Выступавший в составе сборной СССР в Испании минчанин Сергей Боровский в интервью «Спорт уик-энду» развеял несколько мифов, кочующих на протяжении многих лет из одного газетного материала в другой.

- Во время чемпионата киевляне слушали Валерия Лобановского, тбилисцы - Нодара Ахалкаци, а спартаковцы - Константина Бескова. К какой группировке примыкали вы?
- Да не было никаких группировок! Когда осенью 1981-го в штаб сборной включили тренеров киевского и тбилисского «Динамо», это был очень сильный шаг. Такой аналитики по соперникам, которую предоставлял Ахалкаци, в СССР никто бы сделать не мог. Умение Лобановского подводить команду в оптимальной физической форме общеизвестно.
- Неужели Бесков не мог управиться с киевлянами и тбилисцами?
- Прекрасно Константин Иванович управлялся! Он просто боготворил Давида Кипиани, которому отдавал предпочтение даже перед своим любимцем Юрием Гавриловым. У Бескова было правило: он предлагал футболистам составлять свой вариант состава. Когда Кипиани только начал восстанавливаться после тяжелой травмы, Константин Иванович при анкетировании предупреждал: «Учитывайте Давида».
- Почему же нашей сборной не удалось блеснуть на ЧМ-1982?
- По итогам сезона-1981 авторитетный еженедельник «Франс футбол» поставил нашу сборную на первое-второе место в европейском рейтинге вместе с командой ФРГ. Тбилисцы в тот год завоевали Кубок обладателей кубков. Об авторитете советского футбола свидетельствовал такой факт: на матч в честь юбилея Федерации футбола Чехословакии тренировать сборную Европы пригласили Бескова и немца Юппа Дерваля. Проблема состояла в том, что у советских клубов был очень длительный подготовительный пе­риод. Начинали в конце декабря, а первые матчи чемпионата СССР были, в лучшем случае, в конце марта. Как мы шутили, за три месяца можно было по три раза набрать и растерять форму.
- Как это сказалось на подготовке к чемпионату мира?
- За три месяца удавалось заложить фундамент общефизической подготовки на весь год, но в 1982-м во всех клубах заложили разные фундаменты. А в тбилисском «Динамо», где бурно отметили еврокубковый успех, начался еще и разброд в команде. Нам выпало играть матчи первого группового этапа в Севилье при жуткой жаре. Уже в первой игре против бразильцев недостаток «физики» дал о себе знать. Эдер забил победный гол в самой концовке.
- После этой игры немало критических стрел было выпущено в адрес испанского арбитра Аугусто-Ламо Кастильо…
- И совершенно справедливо! Будучи спортивным директором минского «Динамо», летал на еврокубковый матч против «Вильярреала». Испанцы узнали, что участвовал в ЧМ-1982, и показали вырезки из местных газет. Поверьте, в советских СМИ об ошибках арбитра писали очень деликатно. Только дело не в Кастильо. В матче с бразильцами мы увидели, что на 90 минут при такой жаре сил не хватает. Стали их экономить.
- В Испанию команда отправилась без Кипиани, а заявленные на ЧМ-1982 Леонид Буряк и Вагиз Хидиятуллин на нем так и не сыграли. Это были серьезные потери?
- Очень серьезные. Игрока с таким пониманием футбола, как у Кипиани, в советском футболе не было, а Буряк часто забивал со «стандартов», в том числе, и в отборочном цикле. Этих ребят не хватало.
- Непосредственно в Испании команду как-то пытались привести к единому знаменателю в плане «физики»?
- И питание привозили, которое использовалось космонавтами, и медицинский персонал был очень квалифицированный. Только мы мечтали об одном: добраться до номера под кондиционер. Хотя кондиционеры тогда были не такие, как сейчас.
- Неужели внутри тренерского триумвирата не было противоречий?
- Осенью 1981-го, когда команда бежала и забивала, все были довольны. Когда в Испании у сборной начались проблемы, естественно, и тренеры задергались. Хотя Бесков, формально считавшийся главным, спокойно доверил подготовку в недельном микроцикле между первым и вторым этапами Лобановскому.
- Почему же установку на решающий матч против поляков давал начальник управления футбола Валентин Сыч?
- Это не была установка. Скорее, мотивировочная речь, о которой попросил Бесков. На Олимпиаде в Москве, когда мы летели к югославам в матче за «бронзу», Сыч в перерыве ворвался в раздевалку, навтыкал по полной программе - и мы выиграли. Тренером олимпийской команды был Бесков, и в Испании он решил повторить удавшийся эксперимент. Только нельзя дважды войти в одну и ту же реку!
- Как оценили руководители отечественного футбола выступление сборной в Испании?
- Мы ведь фактически заняли пятое место вслед за полуфиналистами. Об этом в официальном отчете о ЧМ-1982 написали. Выше сборная СССР была только в Англии. Ну, а Бесков очень критично подошел к оценке. В отчете, который он представил, указал, что только четыре игрока не посрамили честь советского футбола: Дасаев, Балтача, Демьяненко и я. Правда, это была конфиденциальная, почти секретная, информация.
- В 1982-м чемпионат СССР выиграло минское «Динамо», которое на чемпионате мира представляли только вы…
- Не стал бы искать какие-то причинно-следственные связи. По игре бразильцы должны были выигрывать чемпионат в Испании, суперклассная команда была! Конечно, на итогах чемпионата СССР сказалась повышенная нагрузка, которая выпала на долю лидеров «Спартака», киевского и тбилисского «Динамо». Так уж сошлись звезды. И в Минске команда в тот год была классная, и фавориты как-то сдали. Причем спад растянулся на несколько лет. Вслед за минчанами чемпионами становились «Днепр» и «Зенит».
Борис ХОДОРОВСКИЙ.

Футбол ЧМ-2022
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в пятницу,

17 января