В этом году у бывшего игрока СКА, который провел за армейцев 12 сезонов, двойной юбилей. 35 лет назад вместе с командой он завоевал бронзовые награды в чемпионате СССР, а 30 лет назад уехал играть в Швецию, где и проживает до сих пор. Весомый повод для серьезного разговора о былом.

 

В СКА Барри Смит отработал три сезона, в «Лександе» продержался всего два месяца

- Сергей, вы уехали в Швецию в 1992 году. Как в команде приняли первого русского?
- Когда не знаешь язык, а люди в команде постоянно о чем-то говорят, то кажется, что они обсуждают тебя. Испытываешь зажатость. Кто-то рассмеялся, думаешь - не так что-то сделал. Сейчас работаю вместе с одним из российских игроков по бенди. Он рассказал, что первое время хотелось пас отдать ребятам, помочь. А потом понял, что это никому не надо. Главное, чтобы ты сам забивал.
- В Швеции, как понимаю, не зазорно совмещать спорт с работой?
- Да. Вполне нормально. В элитенсерии, может, полностью и профессионалы. Но в первом дивизионе работать и заниматься хоккеем - нормальное явление. Пришел, снял рабочую одежду, потренировался и все! Думал сначала - там одни «рыбаки», выйдут, народ посмешат и уйдут, а оказывается, все умеют прекрасно кататься.
- Да, сюрприз.
- При этом относились ко мне достаточно требовательно. Помню, после одного матча открываю газету, а там моя фотография в черной рамке. А мы выиграли ту встречу 2:1. Я схватил газету, побежал к соседу из Латвии, который по-шведски читал. Он говорит: пишут, что ты был в этом матче не такой, как обычно. Хотя я гол забил и передачу отдал. Такое отношение. Там главное - результат. Если его нет - ты никому не нужен. Кататься все умеют прекрасно, льда полно. Там, где мы сейчас живем, население, может, две с половиной тысячи, но свой дворец спорта, своя хоккейная команда.
- В каждой хоккейной деревне свой каток?
- Да. Вы помните Барри Смита, который тренировал СКА?
- Да, хорошо.
- В СКА он проработал три сезона, а в Швеции, в «Лександе», его уволили через два месяца. В стране нет ни одного иностранного тренера, он фактически первый, кто приехал. Но продержался недолго, посмотрели и сказали - до свидания! А в армейском клубе этот человек работал спокойно, чувствуете разницу? Кроме этого, его братья и сестры находились в Питере.

 

Цыганков ударил кулаком по шлему, и он развалился на глазах болельщиков

- Из русских тренеров только Захаркин работал в Швеции?
- Да, во второй лиге. Мы с Захаркиным тоже давно знакомы, когда он еще помогал Михайлову в начале 80-х.
- А на работу хотя бы с детьми можно устроиться?
- Да, я ведь работал играющим тренером. А потом мне сказали: «Сергей, вы очень жесткий тренер»!
- Почему?
- Ко мне приходил на тренировки один, скажем так, немножко полный мальчик. У нас требуются для занятий справки от врачей, а здесь все проще, ничего не надо. При этом не будешь же к каждому индивидуальную программу применять. Стою и понимаю, что у него сейчас сердце прихватит. Пошел к руководству, получил ответ, мол, ничего не можем поделать, если ребенок хочет, то пускай тренируется.
- Так в чем ваша жесткость заключалась? Вы его отстранили?
- Нет, я просто подошел к его отцу и спросил: «Если что-то случится с вашим сыном, что будем делать»? Ответила мама: «Он посидит, отдохнет и опять будет тренироваться». Потом, правда, паренек сам бросил хоккей.
- Есть мнение, что на хоккеистов в Швеции, как детей, так и взрослых, нельзя повышать голос. Это табу.
- Да, это правда. Если человек плохо играет, ему просто говоришь, мол, успокойся, отдохни, у тебя все получится. А у нас, если в игре совершил ошибку, на следующий день будешь на тренировке умирать. В Швеции никто никого не ругает. Даже если что-то неправильно делаешь, наставник не лютует. Хотя тренером тут стать просто. Недельные курсы прошел, получил диплом и все! Но и уважение к игрокам есть. Сразу вспоминаются советские времена. Тот же Цыганков мог и клюшкой ударить игрока на скамейке. Такой странный мужик! Помню, СКА играл в Горьком - полные трибуны на стадионе. Команда гол забила, а он не видел. Не зная, как реагировать на происходящее, ударил игроку кулаком по голове. А тогда шлемы не такие надежные были. Может, шурупы развинтились. В итоге шлем от удара разваливается на глазах болельщиков. И это считалось нормальным.

