Футбольные победы провоцируют насилие в Европе - уж не следствие ли это попрания политиками принципа: спорт вне политики

Еще не стерлись из памяти болельщиков нынешнего поколения события, произошедшие во время ЧМ-2002. В Москве тогда установили большие экраны, на которых можно было посмотреть матчи с участием сборной России. Раздосадованные поражением дружины Олега Романцева от команды Японии фанаты тогда устроили настоящий погром в столице. Порядок навели достаточно быстро, но беспорядки на Манежной вошли в историю Москвы как одни из самых крупных за всю современную историю.
Через двадцать лет беспорядками был охвачен Брюссель. Только проводить какие-то аналогии с московскими событиями не приходится. В российской столице выплескивали эмоции российские болельщики, ждавшие от своей команды победы и не дождавшиеся ее. В бельгийской настоящие погромы устроили поклонники марокканской команды, которая одержала победу. Над бельгийцами.
Из-за беспорядков пришлось перекрыть движение по центральным улицам, не работали некоторые станции метро. В кварталах, где традиционно селятся приехавшие на заработки марокканцы, владельцы магазинов и кафе оперативно заколотили двери и окна. Для разгона торжествующих фанатов, которые разнесли центр города, полиция применила дубинки, водометы и слезоточивый газ.
Мэр бельгийской столицы Филипп Клоз решительно осудил хулиганов. Присоединилась к градоначальнику и сопредседатель одной из бельгийских политических партий Раджа Мауан. Кстати, этническая марокканка. «Настоящие болельщики выражают свою радость позитивно и с уважением к проигравшим», - написала она на своей страничке в социальной сети.
Изначально в Бельгии не наблюдалось большого интереса к ЧМ-2022. В Брюсселе даже не стали открывать запланированную фан-зону и заблаговременно вернули деньги купившим туда билеты.
В самом Марокко победу своей сборной над бельгийцами праздновали вполне цивилизованно. Никаких жертв и разрушений в Рабате, Касабланке и других крупнейших городах зафиксировано не было. В отличие от Брюсселя и Антверпена. И подобное наблюдается уже не впервые.
Если турецкие болельщики во время ЧМ-2002 просто собрались громадной толпой на одной из центральных площадей Берлина, а во время Евро-2008 устроили автопробег с шумовыми эффектами по улицам Вены (на этих турнирах сборная Турции впервые в своей истории стала призером), то алжирские фанаты громили Париж. Причем дважды: в 2019 году после выхода своей сборной в плей-офф Кубка африканских наций и в 2021-м после победы алжирцев над тунисцами в финале Кубка арабских наций.
Таковы реалии современного мира. Правительства многих европейских стран привлекают рабочую силу из стран, как принято говорить, третьего мира. Дети иммигрантов первого поколения становятся по паспорту полноценными бельгийцами, французами, немцами, и практически никто не возвращается на историческую родину. А в душе они все равно остаются марокканцами, тунисцами, алжирцами. Особенно когда на чемпионатах мира по футболу побеждает их сборная.
И в этот момент куда-то выветривается европейская толерантность и европейская футбольная культура. «О спорт, - ты мир» - эти строки из «Оды спорту» основателя Олимпийских игр современности Пьера де Кубертена, похоже, начинают устаревать. Если учесть, что оседают иммигранты в кварталах, куда заглядывать без нужды желания нет, возникает некий феномен особого фанатского хулиганства. Остудить страсти не смог символ бельгийской столицы Манекен Пис, которого активно задействуют фанаты футбольных сборных во время крупных турниров. Слишком тоненькая у него струйка, а для разгона хулиганов приходится задействовать водометы.
Борис Ходоровский.

Футбол ЧМ-2022
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

17 января