Разгромное поражение в первом матче Суперсерии буквально повергло в шок всю Канаду. Местная пресса жестко критиковала игроков своей сборной.
«НХЛ деклассировали на сто процентов, - заметил один из болельщиков «кленовых листьев». - Если забивали мы, то только потому, что просто повезло. Все шайбы русских - это изящное мастерство. И они в фантастической форме! Остается только снять перед соперником шляпу»!

 

Полкоманды - на замену

Сами канадские энхаэловцы тоже пребывали в полной прострации. «Они были в такой великолепной форме, что это обескураживало», - сетовал защитник Дон Оури. «Утром после матча я проснулся со странным чувством. Как будто накануне где-то оплошал, но не мог вспомнить где. Я не был раздосадован, но чувствовал себя странно», - задумчиво произнес знаменитый голкипер Кен Драйден, в чьи ворота в первой встрече влетело семь шайб.
Оставался только вопрос, сумеет ли вернуться в бой Канада, пропустив такой чувствительный удар. Или сразу выбросит белое полотенце.
Не выбросила, да и надеяться на это было наивно. В чем-чем, а в отсутствии воли родоначальников хоккея трудно обвинить.
Понимая, что второе поражение подряд может решить исход всего противостояния с Советами, они сделали все возможное и невозможное, чтобы вырвать этот матч. Ведь проигрыш мог подорвать будущую карьеру игроков в НХЛ. По крайней мере на высокие контракты с такой игрой рассчитывать было наивно.
Выиграть любой ценой, не жалея ни себя, ни соперника, - с таким планом выходили канадцы на второй матч, который состоялся в Торонто.
По сравнению с игрой в Монреале, наставник «бобров» Гарри Синден пошел на радикальные изменения в составе, поменяв почти полкоманды: восемь человек, включая всю оборонительную линию и вратаря. Вместо Драйдена вышел Тони Эспозито.
Как заметил сам Синден, перестановки должны были «задавить русских», так как они оказалось в первой встрече «быстрее и проворнее».
В составе же советской сборной изменения были скорее косметические. Старшинов заменил Викулова и занял место «центра» в тройке с Мальцевым и Харламовым. К Петрову и Михайлову добавили опытного Мишакова, а 21-летний Анисин из «Крыльев Советов» появился в качестве десятого форварда.
Хозяева сильно изменили и свою тактику. С поставленной задачей - четко действовать в обороне, не давая нападающим противника прорываться к воротам, - они справились. Защита без особого труда выбрасывала шайбу из своей зоны.
Ну и, конечно, в этой игре канадцы получили указание не церемониться с хоккеистами сборной Советского Союза, балансируя между жесткой силовой игрой и грубым фолом.

 

Судьи разозлили даже Харламова

Причем ко второй части они переходили очень часто, что признал потом даже Драйден. «Порой становилось неловко и стыдно за своих! - писал вратарь в мемуарах. - На месте русских я бы наверняка подумал: «Эти канадцы, вероятно, настоящие звери, раз они позволяют себе такие выходки».
Впрочем, все равно в первом периоде никаких особых успехов у профи не намечалось, только преимущество по броскам.
Перелом наступил во второй двадцатиминутке, когда счет открыл Фил Эспозито, который превращался в главного «специалиста по Советам».
Ну, а развязку команды остановили на последний игровой отрезок. Советские защитники на 42-минуте прозевали выход «один в ноль» Курнуайе. Спустя три минуты Якушев реализовал большинство, подарив надежду нашим болельщикам.
Но следующая реализация лишнего принесла только огорчения - Пит Маховлич вскрыл оборону сборной СССР в меньшинстве. А еще две минуты спустя его брат - Фрэнк пустил контрольный в голову. По завету старых ковбоев - 4:1.
После финальной сирены наставники советской сборной оказались очень недовольны действием двух американских арбитров, обслуживающих этот матч.
Много споров вызвал эпизод в конце второго периода, когда Бобби Кларк неаккуратно сыграл клюшкой, попав в шлем Цыганкову. Защитника ЦСКА, как того самого медведя в берлоге, лучше было не будить.Обладающий невероятной физической силой Цыганков остановил силовым приемом у борта Эллиса, но судьи усмотрели удар клюшкой и отправили советского хоккеиста на скамейку штрафников.
Понять смысл наказания попытался Харламов, впервые в истории заработавший 10-й минутный дисциплинарный штраф за разговоры с судьями (правда, с правом замены). Это ж насколько надо было достать игроков нашей сборной, чтобы нервы не выдержали даже у «Легенды № 17»! Удалялся он только по большим праздникам.
После того, как игра завершилась, один из руководителей советской делегации - Андрей Старовойтов, едва не выбив дверь, ворвался в раздевалку судей и откровенно высказался о происходящем. «Вы весь матч позволяли действовать канадским хоккеистам на площадке как шайке разбойников».
Скандал с трудом удалось притушить. Впрочем, сами игроки не стали все валить на людей в полосатом.
Якушев признался, что после победы в первом матче на команду «навалились эмоции, и настроиться на встречу через день оказалось сложно». А Рагулин заявил, что на эту игру пришелся пик акклиматизации.

Канада - СССР - 4:1 (0:0, 1:0, 3:1)
4 сентября 1972 года. Торонто. «Мейпл Лифс Гарден». 16 485 зрителей.
2-й период: 27:14 - Ф. Эспозито (Парк, Кэшмен) - 1:0.
3-й период: 41:19 - Курнуайе (Парк) - бол., 2:0, 45:53 Якушев (Ляпкин, Зимин) - бол., 2:1; 46:47 - П. Махловлич (Ф. Эспозито) мен.,- 3:1; 48:59 - Ф. Маховлич (Микита, Курнуайе) - 4:1.
Броски: 36 (10-16-10) - 21 (7-5-9). Штраф: 10 (4+2+2) - 16 (0+16+0)
Лучшие игроки матча: Ф. Эспозито, Т. Эспозито - Третьяк.
Канада: Т. Эспозито; Стэплтон - Уайт, Бергман - Парк, Лапойнт - Савар; Паризе - Ф. Эспозито - Кэшмен; Эллис - Кларк - Хендерсон; Ф. Маховлич - Микита - Курнуайе, П. Маховлич, Голдсуорси.
СССР: Третьяк; Цыганков - Рагулин, Гусев - Кузькин, Паладьев - Ляпкин, Лутченко; Мальцев - Старшинов - Харламов; Михайлов - Петров - Мишаков, Зимин - Шадрин - Якушев, Анисин.
Счет в серии: 1-1 (3:7, 4:1)

 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

17 января