мог успокоиться и потрясал кулаками в сторону трибун, которые никогда не видели такого шоу.
Впрочем, пропущенный гол сломал уверенность советской команды. Подопечные Боброва стали удерживать счет, отойдя от привычного стиля. И это стало главной ошибкой, повлиявшей на итоговой результат.

 

В 36 секундах от победы

Но все равно, счет 5:5, приносящий победу СССР, держался до последнего. Лишь за 36 секунд до окончания периода произошло то, что в Канаде потом назовут «самым величайшим моментом в спортивной истории страны».
Советская команда побежала в атаку, Курнуайе перехватил шайбу и отдал ее Хендерсону, которому поставили подножку и вбили в борт. Но атаку продолжил Эспозито, бросив по воротам, Третьяк шайбу легко отбил, но не выведенный из строя Хендерсон еще дважды атаковал ворота голкипера нашей команды и в последней попытке остановить его уже было некому - 6:5!
Да, Хендерсон оказался в этой серии злым гением для сборной СССР, забросив в двух матчах подряд решающие шайбы, что позволило канадцам выиграть серию. Когда прозвучала финальная сирена, три тысячи канадских болельщиков запели национальный гимн, а прожженные, безжалостные профессионалы, которых, казалось, уже ничем в жизни не проймешь, рыдали от счастья.
Много позднее социологический опрос, проведенный в Канаде, покажет, что решающая шайба Хендерсона в Суперсерии для «Страны кленового листа» по значимости занимает пятое место среди всех событий двадцатого века. К примеру, Вторая мировая война оказалась ступенькой ниже.
После этих поединков никто уже не сомневался: в мире существуют как минимум две хоккейные супердержавы. А канадские специалисты заявляли, что теперь игрокам НХЛ придется учиться играть в хоккей заново.

СССР - Канада - 5:6 (2:2, 3:1, 0:3)
28 сентября 1972 года. Москва. ДС «Лужники». 15 000 зрителей.
1-й период: 03:34 - Якушев (Мальцев, Ляпкин) - бол., - 1:0; 06:45 - Ф. Эспозито (Парк) - бол., - 1:1; 13:10 - Лутченко (Харламов, бол) - 2:1; 16:50 - Парк (Раттель, Халл) - бол., - 2:2. 2-й период: 20:21 - Шадрин - 3:2; 30:32 - Уайт (Гилберт, Раттель) - 3:3; 31:43 - Якушев - 4:3; 36:44 - Васильев - бол., - 5:3. 3-й период: 42:27 - Ф. Эспозито (П. Маховлич) - 5:4; 52:56 - Курнуайе (Ф.Эспозито, Парк) - 5:5; 59:26 - Хендерсон (Ф. Эспозито) - 5:6.
Броски: 27 (12-10-5) - 36 (14-8-14). Штрафы: 14 (4+2+8) - 26 (18+2+6).
Лучшие игроки матча: Шадрин, Якушев - Хендерсон, Парк.
СССР: Третьяк; Васильев - Ляпкин, Цыганков - Лутченко, Кузькин - Гусев; Анисин - Шадрин - Якушев, Викулов - Мальцев - Харламов, Михайлов - Петров - Блинов, Мишаков.
Канада: Драйден; Стэплтон - Парк, Бергман - Уайт, Лапойнт - Савар; Паризе - Ф. Эспозито - Курнуайе, Эллис - Кларк - Хендерсон, Халл - Раттель - Гилберт, П. Маховлич, Ф. Маховлич.
Счет в серии: 3-4 (7:3, 1:4, 4:4, 5:3, 5:4, 2:3, 3:4, 5:6). Разница по шайбам: 32-31

Хоккей Суперсерия-1972
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

24 января