 

Звоню родителям и слышу: «Ты же дезертир, что творишь»?

- Что вас еще удивило в Швеции, кроме отношения к игрокам?
- Вот это и удивило. То, что непрофессионалы профессионально относятся к делу, эмоционально готовы. Мы же сидели в свое время на сборах по восемь месяцев в году. Из Кавголово вообще не вылезали. А тренировки жуткие. Когда Михайлов приехал в команду, он, по-моему, эксперименты над нами ставил. Не описать. Сам потом, когда мы встречались, смеялся: «Не знаю, как вы все выдержали»!
- Сейчас все в шоке от истории с Федотовым, которого забрали в армию практически из дома. В СКА вы попали из родного Череповца. Как у вас дело с призывом происходило?
- Что касается Федотова, то это натуральный кошмар! Чисто цэсковская подстава, сто процентов. Просто парень не продлил контракт. Должен был поехать в «Филадельфию», а вместо этого его, образно говоря, засунули в подводную лодку. Это же ненормально.
- Такого даже в советские времена не было.
- Да. Призывали в ЦСКА или СКА, но чтобы прямо в часть… Помню, Коля Маслов, когда был молодой, чудил - его тоже один раз забрали. А у меня была такая ситуация: на хоккеиста Цветкова претендовали одновременно ЦСКА и СКА. Позвонил Валентин Александрович Быстров из Ленинграда, мол, приезжай! Пришла повестка, я побежал к своему тренеру в Череповце Голеву: «Меня в армию забирают»! Он отвечает: «Покупай билет и дуй в Ленинград»! Из ЦСКА тоже пришла разнарядка в военкомат. Получается, что вечером я вылетел в город на Неве, а ко мне домой пришли милиционеры.
- Неприятная ситуация!
- Отец вообще ничего не понимает. Как это так? Человек сбежал от армии, его с наручниками пришли брать. Я родителям позвонил и слышу: «Ты же дезертир! Что творишь»? Еле смог объяснить. Представляете, сколько, маманя тогда натерпелась? Потом уже приехал в Вологду, в центральный военкомат, документы забрал.

 

Просыпаемся утром в Кавголово и выйти не можем - лось подпер дверь

- Потом ЦСКА еще пытался вас перетащить в Москву?
- Нет. У них же тогда были две коман­ды, включая ЦСК МВО. Всех подряд гребли, а потом, кто не подошел, - в СКА сплавляли. И Славка Лавров через это прошел, и Валерка Фаличев… В ЦСКА же тогда сборная Союза играла, не пробиться.
- Послужить по-настоящему в итоге пришлось?
- Нет, никаких стрельбищ не было и близко. Просто жили в Кавголово круглый год. Там даже один раз зимой к нам лось пришел - настоящий, живой. Утром надо выходить на пробежку, а дверь не открывается - сохатый лежит с той стороны, ее подпер. Огромный! Народ через кухню эвакуировался.
- От страха?
- Животное оказалось совсем не агрессивным. Мы его хлебом стали подкармливать. Едем на тренировку, а он прямо рогами упирается в автобус, чтобы мы не уезжали. Такой кадр! Стал домашним! Потом, правда, какая-то сволочь убила нашего друга! Кто-то из местных… Такая жизнь была. Сплошные безвылазные тренировки. Раз в месяц домой отпускали, а утром уже тренировка - и так по кругу.
Игорь ГУРФИНКЕЛЬ.
(Продолжение интервью читайте в следующем номере).

Хоккей Цветков Сергей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

9 января