ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ. Финал Гран-при ISU
Выполняя и перевыполняя планы президента МОК Томаса Баха, руководители Международного союза конькобежцев (ISU) отстранили российских, а заодно и белорусских фигуристов от участия в международных соревнованиях. В результате сразу же возникли проблемы с проведением престижной серии Гран-при по фигурному катанию, состоящей из шести этапов и финала. Отказались от участия, сославшись на коронавирусный карантин в своей стране, и китайские фигуристы. С большим трудом нашли замену традиционным этапам в Китае и России. Они прошли в британском Шеффилде и финском Эспоо. Финал, как и было запланировано, состоялся в Турине, в олимпийском дворце спорта «Палавела». Он расположен неподалеку от знаменитого завода ФИАТ.
«Жигули» - не ФИАТ
Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР) оперативно отреагировала на бан и организовала свой Гран-при. Причем этапы проходили в те же сроки, что и соревнования под эгидой ISU. Российские судьи были щедры на оценки, и у тех, кто смотрит только на цифры, могло сложиться впечатление, что в России всё хорошо, а без России все плохо. В двух дисциплинах фигурного катания это не так.
Одновременно с финалом Гран-при проходил скромный всероссийский турнир «Жигули» в Тольятти, и на нем танцорам Елизавете Худайбердиевой и Егору Базину за произвольный танец поставили баллы на уровне мирового рекорда олимпийских чемпионов Пекина Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона. И это при том, что партнерша потеряла равновесие на твизлах и оперлась рукой о лед. Правда, быстро поняли, что это уже чересчур, и вычли из оценки за компоненты 11 баллов.
По разным причинам в нынешнем сезоне не выступают три сильнейших российских танцевальных дуэта, и Худайбердиева с Базиным рассматриваются руководством ФФККР как лидеры в этой дисциплине. Только вряд ли они смогли бы на равных соперничать с сильнейшими танцорами мира, выступавшими в Турине. Из шести финалистов четыре представляли занявшую в последние годы лидирующие позиции в мире монреальскую школу, которую возглавляют Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон. При этом «золото» и «бронза» достались представителям других школ.
Четверной аксель - еще не победа
На Гран-при России наиболее высока была конкуренция среди мужчин, но никто из наших парней пока не замахивается на пять четверных в произвольной программе. В Турине на такой уровень вышли ставший чемпионом японец Сома Уно и завоевавший «бронзу» американец Илья Малинин. Его родители начинали карьеру на Урале, после распада Союза выступали за Узбекистан, а сейчас работают тренерами в США. Их лучшим воспитанником является сын.
Малинин уже стабильно исполняет четверной аксель, самый сложный из прыжков. Более того, Илья даже заговорил (причем, на русском языке) о пятерном. Только даже элемент ультра-ультра-си не помог американскому фигуристу выиграть турнир. Последний месяц его беспокоила травма ноги, и в Турин Малинин приехал не в лучшей форме. Он не докрутил один из четверных прыжков в короткой программе и сразу откатился на пятое место.
В произвольной ему тоже не удалось обыграть двукратного олимпийского призера и действующего чемпиона мира Уно. У японца в арсенале нет четверного акселя, но есть четыре других четверных прыжка. Плюс чемпионской авторитет и хорошие постановки программ, что позволило получить высокие баллы за компоненты.
Отметим, что и три других японских фигуриста, и итальянец Даниэль Грассль в короткой программе исполнили по два четверных прыжка, а в произвольной - по три. И, какие бы высокие баллы ни выставляли российским фигуристам в Казани, Самаре и Перми, будем честны: пока до уровня японцев и американца Малинина лидерам российского фигурного катания далековато.
Без наших было скучно
А вот в двух других дисциплинах фигурного катания как раз победителям и призерам Турина до наших далековато. Не факт, что они бы вообще пробились в финал Гран-при, участвуй в нем российские фигуристы. Впервые на высшую ступень пьедестала почета поднялась японская спортивная пара Рику Миура/Риючи Кихара. Хотя, как отметила российская фигуристка Юка Кавагути, практически ничего японского у этих спортсменов нет. Тренируются они в Канаде, а партнерша настолько откровенно копирует чемпионку Пхенчхана в командном турнире Меган Дюамель, что смотреть их программы неинтересно.
Американцы Алекса Книрим и Брендон Фрэйзер также никогда не забирались столь высоко при наличии в числе участников соревнований российских пар. Итальянцы Сара Конти и Никколо Мачии до нынешнего сезона и в сборную своей страны не попадали, проигрывая более опытным парам, которые сейчас завершили карьеру. Даже те, кто на этапах Гран-при России оставался за чертой призеров с такой компанией вполне могли бы конкурировать.
Все грустно и у девушек. В то время, когда российские фигуристки на всех этапах исполняют элементы ультра-си, четверные прыжки или тройной аксель, из шести участниц финала Гран-при рискнула только японка Ринка Ватанабе. Да и она в короткой программе она не докрутила тройной аксель на четверть, в произвольной упала при приземлении с этого прыжка. В результате даже в призеры она не попала.
Остальные соревновались с контентом времен сочинской Олимпиады. Чемпионкой стала японка Миа Михара, ничем ни туринскую публику, ни телезрителей не удивившая. Говорят, что близка к тому, чтобы разучить несколько сложнейших прыжков, ставшая серебряным призером юная американка Изабо Левито.
В это можно поверить: в ее тренерском штабе пять специалистов, которые говорят по-русски. Постановкой программ и скольжением занимается двукратный олимпийский чемпион в танцах Евгений Платов. Сама Левито даже учит русский язык, чтобы лучше понимать своих тренеров, как это сделала олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Линой Ашрам.
Бельгийка Луна Хендрикс, ставшая бронзовым призером, русский язык не учит. Зато на английском допускает, в общем-то, недопустимые выражения в адрес российских фигуристок, исполняющих куда более сложные программы и имеющих куда более весомые достижения. Хотя, возможно, слова Хендрикс, которые возмутили российских поклонников фигурного катания, это только погрешности перевода.
Светлана НАУМОВА.
ГРАН-ПРИ ISU. ФИНАЛ. Итоговое положение. Мужчины. 1. Шома Уно - 304,46. 2. Сота Ямамото (оба - Япония) - 274,35. 3. Илья Малинин (США) - 271,94. Женщины. 1. Маи Михара (Япония) - 208,17. 2. Изабо Левито (США) - 197,23. 3. Луна Хендрикс (Бельгия) - 196,35. Спортивные пары. 1. Рику Миура/Рюичи Кихара (Япония) - 214,58. 2. Алекса Книрим/Брендон Фрэйзер (США) - 213,28. 3. Сара Конти/Никколо Мачии (Италия) - 187,02. Танцы. 1. Пайпер Гиллес/Поль Пуарье (Канада) - 215,64. 2. Мэдисон Чок/Айвен Бейтс (США) - 211,94. 3. Шарлен Гиньяр/Марко Фаббри (Италия) - 206,84.