Собеседник «Спорт уик-энда» - обладатель Кубка России-1999 в составе «сине-бело-голубых» Константин Лепёхин.
Жду обычной, рядовой победы петербуржцев
- Какой характер для «Зенита» будет нести домашний матч против «Сочи»?
- Вы знаете, если быть объективным, лёгких матчей вообще не бывает. Всё равно нужно прилагать усилия, чтобы побеждать, даже футболистам «Зенита». Питерский клуб, безусловно, является фаворитом. Я думаю, будет обычная рядовая победа «Зенита».
- Получается, победа 8:0 над «Оренбургом» не была лёгкой для питерцев?
- Это обманчивое впечатление. Она казалась таковой со стороны. Когда ты бегаешь на поле 90 минут, тебе нужно по-любому прилагать усилия. Бывают матчи более тяжёлые и более лёгкие, но не просто лёгкие. Матч с «Крыльями Советов» был тоже не очень сложным, однако «Зенит» выиграл его не 8:0, а 2:1.
С «Крыльями» баловались, а пропустив, почувствовали запару
- Почему результат подвис для питерцев во втором тайме?
- Потому что они пропустили гол, и началась нервозность. Баловались, стали играть красиво, им стало интересно, все созидали и получали удовольствие от игры. Но как «Крылья» забили, так у зенитовцев сразу вся бравада куда-то исчезла, и началась запара. Такое бывает даже с хорошими качественными футболистами.
- Насколько для «Зенита» значим Кубок России?
- Я надеюсь, что для питерцев любой трофей важен. Тем более международных турниров нам не видать ещё долго - может, лет тридцать. В России «Зениту» надо выигрывать и чемпионат, и Кубок, и Суперкубок. Все возможности для этого у питерцев есть. Я считаю, что невзятие хотя бы одного из этих трофеев можно рассматривать как неудачу «Зенита».
- Даже если не выигран Суперкубок, а выиграны чемпионат и Кубок?
- Да. Мы же видим, что «Зенит» - команда из другой весовой категории. Он практически не имеет в России конкурентов, поэтому питерцы должны выигрывать на внутренней арене всё что можно. Но вечно так продолжаться не будет, и в любом случае рано или поздно кто-то даст бой «Зениту» в чемпионате. А пока этого не случилось, питерцам нужно собирать все трофеи.
- Гегемония «Зенита» длится уже четыре с половиной года.
- Ну и отлично. Она может длиться хоть пятнадцать лет, но всё равно когда-то закончится, хотя бы исходя из теории вероятности.
В нынешнем кубке утерян дух удачи
- Главный преследователь питерцев сейчас «Спартак»?
- «Зенит» - фаворит, а за второе место будут бороться три-четыре команды. В основном всё будет решаться в весенней части, после зимних трансферных изменений.
- Вам нравится нынешняя схема Кубка?
- Она уникальная. Её составителей можно внести в какую-нибудь книгу рекордов и выдать им медали за креатив. На самом деле мне это не очень нравится. Принцип Кубка заключается в том, что ты либо выигрываешь и проходишь дальше, либо проигрываешь и вылетаешь. Но сейчас всё иначе, поэтому Кубок сейчас не Кубок, его и называть надо как-то по-другому.
- Право на ошибки в групповом этапе Кубка расхолаживает команды?
- Какие-то - да, а какие-то - нет. Кто-то, наоборот, в ситуации, когда ты можешь позволить себе проиграть, действует на поле более спокойно и уверенно. Но в любом случае - теряется дух кубковых соревнований. В Кубке ведь должен присутствовать ещё элемент удачи. Я в этом плане придерживаюсь консервативных взглядов.
- А как было ещё компенсировать утрату еврокубков?
- Я считаю, у нас есть огромные возможности реформировать российский футбол в другом ключе. Для меня очевидно, что в еврокубки нас пустят нескоро, и нужно этой ситуацией воспользоваться. Надо, чтобы российские футболисты играли в РПЛ в больших количествах. 11-15 игроков для сборной всегда найти можно, играешь ты по голландской системе, по системе Лобановского или по другой какой-то. Но необходимо повышать средний уровень наших футболистов.
Какой сейчас смысл в легионерах РПЛ? Дайте шанс молодежи
- Один из голов «Спартака» в ворота «Химок» забил 18-летний Мелёшин с паса 18-летнего Зорина.
