Итоги матча в Грозном прокомментировал чемпион СССР, главный тренер футбольной школы «Зенит-84» Сергей Веденеев.
- Возможно, ключевым моментом матча стал эпизод с удалением вратаря «Зенита» в концовке первого тайма. Что там, на ваш взгляд, произошло?
- «Зенит» настолько сильнее соперников составом, подготовкой и сыгранностью, что, похоже, все игры будут проходить в одном ключе. Выглядит это так: минут через 10-15 после стартового свистка зенитовцы полностью овладевают инициативой. Благодаря мощной средней линии у «Зенита» налажен даже не контроль мяча, а контроль над игрой. Изматывают постепенно соперника и решают исход дела.
- Но что тогда в Грозном пошло не так?
- Несколько причин: относительно позднее время начала матча, перелёт, жара и духота, чужие трибуны. Вроде бы каждый фактор сам по себе незначительный, но в сумме они не позволили некоторым игрокам сыграть в полную силу. Кроме того, стало ясно, что есть в «Зените» одна позиция, которая качеством уступает остальным.
- Куда же смотрит тренерский штаб?
- Дело в том, что прежде не было оснований считать, что она, эта позиция, проблемная. Знаете, когда Одоевский допустил ошибку, вспомнил его дебют. Он не задался. Несколько детских ошибок, в том числе и в матче с «Рубином», когда Лисакович забил «Зениту» с острого угла, а мяч пролетел под ногой вратаря. «Зенит» вырвал тогда победу со счётом 3:2 благодаря голу в компенсированное время. Но это так, к слову…
Надо сказать, что появление Одоевского в воротах «Зенита» не связано с его игрой, как, например, это обстояло в случае с 17-летним Акинфеевым или 16-летним Хариным в «Торпедо», если кто помнит, который тогда стал самым юным вратарём в истории чемпионатов СССР. Это вратари-самородки, обладающие природными, а не натренированными данными. Поэтому им было легко войти в игру, а у Акинфеева к тому же сразу же были видны и задатки лидера.
Так вот, тут история с попаданием в состав другая, этому парню надо долго и долго ещё набирать. В трёх стартовых матчах чемпионата работы у него не было, поэтому о нём и не говорили. Даже опытному стражу ворот желательно постоянно быть в игре - когда на твои ворота наседают, ты находишься в тонусе. А здесь ситуация иная. Команда постоянно играет на чужой половине поля, а вратарь скучает в штрафной площадке. Контакты с иноязычными защитниками - их было трое - навести не так просто.
Появление Одоевского за пределами штрафной было странным, удивительным, но его ошибка понятна, потому что она стала следствием тех обстоятельств, о которых мы сейчас говорили. Вспомнился Лодыгин: играл себе и играл, на «ленточке» особенно был хорош, всё шло как по маслу, но кто-то решил, что вратарь «Зенита» должен играть в современный футбол, то есть больше и чаще ногами. Но пока учился играть ногами, разучился играть на «ленточке». И пропал для «Зенита» вратарь, стал допускать ошибки.
С Одоевским то же самое: не в первый раз выбегает из штрафной площадки, что называется, не в тему. И не чувствует, что это грозит опасностью. Вот Кержаков, например, вратарь ещё старой школы, он, наверное, сам понимает, что ногами плохо играет - так он и не пытается. С одной стороны, Одоевский не прав, но и тренеры не правы, если заставляют его это делать, неправильно оценивая его возможности.
- А что Ловрен?
- Ловрен тоже ошибся, думая, что Садулаев будет его с одной стороны оббегать, но тот «пошёл другим путём». Заодно, наверное, не поверил своим глазам, видя, что Одоевский бежит. Из-за этого не остановил форварда «Ахмата», для чего у Ловрена, кстати, были возможности, поскольку не по центру всё это происходило, а под углом к воротам.
Мы уже раньше с вами говорили, что в ситуации, когда одна команда сильнее на голову остальных, у неё будут возникать подобные ситуации. Они идут в том числе и от недонастроя, и тут нужно быть профессионалом с большой буквы, чтобы избегать роковых просчётов и вообще просто огорошивающих промахов.
После предыдущего матча с участием «Зенита» мы говорили о том, что такое голы-шедевры. И их было три! А в этот раз шедевры не требовались, нужно было хотя бы один раз попасть в пустой угол ворот. И вот, творя неделей назад шедевры, теперь зенитовцы не исполняли элементарные вещи. Апогеем стала концовка: на последней минуте Малком бил головой из перспективной позиции, но мяч на пять метров от цели ушёл.
Это всё звенья одной цепи: слабая коман­да, мол, у нас впереди. А она, эта команда, фамилии игроков которой ты не слышал никогда, упирается, цепляется за каждый кусок газона и нулевой счёт на табло, и в итоге ты мажешь из убойных позиций и теряешь «свои» очки.
- Говорят теперь, что на поле в Грозном высокая трава играла против «Зенита».
- Мы играли на всяких полях, в марте просто бегали по земле. Но и летом бывали проблемы - в Ереване против «Арарата» трудно приходилось, поскольку там всегда было жёсткое поле, в железных шипах невозможно, они просто не втыкались в газон. А осенью - манежи. Находили возможности адаптироваться, обувь подбирали: для одной травы, для другой, для искусственной. Ты же профессионал - подстраивайся. Если в Грозном трава высокая, то, получается, у нас в Питере низкая. Но «Ахмат» же играет здесь и не жалуется.
