Сегодня Андрей Талалаев уже воспринимается матерым тренером Премьер-лиги, а еще два года назад, на момент прихода в «Ахмат», его опыт работы на высшем уровне был только авральным - нижегородскую «Волгу» и «Крылья Советов» он принимал в концовках чемпионата, когда вылет в ФНЛ был уже предрешен.
В Грозном тренер получил возможность работать фундаментально и за два года создал узнаваемую стильную команду - с мобильным агрессивным футболом, который позволяет регулярно «трепать» фаворитов, и постоянно повышать планку возможностей.

 

Удобно работать с игроками, которые прошли Побегалова и Евдокимова

- «Ахмат» готовится к сезону в Саранске. Почему там?
- Здесь нам очень комфортно, есть все для тренировок и восстановления. Погода бывает хоть и с дождиком, но тепло. Хорошие поля. Не идеальные, но приличного качества. База была построена к чемпионату мира - все нужное рядом, и тренажерный зал, и бассейн.
- Для вас эта третья предсезонка в «Ахмате». В чем ее главное отличие?
- Сейчас у нас больше работы на выносливость - силовую, скоростную и общую. По сравнению с прошлым годом, мы показатели улучшили. Но пока весь запланированный объем не выполнили. Есть желание быстрее перейти к технико-тактической части, но для восстановления кондиций приходится эту работу проводить, чтобы уже с первого тура на хорошем уровне играть концовки матчей.
- Вы когда-то говорили, что в нижегородской «Волге» у вас был игрок с исключительными функциональными возможностями, под него даже подстраивали командную тактику. Сейчас такие есть?
- Есть. Антон Швец может двигаться сколько угодно. А когда к двигательному объему добавляется еще и скоростной, то возможности команды расширяются.
- Такой выносливостью игроки обязаны природе?
- Конечно, это генетика. Но еще и развитие в детском футболе, и высокая культура тренировок. Когда игроков отличает правильное и очень профессиональное отношение к занятиям. Мне очень удобно работать с футболистами, которые играли у Александра Побегалова и Роберта Евдокимова. Эти тренеры привили им культуру.

 

Уткин скоро будет играть за сборную

- У Даниила Уткина, ставшего лучшим бомбардиром «Ахмата» в прошлом сезоне, вы тоже отмечали высокие функциональные показатели. Его реально было удержать?
- Наверное, это вопрос к нему. Я знаю, что наш клуб сделал все возможное для сохранения Даниила. Отвечаю за футбольное развитие и позицию Уткина понимаю. Соглашаясь на предложение «Ростова», он сказал, что возвращается туда, где вырос, хочет там поиграть. Еще важный момент - тренер. Даниил еще ни разу не вызывался в сборную России, а в «Ростове» при Карпине вскоре всего будет вызван.
- Академию «Краснодара» называют лучшей в России. По тому же Уткину видно, что он прошел эту школу?
- Конечно! Кроме молодых чеченских футболистов мы всегда стараемся брать игроков из других сильных школ и академий. Если таких игроков хорошо подготовить функционально, направить тактически, то их прогресс очень заметен. Тоже самое можно сказать о Ненахове, Карапузове, Коновалове. Все на виду в Премьер-лиге.
- Кстати, «Краснодар» после весеннего отъезда восьмерых иностранцев одновременно силами резерва поднялся с восьмого на четвертое место! Это пример другим клубам по работе со своими воспитанниками?
- Не надо «Краснодар» ни с кем сравнивать! В этом клубе идеальная система, поскольку требования ко всем командам едины. Они играют в одном стиле - молодые футболисты после перехода в основной состав уже знают, во что и как там играть. «Краснодар» - наша «Барселона». Как и «Крылья Советов, за которые выступает много воспитанников «Чертаново», где команды школы и основной состав объединяет один стиль.
- Это хорошо?
- Да. Понимание требований может ускорить адаптацию молодого игрока в основном составе. Но надо учитывать реалии - большинство российских клубов не такие, часто разница в стиле основной команды и резервной очень заметна. Стремиться к тому, что делает «Краснодар» надо, но сегодня это повторить на уровне Премьер-лиге невозможно.