- Слава Богу, что у нас есть команды, которые выпускают молодых футболистов. Им доверяют, пусть пока искусственно, и они пытаются как-то себя проявлять. Кто-то из них будет играть дальше, а кто-то неудачно распорядится своим шансом. Это часть футбольной жизни. Просто если мы не выступаем в Европе, и неизвестно, когда мы туда вернёмся, есть идея подумать об отказе от легионеров. Какой в них сейчас смысл? Они зарабатывают деньги здесь и вывозят их в другие страны. И что мы от этого имеем? Я считаю, сама судьба дала нам возможность подумать, как можно изменить наш футбол. Мы должны предоставить возможность играть в Премьер-лиге как можно больше числу молодых российских футболистов. Мы таким образом ничего не потеряем, в Европе не опозоримся, ничего не произойдёт с нами.
- В «Зените» будут очень недовольны запретом легионеров.
- Ну естественно, кто бы добровольно от них отказался, когда они на одной ноге всех обыгрывают? Другое дело, что у питерского клуба есть возможность покупать таких иностранцев, но «Зенит» - это не весь российский футбол на самом деле.
- Есть мнение, что российские игроки сами прибавляют на фоне сильных легионеров.
- Наверное, есть такое. Всё индивидуально: кто-то прибавляет, а кто-то, наоборот, сбавляет. Я говорю о том, что у нас сейчас есть возможность с минимальными потерями доверять российским футболистам. Такой возможности не было бы, если бы мы участвовали в еврокубках. Нужна массовость: если у нас будут регулярно играть 300 российских футболистов, из них вполне могут появиться новые Аршавины и Кержаковы. А если у нас их всего 15, то вероятность того, что кто-то из них себя ярко проявит, уменьшается в разы.
- Конкретно Зелимхану Бакаеву мешает конкуренция с зенитовскими легионерами?
- Да. Безусловно, приходя в «Зенит», каждый российский футболист должен осознавать, с кем ему придётся конкурировать. Всем очевидно, что там собраны иностранцы высокого уровня - для России, по крайней мере.
- Как можно заставить клубы избавляться от легионеров?
- Только регламентным действием, изменением политики в отношении футбола. А на местах клубы, естественно, не будут этого делать сами. Если у того же «Зенита» есть финансовые возможности, он будет продолжать скупать сильных легионеров, которые, естественно, будут выигрывать конкуренцию у менее сильных россиян. Всё очень просто. А если запретить легионеров, то уровень футбола в России упадёт на какое-то время, но будут играть россияне, и их появится намного больше.
Победа была важнее обид Мостового
- Что думаете по поводу обратной замены Мостового в матче с «Крыльями»?
- Любая обратная замена бьёт по самолюбию футболиста и воспринимается им как личное оскорбление. Это справедливо в отношении любого футболиста, не только Мостового. Семак тоже это понимает, но победа в том матче была важнее. Вообще, любые действия тренера должны быть направлены на успех его команды, а не на оскорбление или одухотворение того или иного футболиста. Просто нельзя было афишировать реакцию Мостового перед камерами - и не было бы никаких разговоров. Они бы внутри разобрались, и снаружи бы не знали, что кто-то на кого-то обиделся.
- А что насчёт тренеров-иностранцев?
- То же самое - пусть у нас остаются только российские специалисты. Если хотят, пусть едут набираться опыта в Европу и потом здесь это практикуют. Что нового нам могут принести тренеры-иностранцы? Это всё самообман. Нам нужно ценить своих людей, граждан своей страны, которые здесь выросли, выучились, что-то сделали. Мы в какой-то момент отказались от этого и стали считать европейцев богами во всём. В итоге пришли к тому, что у нас, грубо говоря, восемь иностранных тренеров в Премьер-лиге, а российские во второй лиге работают.
- Но в самом успешном клубе последних лет тренер российский - Семак.
- И слава Богу. Как ещё «Зениту» удаётся столько доверять россиянину? Там до этого тоже лет десять не было нашего тренера. Молодцы, что решились. Ждём, когда и «Спартак» решится. У наших больших клубов серьёзная история, у них есть много ветеранов - бывших футболистов. Можно их пробовать, проверять и ценить, а не отправлять их на задворки только из-за того, что они россияне.
- Из «Локомотива» наконец уволили Цорна и Циннбауэра, чего многие долго ждали.
- Это вообще уникальная ситуация. По-моему, даже дилетанты понимают, что в «Локомотиве» происходило что-то очень ненормальное.
Дмитрий НИКОЛЬСКИЙ.