«Зенит» не раз за последние четыре года, когда никак не получалось забить, играл в концовках верхом на Дзюбу и побеждал. Надо было смекнуть в Грозном, что хватит с мячом возиться. Коль трава высока, перестройтесь - вешайте мяч в штрафную площадку. А плохому танцору всегда башмаки жмут.
Недавно показывали гол Мостового, не нашего Мостового - Александра гол, который он забил харьковскому «Металлисту» в чемпионате СССР. В манеже были игра. Так вот, Мостовой в штрафной площадке обыграл шесть человек. На месте раскачал, на всё про всё - десять секунд. Поиздевался - и забил. В Сети есть этот гол, посмотрите, всякому советую. Соль ещё и в том, что был Мостовой в кроссовках. А какие тогда кроссовки - тапочки спортивные. Сейчас наши футболисты могут себе такую обувку подобрать, которая тогда Мостовому и не снилась. Это к вопросу о неудобной высокой траве.
- Показалось, что не успевали Сутормин и Ловрен за Садулаевым. Так?
- В некоторых эпизодах они просто позицию теряли. Если футболист в тонусе, он должен был успеть среагировать на движения Садулаева и принять верное решение. Зенитовцы принимали неправильные. Ловрен огромный, Садулаев маленький. Защитник «Зенита» смотрел на него свысока во всех смыслах этого слова. Напрасно. Оббежал он Ловрена. Мы уже говорили, почему этот финт получился так просто.
- За четыре минуты получили два «горчичника» два центральных защитника «Зенита» - 32-я минута, 36-я. Ещё шесть минут - красная карточка у вратаря. Значит, всё-таки не справлялись…
- Там где тонко, там и рвётся. Мы уже говорили, что примерно к шестому туру команды прибавляют, выравниваются, нащупывают связи, и каждого следующего соперника становится обыгрывать всё сложней. Вот и «Ахмат» подтвердил это наблюдение.
«Зенит» после «Химок» получил встряску, одержал две громких победы. Будем надеяться, что матч в Грозном станет ещё одним мотивирующим уколом. И вообще не стал бы бить в набат, «Зенит» ведь играл на выезде вдесятером целый тайм. Ничью в Грозном при таких обстоятельствах вытащит не всякая команда. Взяли очко - по-моему, это нормальный результат.
- Но мы прогнозировали победу.
- Первый тайм - как и с «Химками» - полное игровое и территориальное преимущество. Были моменты. А ошибка вратаря и одного или двух защитников не могут это перечеркнуть.
- Замена у «Зенита» на 87-й минуте - вместо нападающего вышел защитник. Отказались от мысли о победе?
- Нет, это была реакция на замену у «Ахмата», у которого вышел на поле форвард вместо защитника - Конате вместо Быстрова. Поэтому у «Зенита» - Чистяков вместо Кассьерры. Семак решил, что соперник идёт ва-банк, отреагировал на замену в его рядах.
- Держал руку на пульсе событий. Это хорошо, но как же досадно терять два очка не уступая по игре.
- Досадно. Но надо и о другом сказать: игра «Зенита» развивается по нарастающей. Просчёты случаются, это сигнал тренерам. Поэтому в каком-то смысле даже хорошо, что в Грозном ничья. Выиграли бы - возможно, не обратили бы внимания на какие-то недоработки. Всё хорошо! Но теперь точно рассмотрят их под микроскопом. А сделают выводы - станут сильнее. Как это было после «Химок», когда чуть ли не половина команды присела подумать.
- А теперь о чём думы будут у Семака?
- О вратарской позиции. И ещё о том, что в атаке удары в этом матче не пошли.
- Присядет и Одоевский?
- Ситуация с питерскими вратарями вообще очень интересная. Вратари всегда у нас были хорошие. Но примерно с 2010 года ситуация в Академии резко изменилась, и с вратарями в частности. Стали заниматься селекцией, брать сильнейших игроков и в 15 лет, и в 16 из других команд. Набирать на позиции, которые у них проседают.
Далее получается так: поскольку в команды из Академии они забирают лучших игроков, то они имеют подавляющее игровое преимущество над другими командами города. А тотальное превосходство приводит к тому, что до вратаря мячи просто не доходят. И вот вратари, по данным своим самые перспективные, необходимой игровой практики не получают. Они ведь станут сильнее, когда будут играть против сильных соперников, потому что развивается только тот вратарь, которому приходится выручать свою команду.
И тут уже разговор не только о вратарях, но и защитниках. Ситуация же такая: линии обороны из Академии даже близко нет к основному составу. Круговой - да, но выделяется он разве что только тем, что подключается. А как Круговой играет в отборе, мы ещё не знаем. В подкате его не замечали. В игре на опережении - тоже. Кажется, что эти элементы в его игре недоразвиты, поэтому и оказался «на банке». Поэтому и вратари неполноценные, и защитники.
Наверное, с Одоевским сейчас тщательно работают, так как нет уверенности, что тот элемент он может исполнить безупречно. Но эта работа должна была проводиться не сегодня, а пять лет назад. Это основа, это база, а у него базы нет. Потому что не было той необходимой нагрузки, когда можно проверить в настоящем бою то, что ты нарабатываешь на тренировках.
Да, тренировки правильные, но в игре же он стоит в радиусе своей штрафной площадки, а то и ближе к центральному кругу в роли зрителя. Десять раз за матч коснётся мяча, а в конце сезона получит приз лучшего вратаря, потому что в команде чемпионов голов мало пропустил. Сейчас бы Одоевскому надо просто играть - играть там, где коман­ды борются за выживание.
Андрей БАРАБАШ.

Футбол «Зенит» ФК Веденеев Сергей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

17 января