 

Секреты Чалова и Агаларова не раскрывают

- В чем «Ахмат» прибавил в прошлом сезоне?
- Выделю три аспекта. Первый - команда стала более управляемой. Второе - психологическая устойчивость. Касается это не только игроков и тренеров, но и всего клуба. Показательной была реакция в прошлом сезоне, когда у нас не было результата, теряли очки, но все видели, что качество футбола улучшается. Это добавляло спокойствия и уверенности.
- А третий фактор?
- Прогресс футболистов. Многие шагнули вперед.
- В чем «Ахмату» надо прибавлять, чтобы претендовать на место выше седьмого?
- Игра в защите и реализация моментов. Здесь для прогресса два пути - совершенствование мастерства или качественное усиление. Практика показывает, что за год можно с помощью тренировочного процесса поднять на 10 процентов попадание в створ. ЦСКА с Чаловым и «Уфа» с Агаларовым этот процент превзошли, но как это у них получилось я пока не понял. Коллеги не все рассказывают.

 

У «Ахмата» своеобразный стиль - ищет тех, кому он подойдет

- Когда прояснится состав «Ахмата» на следующий сезон?
- Возможно, ближе к старту чемпионата. Кроме молодых чеченских футболистов из больших клубов мы тоже приглашаем тех, кто хотел бы иметь больше игровой практики. Но и здесь есть нюанс - надо, чтобы игроку подошел наш своеобразный футбол и требования.
- В чем своеобразие?
- В «Ахмате» много скоростной работы и единоборств, а также большая коррекция на тренировках. Не всем нравится, когда их исправляют во время упражнений. Некоторые считают, что стали уже большими мастерами. Еще у нас персонализация ответственности. Кроме командных действий, мы разбираем индивидуальные. И ошибки, если ситуация того требует, персонализируем.
- Сколько нужно новичков высокого класса, чтобы возможности команды увеличились с большой вероятностью?
- В каждой ситуации - индивидуально. Иногда приход одного большого мастера может даже навредить - разрушить командную атмосферу, нарушить игровые связи. Универсального ответа нет.
- Как в «Ахмате» ставят задачи на чемпионат?
- Все понимают, что нам тяжело бороться на турнирной дистанции с командами, которые превосходят нас в качестве футболистов. Перед прошлым сезоном на встрече с болельщиками мы сказали, что может быть повторим клубный рекорд по очкам. Но при условии приобретения сильных игроков в линию атаки. К сожалению, таких взять не получилось.
- Но «Ахмат» все же был близок к рекорду!
- Не пропусти мы на 93-й минуте последнего матча гол - набрали бы 44 очка, которые «Ахмат» еще не набирал. Но и повторения 42-х уже хорошо. Мы ориентируемся на место, которое позволило бы выступать в еврокубках. Важно сделать шаг вперед. Ну, а где окажемся в таблице, только сезон покажет.

 

Рыжиков прививает победный дух

- Ваш тренерский штаб пополнил двукратный чемпион России, победитель «Барселоны» Сергей Рыжиков. Какие задачи у него?
- Любому тренеру нужно время для адаптации в новой команде. Сергей уже проводит тренировки, в том числе ведет протоколы фиксации показателей, занимается с ребятами индивидуально, работает над взаимодействием между вратарем и защитой. Такой мы его роль и планировали.
- Среди его задач вы называли привитие победного духа. Как это выглядит на практике?
- Образно говоря, это ориентирование игроков на выигрыш. Мы на тренировках играем в разных форматах - «2 на 2» или «8 на 8». В случае ничьей никто не поощряется, наоборот обе команды наказываются. Задача Рыжикова еще и в том, чтобы подправить игрока и добиться ответной реакции. Чтобы футболист закрепил замечание в следующем эпизоде. Главный тренер не всегда успевает эти моменты замечать и корректировать.
- Какой главной тренерский урок вы для себя вынесли в прошлом сезоне?
- Наверное, в управлении командой. Убедился, чем выше уровень футболистов, тем у них меньше потребность в сближении с коллективом. Поэтому в тимбилдинге мы были аккуратны. Если видели, что какие-то игры или другие командные мероприятия не заходят, не насаждали их, а делали паузу.
Иван МЕДВЕДЕВ.

Футбол Ахмат ФК Талалаев Андрей
 
 

СМИ2

 

Следующий номер "Спорт уик-энда" выйдет

в четверг,

26 декабря